Понятие рынка чистой монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование рынка чистой монополии в теоретическом и практическом аспектах.
Задачи курсовой работы:
- дать характеристику понятию и признакам чистой монополии
- рассмотреть отдельные виды монополий
- исследовать модели поведения монополиста на рыке
- обобщить результаты работы и сформулировать выводы

Вложенные файлы: 1 файл

kusovaya_rynok_chistoy_monopolii.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

 

          Естественная монополия - это тип рынка чистой монополии, на котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции в связи с тем, что минимизация долгосрочных средних издержек (LAC) при любом объеме производства достигается при работе на рынке только одной фирмы (например, коммунальное хозяйство, транспортирование газа по трубопроводам).

Естественные монополии, как правило, регулируются государством с использованием следующих методов и мероприятий:

- наличие государственного сектора в соответствующих сферах;

- установление цен, тарифов или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения;

- контроль за объемом и структурой постоянных ресурсов естественной монополии.

          Естественные монополии могут быть двух видов:

1) Природные монополии. Появление таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, установленных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых. В случае если она при этом приобретает земельный участок, где расположено месторождение, никто другой уже не сможет им воспользоваться. Закон защищает права собственности, даже если они ведут к созданию монополии. Однако регулирующее вмешательство государства даже при этих условиях не исключено.

2) Технико-экономические  монополии. Это условное название для монополий, возникновение которых обусловлено либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлениями эффекта масштаба. Например, практически невозможно создание в городе двух сетей водоснабжения, подвода газа и электроэнергии в дома. То есть технически это реально осуществить, но нерационально с технической и экономической точек зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            2. Модели поведения монополиста на рынке

 

       Совершенная  конкуренция и чистая монополия  – это теоретические  абстракции, которые выражают  две полярные  рыночные ситуации, два логических  предела. Эти модели позволяют  сформулировать условия рационального  поведения  индивидуальной фирмы, стремящейся к максимизации своей прибыли в каждой из этих ситуаций.

        В условиях чистой монополии  мы встречаемся с единственным продавцом товара, не имеющего близких субститутов  (т.е. товаров-заменителей). Об условности этой ситуации сказано выше. Монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать товар больше. На первый взгляд , утверждение о снижении монополистом цены на свою продукцию может показаться странным. Ведь в обыденном представлении понятие монополиста связывается с непомерно высокими ценами. Для того, чтобы понять рыночное поведение фирмы-монополиста, нужно ещё раз сравнить некоторые важнейшие признаки совершенной и несовершенной конкуренции.

        При  совершенной конкуренции фирма  не в состоянии повлиять на  рыночную цену. Цена на продаваемый  товар диктуется рынком, сформирована  «за спиной»  производителя товаров, предстает как объективный, независимый от воли и сознания рыночный феномен. Вот откуда слово «ценополучатель»! В этих условиях фирма может увеличивать свои прибыли не путем манипулирования ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной.

         В случае же несовершенной  конкуренции монополист обладает  определенной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем  цены различаются. Но главное  – монополист сознательно ищет  и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т.е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить. Ведь, если вспомнить закон спроса, суть его такова: при росте цены величина спроса (при прочих равных условиях) падает, и , наоборот, при снижении цены величина спроса растет. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии ещё при этом и устанавливать объем спроса. И если монополист захватил весь рынок, то кривая спроса на его продукцию -  это отраслевая кривая спроса. Следовательно, для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.

      Рассматривая  модель чистой монополии, сравним, прежде всего, кривые спроса на  товар двух фирм – представителей совершенной и несовершенной конкуренции.

     Из этих  графиков видно, что совершенно  конкурентная фирма может продать, сколько она хочет, не оказывая  при этом влияния на рыночную  цену. Следовательно, линия спроса D на ее продукцию горизонтальная. Невозможность влиять на рыночную цену связана с относительно небольшим объемом производства у фирм, входящих в отрасль. Поэтому, сколько бы фирма – «ценополучатель» ни поставила товара на рынок, все равно это количество слишком мало, чтобы оказывать воздействие на сложившуюся на рынке цену.

     В случае  фирмы-несовершенного конкурента кривая спроса D имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количество товаров, которые намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит. Следовательно, когда фирма-монополист выбрасывает на рынок большее количество товара, его цена падает.

 

  

 

       Важнейший  вывод, который можно сделать  из рассмотрения приведенных  графиков, следующий: горизонтальность  линии спроса на товар, производимый фирмой, характеризует ее как совершенного конкурента. Если же линия спроса имеет отрицательный наклон, то мы имеем дело с фирмой – «ценоискателем».

     Теперь после  анализа кривой спроса обратимся  к проблеме максимизации прибыли  чистой монополией. При ее решении  можно воспользоваться двумя  способами:

   1. Методом сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС);

   2. Методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC).

         Кривая валового дохода фирмы  при несовершенной конкуренции  имеет «холмообразный» вид.

           Альтернативный способ определения  максимума прибыли требует сопоставления предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС).

 

        Предельный  доход – это дополнительный  доход от продажи дополнительной  единицы товара. Если фирма –  совершенный конкурент, или «ценополучатель», то она будет продавать каждую  дополнительную единицу товара по одной и той же неизменной цене. Например, 1 ед. продает по цене 41 долл., 2 ед. по той же цене принесут валовой доход в 82 долл. (41 х 2). Предельный доход (MR) при продаже 3-х единиц составил 82 долл. – 41 долл. = 41 долл. При продаже 3-х единиц по цене 41 долл. валовой доход составит 123 долл. – 82 долл. = 41 долл. Таким образом, можно сделать вывод: в условия совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара т.е MR = P.

           Каков же будет VR при несовершенной конкуренции?

          Изобразим графически видно, что MR снижается быстрее, чем спрос D. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены (MR < P). Ведь для того, чтобы продать дополнительную единицу продукции, несовершенный конкурент снижает цену. Это понижение дает ему некий выигрыш (из табл. 7.2 видно, что валовой доход увеличивается), но одновременно приносит и определенные потери. Что это за потери? Дело в том, что, продав, например, 3-ю единицу за 37 долл., производитель снизил тем самым и цену каждой из предыдущих единиц продукции (а каждая из них продалась по 39 долл.). Следовательно, теперь все покупатели платят более низку цену. Убыток на предшествующих единицах будет равен 4 долл. (2 долл. х 2). Этот убыток и вычитается из цены в 37 долл. и получается предельный доход – 33 долл.

        Взаимосвязь  этих двух графиков  заключается  в следующем: после того как  валовой доход достигает своего  максимума, предельный доход становится  отрицательной величиной. Эта закономерность  поможет нам впоследствии понять, на каком участке кривой спроса монополист устанавливает цену, максимизирующую прибыль. Обратите внимание и на то, что в случае линейной кривой спроса D график MR пересекает ось абсцисс ровно посередине расстояния между улем и величиной спроса при нулевой цене.

         Обратимся вновь к издержкам  фирмы. Известно, что средние издержки (АС) имеет вначале, когда количество  единиц продукции увеличивается, тенденцию к уменьшению. Однако  впоследствии, когда достигается  и превосходится некоторый объем производства, средние издержки начинают расти. Динамика средних издержек, как нам известно, имеет вид U-образной кривой. Изобразим на абстрактном цифровом примере динамику средних, общих (валовых) и предельных издержек фирмы-несовершенного конкурента. Но вначале еще раз напомним следующие обозначения:

TC = Q ×AC (1)

т.е. валовые издержки равны произведению количества товара и средних издержек;

MC = TC n – TC n-1 (2)

т.е. предельные издержки равны разности между валовыми издержками n единиц товара и валовыми издержками n -1 единиц товара;

TR = Q × P (3)

Т.е валовой доход равен произведении количества товара на его цену;

MR = TR n – TR n-1 (4)

       т.е предельный  доход равен разности между  валовым доходом от продажи n единиц товара и валовым доходом от продажи n-1 единиц товара.

         Еще раз вернемся к понятию  совершенной конкуренции и равновесию  фирмы в этих условиях. Как  известно, равновесие наступает  тогда, когда    МС =Р, а цена в условиях совершенной конкуренции совпадает с предельным доходом, следовательно, можно записать:

МС = MR = Р.

Достижение фирмой полного равновесия требует выполнения двух условий:

  1. Предельный доход должен равняться предельным издержкам;
  2. Цена должна равняться средним издержкам. А это значит, что   

MC = MR = P = AC  (5)

         Поведение на рынке фирмы-монополиста  будет точно также определятся  динамикой предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС). Почему? Потому, что каждая дополнительная единица продукции добавляет некую величину к валовому доходу и одновременно – к валовым издержкам. Эти некие величины – предельный доход и предельные издержки. Фирма должна все время сопоставлять эти две величины. Пока разность между MR и МС положительна, фирма расширяет свое производство. Можно провести такую аналогию: как разность потенциалов обеспечивает движение электрического тока, так и положительная разность MR и МС обеспечивает расширение фирмой объема производства. Когда же MR=МС, наступает «покой», равновесие фирмы. Но какая при этом устанавливает цена в условиях несовершенной конкуренции? Каковы при этом будут средние издержки (АС)? Будет ли соблюдаться формула MC=MR=P=AC?

     Монополист, конечно, стремится установить высокие  цены на единицу продукции  Однако, если он установит цену 41 долл., то продаст лишь единицу товара, и его прибыль (41 – 24) = 17 долл. Прибыль - это разница между валовым доходом и валовыми издержками. Предположим, что монополист постепенно снижает цену и устанавливает ее на уровне в 35 долл. тогда он может сбыть, конечно более 1 единицы товара, например, 4 единицы, но это тоже незначительный объем продаж. При этом его валовой доход будет равен 140 долл. (35 х 4), а прибыль (140 – 72) = 68 долл. Следуя кривой спроса, монополист, снижая цену, может увеличить объем продаж. И хотя при этом будет уменьшаться прибыль на единицу товара, общая величина прибыли будет возрастать. До какого же предела монополист будет понижать цену, стремясь увеличить свою прибыль? Очевидно, до того момента, когда предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС), в данном случае при продаже 9 единиц товара.

         Именно в этом случае объем прибыли будет максимальным, т.е. (225 – 117) = 118 долл. Если продавец понизит цену далее, например, до 23 долл., то результат будет таков: продав 10 единиц товара, монополист получи бы предельный доход 5 долл., а предельные издержки товара по цене 23 долл. привела бы  уменьшению прибыли монополиста (230 – 127.5) = 102,5.

        Предельный доход и предельные издержки определяют наклон кривых валового дохода и валовых издержек в любой их точке. Проведем касательные к точкам А и В. Их одинаковый наклон означает, что MR = MC. Именно в этом случае прибыль монополии будет максимальна.

      В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т.е. равенство предельных издержек и предельного дохода, или MC = MR) не достигают своего минимума. Цена при этом выше средних издержек. При совершенной конкуренции соблюдается равенство MC = MR = P = AC. При несовершенной конкуренции

(MC = MR) < AC < P  (6)

 

        Монополист, стремящийся максимизировать прибыль, всегда действует на эластичном участке кривой спроса, поскольку только при коэффициенте эластичности, большем единицы, предельный доход положителен. На эластичном участке кривой спроса снижение цены обеспечивает монополисту увеличение валового дохода.

         Итак, максимум прибыли можно определить, сравнивая TR и TC при различных объемах выпуска продукции; тот же результат получится, если сравнивать MR и MC. Другими словами, максимум различия между TR и ТС (максимум прибыли) будет наблюдаться при равенстве MR и МС. Оба метода определения максимума прибыли равноценны и дают одинаковый результат.

          На следующем графике  видно, что  положение равновесия фирмы определяется  точкой E (точкой пересечения MC и MR), от которой проводим вертикаль до кривой спроса D. Таким образом, мы узнаем цену, обеспечивающую наибольшую прибыль. Эта цена установится на  уровне E1. Затененный прямоугольник показывает величину монопольной прибыли.

Информация о работе Понятие рынка чистой монополии