Понятие рынка чистой монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование рынка чистой монополии в теоретическом и практическом аспектах.
Задачи курсовой работы:
- дать характеристику понятию и признакам чистой монополии
- рассмотреть отдельные виды монополий
- исследовать модели поведения монополиста на рыке
- обобщить результаты работы и сформулировать выводы

Вложенные файлы: 1 файл

kusovaya_rynok_chistoy_monopolii.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

      В условиях совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство без снижения продажной цены. Производство увеличивается вплоть до момента равенства MC и MR. Монополист руководствуется тем же правилом – он сопоставляет дополнительные затраты и дополнительный доход, принимая решение о расширении, приостановке или сокращении производства, т.е. сравнивает свои MC и MR. Но объем производства при этом меньшим, чем он был бы при совершенной конкуренции, т .е. Q1<Q2. При совершенной конкуренции именно в точке Е2  происходит совпадение предельных издержек (МС), минимального значения средних издержек (АС) и уровня продажной цены (Р). Если бы цена (Р2) установилась на уровне точи Е2, то не было бы и монопольной прибыли.

       Установление  фирмой цены на уровне точки  Е2 было бы, очевидно, альтруизмом. В этой точке МС=АС=Р. Но при этом MC > MR. Рационально  действующая фирма отнюдь не сочтет нормальным такое положение, когда расширение производства во имя «общественных интересов» будет сопровождаться для нее большими дополнительными затратами, чем дополнительным доходом.

       Общество  заинтересовано в большем объеме  производства и меньших издержках  на единицу продукции. При увеличении  выпуска c Q1 до Q2 средние издержки уменьшились бы, но тогда для сбыта дополнительной продукции пришлось бы либо снизить цену, либо увеличить издержки по стимулированию продаж (а это связано с ростом издержек сбыта). Этот путь не подходит несовершенному конкуренту: он не желает «испортить» свой рынок понижением цен. Для максимизации прибыли фирма создает определенный дефицит, который и обусловливает цену, превышающую предельные издержки. Дефицит означает ограничение (меньший объем предложения) в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с тем его объемом, который был бы в условиях совершенной конкуренции.

        Монопольная прибыль в модели несовершенной конкуренции тактируется как излишек над нормальной прибылью. Монопольная прибыль проявляется как результат нарушения условий совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке.

         Но насколько устойчиво это превышение над нормальной прибылью? Очевидно, многое будет зависеть от возможностей притока в отрасль новых фирм. При совершенной конкуренции прибыль выше нормальной сравнительно быстро исчезает под влиянием наплыва новых фирм. Если же барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, то монопольная прибыль приобретает устойчивый характер. В долгосрочном периоде любая монополия является открытой, поэтому в длительном временном периоде действует тенденция к исчезновении монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей. Графически это означает, что кривая средних издержек АС будет лишь качаться кривой спроса. Нечто похожее происходит при рыночной структуре, называемой монополистической конкуренцией .

           Для измерения степени монопольной власти в экономической теории используется индекс Лернера (по имени Аббы Лернера, английского экономиста, предложившего этот показатель в 30-е годы ХХ в.):

 

L = P – MC  (7)

P

 

 

       Чем больше разрыв между Р и МС, тем больше степень монопольной власти. Величина L находится в интервале между 0 и 1. При совершенной конкуренции, когда Р = МС, индекс Лернера, естественно, будет равен 0.

        Совершенная конкуренция предполагает свободный перелив всех факторов производства из отрасли в отрасль. Поэтому в условиях совершенной конкуренции, как подчеркивается неоклассической школой, отчетливо проявляется тенденция к нулевой прибыли. Если же появляется препятствия  для свободного перелива ресурсов, возникает монопольная прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции .Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

        Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у потребителей нет выбора, и в этом смысле продукт монополии уникален. Определение цены и объема производится чистым монополистом, если этот рынок не регулируется государством, будет осуществляться на основе его средних издержек производства и рыночного спроса. На основании данного правила можно сформулировать следующие выводы:

1.Чтобы повысить объем продаж, монополист должен понизить цену. Это становится причиной того, что предельный доход меньше цены (или среднего дохода) для любого объема выпуска, кроме первой единицы.

2.Монополист определяет  сам и цену на основе рыночного  спроса, и объем производства. Высокие цены связаны с низкими объемами продаж и наоборот.

3. Если спрос эластичен, уменьшение цены будет увеличивать  валовой доход; если спрос неэластичен, падение цены уменьшит валовой  доход.              Следовательно, монополист всегда будет избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации "цена - количество" на эластичном отрезке.

        При  совершенной конкуренции фирма  не в состоянии повлиять на  рыночную цену. Цена на продаваемый  товар диктуется рынком, сформирована «за спиной»  производителя товаров, предстает как объективный, независимый от воли и сознания рыночный феномен. Вот откуда слово «ценополучатель». В этих условиях фирма может увеличивать свои прибыли не путем манипулирования ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной.

         В случае же несовершенной  конкуренции монополист обладает  определенной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем  цены различаются. Но главное – монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т.е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить. Ведь, если вспомнить закон спроса, суть его такова: при росте цены величина спроса (при прочих равных условиях) падает, и , наоборот, при снижении цены величина спроса растет. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии ещё при этом и устанавливать объем спроса. И если монополист захватил весь рынок, то кривая спроса на его продукцию -  это отраслевая кривая спроса. Следовательно, для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.

Не следует преувеличивать силу монопольной власти. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией, т.е. в определенной мере она также ограничена в своих действиях:

- условиями рыночного спроса

- конкуренцией со стороны импорта

- потенциальной конкуренцией в связи с появлением товаров-заменителей в условиях НТР

- конкуренцией за бюджет потребителя со стороны других фирм, каждая из которых стремится занять как можно более существенное место в бюджете потребителя

- антимонопольным законодательством, которое принято во всех развитых странах.

Таким образом, чистая монополия, как и совершенная конкуренция, является крайней формой рыночной структуры. Чистая монополия, возникает на базе рыночной экономики, функционирует по законам рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.
  2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999.
  3. Манконелл К.Л., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Инфра-М, 1999.
  4. Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство “Республика”, 1994 год.
  5. Узунов В. Н. Рыночная экономика / В. Н. Лукьяненко // Экономист. – 2005. – №8. – С. 12-13.
  6. Экономическая теория. Микроэкономика-1,2: Учебник / под ред. Г.П. Журавлевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 934 с.
  7. Улашев Б. Чистая монополия: характерные черты / Б. Улашев // Экономическое обозрение.- 2002.- №11.- 17.10.04.- Ст.3-5.
  8. Курс экономической теории. Учебник / Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е.А., М.: 2007. – 148 с.
  9. Р. Нуриев, С. Авдашева. Базовые экономические понятия. Вопросы экономики № 11, 1993 год.
  10. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 605 с.
  11. Спиридонов Н.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 256 с.
  12. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндиров М.А. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. М., 2005.– 420 с.
  13.   Батманова Е.С, Томилов П.С. Мировая экономика и международные экономические отношения, Уч. пос., 2005. - 111с .
  14.   Шмелев А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции. М.: Магистр, 1997.– 56 с.
  15.   Портер М., Конкуренция. / Пер с англ. – М.: ИД "Вильямс", 2002
  16.   Хасбулатова Р.И., Мировая экономика и международные экономические отношения. В 2 ч., 2006., - 671с., 718с.
  17. Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1994 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие рынка чистой монополии