Понятие, сущность и задачи агропромышленного комплекса РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение агропромышленного комплекса Республики Беларусь и основные направления развития агропромышленного комплекса.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
• Дать определение агропромышленному комплексу, рассмотреть его структуру и основные функции;
• Оценить современное состояние агропромышленного комплекса Республики Беларусь;
• Определить проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

АПК.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Страна должна развивать  сельское хозяйство за счет широкомасштабного  освоения ресурсо- и энергосберегающих  технологий, увеличения в энергобалансе  доли местных энергоносителей, вторичных  энергоресурсов предприятий, разработки и внедрения в сельскохозяйственное производство машин и оборудования, использующих энергию солнца, ветра, воды, низкопотенциального тепла земли и животных, озона-холода, биогаза и других возобновляемых источников.

Также не обеспечивается приоритет развития АПК. Наоборот, с позиции воспроизводства ресурсного потенциала продолжается перераспределение капитала из сельского хозяйства в другие отрасли экономики. Это подтверждается неадекватностью реализационно-сбытовых цен затратам на производство, существенным отставанием оплаты труда работников сельского хозяйства от других отраслей реальной экономики и др.

Изучение показывает, что в настоящее время необходимо строгое научное определение  стратегии и политики развития агропродовольственного производства, тем более что сейчас, по поручению Президента Республики Беларусь, идет доработка Программы социально-экономического развития и возрождения села. Государственная аграрная политика должна базироваться на следующих основных принципах.

Основные принципы государственной  агропродовольственной политики:

1. Целевой характер  и программность реализации государственных  приоритетов

Государственные приоритеты АПК должны реализоваться через  научно-обоснованные целевые республиканские  и отраслевые программы развития. Это позволяет заложить приоритеты в целевые программы и сконцентрировать на их выполнении основные ресурсы

2. Адресность государственной  поддержки

Государственная поддержка  должна оказываться непосредственно  сельхозтоваропроизводителям. Нельзя допускать получения бюджетных и централизованных средств коммерческими посредническими организациями

3. Устойчивость механизмов  государственного регулирования

Основные обязательства  государства перед сельхозтоваропроизводителями должны быть долгосрочными. Это позволяет добиться устойчивости механизмов поддержки развития сельского хозяйства и даст возможность самим предприятиям выработать устойчивые критерии поведения

4. Гарантированность  мер государственной поддержки

Преференции государства  сельским товаропроизводителям должны быть гарантированными. Это означает, что все целевые государственные программы должны быть полностью обеспечены финансовыми и материальными ресурсами. Иначе будет иметь место их невыполнение, а, следовательно, и обесценивание государственных обязательств

5. Разграничение обязательств  республиканских и местных хозяйственных  органов

Государственные целевые  программы должны иметь 2 уровня республиканские  и местные. Республиканские программы  следует обеспечивать за счет республиканского бюджета и централизованных фондов, а местные - за счет местных источников. Нецелесообразно смешивать источники, это приводит к их размыванию.

6. Ограничение размеров  государственной поддержки и  усиление самофинансирования

Государственные республиканские, централизованные и местные бюджетные средства и фонды должны иметь вспомогательный характер при ресурсном обеспечении развития всей совокупности сельскохозяйственных предприятий и составлять меньшую часть в общих объемах инвестиций и капиталовложений в АПК. Основные средства для развития и воспроизводства агропромышленного производства должны быть заработаны самими сельскими товаропроизводителями. Агропромышленное производство должно функционировать на принципах самоокупаемости, самофинансирования и самовоспроизводства

7. Равнодоступность и  конкурсность предоставления государственных  преференций

Все формы сельскохозяйственных предприятий (включая малые) должны иметь равные права на получение  государственных средств. Для этого  необходимаконкурсность. Основными получателями государственных средств должны быть товаропроизводители, обеспечивающие более эффективное использование централизованных ресурсов в расчете на единицу продукции. За получение государственных преференций (в том числе за госзаказ) надо бороться.

Таким образом, можно  сделать вывод, что на развитее агропромышленного  комплекса влияют множество факторов, которые оказываю как положительное  так и негативное влияние.

Вывод: Большое значение для агропромышленного комплекса  имела реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005 -- 2010 годы, которая позволила поднять аграрное производство на новый уровень.

Ныне отрасль работает в рамках новой Государственной  программы устойчивого развития села на 2011--2015 годы. На новый уровень намечено вывести производственную деятельность сельскохозяйственных организаций.

Несмотря на достигнутые  позитивные сдвиги, в развитии отрасли  существует ряд нерешенных проблем. Не обеспечивается приоритет развития АПК. Наоборот, с позиции воспроизводства ресурсного потенциала продолжается перераспределение капитала из сельского хозяйства в другие отрасли экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сельское хозяйство  является основным источником продовольствия, а также поставщиком сырья  для некоторых сопутствующих  отраслей.

Сельское хозяйство  нельзя рассматривать как сугубо выращивание продуктов. За сельским хозяйством стоит огромное количество других предприятий, которые с одной  стороны обслуживают сельскохозяйственные организации, а с другой обрабатывают с/х продукцию.

Аграрно-промышленный комплекс (АПК) -- совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственного  сырья, насыщение внутреннего рынка  продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья. АПК Беларуси является крупной межотраслевой подсистемой, объединяющей 9 отраслей народного хозяйства - сельское хозяйство, пищевая промышленность, молочная, мясная, комбикормовая, легкая (в части переработки сельскохозяйственного сырья), тракторное машиностроение, строительство, материально-техническое обеспечение и агросервис.

Цель функционирования АПК состоит в удовлетворении общественных потребностей в продовольствии и сельскохозяйственном сырье.

Среди важнейших особенностей АПК следует выделить сезонность сельскохозяйственного производства и влияние природно-климатических условий, многообразие форм собственности, формирование фондов воспроизводства за счет собственной продукции (семена, корма, скот и др.). Земля как основное средство производства обладает универсальностью. На одной и той же земле можно производить разнообразные виды продукции. Большую роль в развитии АПК играет обоснованная аграрная политика. Ее составляющими являются политика ценообразования, кредитная, инвестиционная политика, системное реформирование отношений собственности и комплексное проведение преобразований во всех сферах АПК, создание государственных запасов сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Политика ценообразования в АПК должна строиться на принципах обеспечения сельскохозяйственным производителям возмещения издержек производства и получения доходов для осуществления воспроизводственного процесса.

Агропромышленный комплекс Республики Беларусь является самым  крупным производственным комплексом экономики страны.

Однако, несмотря на развитость сельского хозяйства, данная отрасль имеет ряд проблем. Одна из них - низкая эффективность самого сельского хозяйства. Это обусловлено государственной формой собственности. Наличие колхозов - проблема, которая была еще в советское время. Еще одной проблемой можно назвать недостаток профессиональных кадров. Проблема всегда существовала, а сегодня, когда разница в заработных платах в городе и на селе кардинально различна, проблема обострилась.

Перспективы сельскохозяйственного  комплекса в РБ следующие: без коренного реформирования отрасли данная сфера останется убыточной. Следует создавать фермерские хозяйства. Это, возможно, коренным образом изменит структуру выпуска сырья, но повысит эффективность работы. Это в свою очередь обеспечит сопутствующие предприятия более качественным сырьем и повысит их эффективность. Также выиграют от этого и предприятия, производящие сельскохозяйственное оборудование.

агропромышленный сельское хозяйство реформирование

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВикипедияЭлектронный ресурс/Свободная энциклопедия. - 2007-2011. - Режим доступа: [http://www.wikipedia.org/] - Сельское хозяйство Республики Беларусь. - Дата доступа: 01.12.2011 .

2. Гусаков, В.Г. Экономика организаций  и отраслей аграрно-промышленного  комплекса/В.Г. Гусаков. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 574 с.

3. Журавлева, Г. П. Экономическая  теория. Микроэкономика-1,2: учебник  для вузов Г. П. Журавлева,  В. В. Громыко, М. И. Забелина; под ред. Г.П. Журавлевой. - М.: Дашков  и К, 2008. - 934 с.

4. Кивейш, Е. Агропромышленный комплекс: путь к стабильному развитию/Е. Кивейш// Финансы, учет, аудит. - 2002. - №9(1) . - 30 с.

5. Крупич, А. Роль кооперации  и интеграции в формировании  рыночных хозяйственных структур/А.  Крупич Аграрная экономика. - 2006. - №6. - 23 с.

6. Лещиловский, П.В., Гусаков, В.Г, Кивейш, Е.И.. Экономика предприятий и отраслей аграрно-промышленного комплекса:Учебное пособие/П.В. Лещиловский, В.С. Тонкович, Л.В. Мозоль.-2-е изд. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 574

7. Лещиловский, П.В., Догиль, Л.Ф., Тонкович, В.С. Экономика предприятий и отраслей аграрно-промышленного комплекса: Учебное пособие/ П.В. Лещиловский, Л.Ф. Догиль, В.С. Тонкович. - Мн.: БГЭУ, 2001. - 575 с.

8. Лобкович, Э.И. Экономическая теория: Учебное пособие/ Э.И. Лобкович. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. - 664 с.

9. Национальный статистический  комитет Республики Беларусь  Электронный ресурс/Национальный  центр статистической информации  Республики Беларусь. - Минск. - 2004-2011. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ru/soc_protection.html/. - Сельское хозяйство. Годовые данные. - Дата доступа: 22.11.2011.

10. Национальная стратегия устойчивого  социально-экономического развития  Республики Беларусь на период  до 2020 года/Республиканский сборник/  Национальная комиссия по устойчивому  развитию Республики Беларусь; отв. ред. Я.М. Александрович. - Мн.: Юнипак. - 2010. - 200 с.

11. Сельское хозяйство Республики  Беларусь/Статистический сборник/Министерство  сельского хозяйства и продовольствия; отв. ред. И.В. Полищук, Е.М.  Полковская, С.Е. Сазонова. - Минск. - 2011. - 283 с.

12 .Трацевская Л.Ф. Экономическая  теория: учебное пособие/Л.Ф. Трацевская. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова, 2005. - 243 с.

13. Тур, А.Н., Плотницкий, М.И., Цели, задачи  и приоритеты в Программе социально-экономического  развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.: Учебное пособие для учащихся/ А.Н. Тур, М.И. Плотницкий. - Мн.: Мисанта, 2007. - 120 с.

14. О бюджете Республики Беларусь  на 2009 год: Закон Республики Беларусь, 13 ноября 2008 г. № 450-З

15.О бюджете Республики Беларусь  на 2010 год: Закон Республики Беларусь, 29 декабря 2009 г. № 73-З


Информация о работе Понятие, сущность и задачи агропромышленного комплекса РБ