Понятия и основные компоненты современной инновационной инфраструктуры в макроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть компоненты инновационной инфраструктуры присущие современной экономике страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……………..3
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В МАКРОЭКОНОМИКЕ...............................................................................................5
Сущность и понятия инновационной инфраструктуры в экономике страны…………….……………………………..……………….………5
Структура и основные компоненты национальной инновационной экономики………………………………………………………...12
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ......…………………….………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...……29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Понятия и основные компоненты современной инновационной инфраструктуры в макроэкономике (1).docx

— 119.43 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в  нашей стране активно развивается  стратегический подход к управлению инновационной сферой, разрабатываются  и реализуются на национальном уровне инновационные стратегии.

Для того чтобы не утратить перспектив роста национальной конкурентоспособности  на мировых рынках наукоемкой продукции, а также избежать необратимости  отставания от ведущих стран в  период их перехода к новому этапу  формирования инновационного общества (построению экономики, базирующейся преимущественно  на генерации, распространении и  использовании знаний), в нашей  стране необходим радикальный пересмотр  подхода государства к управлению инновационной системой.

В качестве основных стратегических задач развития российской национальной инновационной системы на период до 2015 г. рассматриваются:

- создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран, как основы для технологической модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности на основе передовых технологий;

- создание сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке.

Стратегический подход к  развитию национальной инновационной системы подразумевает выработку четких стратегических приоритетов, отказ от политики государства по принципу «всем сестрам по серьгам», концентрацию бюджетных ресурсов в ограниченном числе секторов, но таких, которые определяют конкурентоспособность национальной экономики.

В качестве рационального  варианта стратегии финансирования инновационной системы России до 2015 г. Министерством науки и образования  РФ в проекте «Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 г.» предложено увеличение объемов  финансирования из федерального бюджета  за период 2005-2015 гг. в 8 раз, из бюджетов субъектов Российской Федерации - в 12 раз, из внебюджетных источников - в 33 раза.

Рисунок 3 - Планируемое финансирование инновационной стратегии

Организационно экономическая  система, обслуживающая комплексы  территориально и способствующая их адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры, обеспечивающая свободное  внутри– и межрегиональное перемещение товарных, сырьевых, трудовых, финансовых, инвестиционных, информационных ресурсов. Основная функция интеграции региональной – создание условий, необходимых для поддержания нормального процесса производства и воспроизводства его факторов (средств производства, рабочей силы, финансово кредитных и природных ресурсов), в соответствии с которыми выделяются укрупненные элементы инфраструктуры (производственная, социальная, институциональная, рыночная, информационно инновационная инфраструктура).

В РФ современное состояние  инноваций несет на себе отпечаток трудностей переходного периода и экономического кризиса. Развитие рыночных форм интеграции региональной во многом носит стихийный и неравномерный по регионам характер, что обусловлено несовершенством законодательной базы, неоднородностью кризисных явлений в различных регионах страны, слабой интеграцией региональных воспроизводственных систем. В силу этого вновь создаваемые институты концентрируются главным образом в крупных экономических центрах.

Перспективы интеграции региональной непосредственно зависят от траектории движения к макроэкономической стабилизации, а также от переноса центра тяжести реформ на уровень регионов и предприятий. При этом ключевая роль принадлежит системам информатизации, в которой чисто инфраструктурные функции сочетаются с инновационными. Оба взаимосвязанных функциональных компонента способствуют распространению рыночных реформ с макроэкономического уровня на вертикально горизонтальный, т. е. на территорию, где реально функционируют производительные силы, создаются товары и услуги.

Территориальные центры информатизации призваны обеспечивать распространение (на возмездной и безвозмездной основах) инноваций, повышающих технический уровень производства и ведущих к его структурной перестройке. Та часть инноваций, которая осваивается успешно, становится ориентиром для массы предпринимателей и определяет магистральное направление экономического подъема.

Таким образом, инновации  образуют емкий информационный рынок, важной составляющей которого выступает  распространение заимствованных инноваций  по организации работы предприятий  в рыночных условиях. Информационный эффект такого рода носит системный, межрегиональный характер.

Инновационная составляющая эффекта региональной информатизации дополняется эффектом, который может быть получен вследствие интеграции на основе информационных технологий основных элементов регионально отраслевой инфраструктуры. Интегрированная инфраструктура обеспечивает обслуживание всех стадий производства продукции и ее продвижения на рынок, взаимодействие производителей, специалистов маркетинговых служб и разработчиков новой техники, возможность контроля ситуации со стороны системы административно хозяйственного управления.

Эффект создания интегрированной  регионально отраслевой инфраструктуры, охватывающей производство, сбыт продукции и сферу управления проявляется в его возможностях реагировать на текущие и отдаленные изменения рыночной конъюнктуры. В более широком плане составляющая эффекта региональной информатизации заключается в создании единого информационного поля, которое позволит властным органам всех уровней оценивать и прогнозировать степень сбалансированности структуры производства и рынка, выявлять наиболее перспективные направления привлечения инвестиций, индикативно воздействовать на экономические процессы.

Кроме того, значительный эффект заключен в информатизации социальной сферы, поскольку от оперативности  и полноты информации о социальных процессах зависит политическая и экономическая стабильность как  отдельных регионов, так и страны в целом.

Основными направлениями  ее развития инфраструктуры инноваций:

1. Развитие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов различных масштабов и стадий, начиная от «предпосевной» и «посевной» стадий и заканчивая обеспечением широкомасштабного производства продукции.

Основными направлениями  развития финансовой инфраструктуры поддержки  инновационных проектов должны стать  следующие. Первое, преодоление дефицита инновационных проектов, приемлемых для финансирования венчурными фондами в рамках деятельности Фонда содействия и фондов посевных инвестиций.

Второе, увеличение в течение 2011-2013 гг. до 30-40% доли предоставления льготных кредитов на реализацию инновационных  проектов в рамках программ поддержки  малого и среднего предпринимательства  Российского банка развития (далее - РосБР), а также до 15-20% доли средств, выделяемых целевым образом на поддержку проектов в сфере высоких технологий и инноваций в рамках деятельности Внешэкономбанка.

Также будет обеспечено определение  квот на предоставление гарантий в  целях поддержки инновационных  проектов в рамках гарантийных фондов, создаваемых в рамках программы  поддержки малого и среднего предпринимательства. [15, с. 75]

Третье, создание фондов прямых инвестиций в инновационные проекты  и предприятий высокотехнологических  секторов экономики с участием Внешэкономбанка, в т.ч. проектов, профинансированных на предыдущей стадии инновационного цикла фондами, получившими поддержку  из средств ОАО «Российская венчурная  компания».

Четвертое. Формирование эффективной  координации деятельности институтов развития, направленной на поддержку  инновационных проектов с целью  формирования целостной сбалансированной системы, обеспечивающей необходимый  уровень поддержки на всех фазах  инновационного процесса.

Важнейшей институциональной  мерой развития финансовой инфраструктуры инноваций станет «настройка» существующих организационно-правовых форм для целей функционирования венчурных фондов и инвестируемых ими проектных компаний, для чего будут внесены необходимые изменения в гражданское законодательство.

2. Развитие инновационной инфраструктуры, включая развитие технико-внедренческих зон, бизнес-инкубаторов и технопарков, центров коллективного пользования оборудованием, центров протипирования и дизайна и др.

Первое. Поддержка распространению  рыночных моделей формирования и  развития объектов инновационной инфраструктуры, рассматриваемых как потенциально прибыльный сектор экономики, обеспечивающей доступность для инновационных  компаний необходимых сервисов и  специализированных услуг – экспертных, образовательных, консалтинговых, маркетинговых.

В этой связи будет обеспечена преимущественная поддержка созданию объектов инновационной инфраструктуры (включая в т.ч. бизнес-инкубаторов, технопарков, центр коллективного доступа оборудованием, центров прототипирования и дизайна) в частной или смешанной собственности с преобладающим негосударственным участием.

В случае создания объектов инновационной инфраструктуры в  форме организаций с преобладающим  государственным участием должны быть разработаны планы их полной или  частичной приватизации.

Предполагается, что источниками  финансирования государственной поддержки  создания указанных объектов инновационной  инфраструктуры, должны стать средства федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований и институтов развития, включая ОАО «РВК» и ГК «Роснанотех».

При этом будет оказана  дополнительная информационная и консультационная поддержка организации деятельности соответствующих объектов инновационной  инфраструктуры.

Второе. Обеспечение дополнительной поддержки и совершенствование  регулирования технико-внедренческих  особых экономических зон по следующим  направлениям:

- неувеличение нагрузки на резидентов технико-внедренческих зон, связанной с выплатой платежей в государственные внебюджетные фонды;

- упрощение режима функционирования режима свободной таможенной зоны;

- повышение доступности заемного финансирования для реализации проектов резидентами, включая субсидирование процентных ставок, предоставление государственных гарантий по кредитам компаниям резидентов, а также привлечение финансовой поддержки соответствующих проектов институтами развития.

- обеспечение ускоренного развития на территории технико-внедренческих зон объектов инновационной инфраструктура, включая бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговых и консалтинговых услуг, центры коллективного пользования оборудованием и др.

Третье. Обеспечение целенаправленной поддержки совершенствованию деятельности объектов инновационной инфраструктуры, включая: повышение уровня требований к качеству предоставляемых ими  услуг, софинансируемых из средств федерального и регионального бюджетов, оказание образовательной и информационно-консультационной поддержки деятельности объектов инновационной инфраструктуры, содействие деятельности профессиональных и саморегулируемых организаций в данной сфере.

Четвертое. Формирование инновационного центра «Сколково», обеспечивающего создание среды (институциональной, интеллектуальной, природной, условий проживания и проведения досуга и т.д.), предельно благоприятной для инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сутью инновационной деятельности является максимализация получения социально-экономического    эффекта    за    счет    повышения    эффективности использования интеллектуального потенциала.

Инфраструктура инноваций  – как финансовая, так и «физическая»  – важнейшая составляющая общей  системы поддержки инноваций.

Основными элементами подсистемы инновационной инфраструктуры являются бизнес-инновационные, телекоммуникационные и торговые сети, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы, финансовые структуры и др.

Современная мировая экономика  все более приобретает черты инновационной экономики, связанной с разработкой, внедрением и использованием высоких технологий. Проблема создания институтов инновационной системы, позволяющей генерировать, воспроизводить и использовать научно-технические инновации для повышения темпов экономического развития и качества жизни в нашей стране приобретает чрезвычайно актуальное значение.

Преодоление современного экономического кризиса в России возможно через  реализацию ее преимуществ, таких как  достаточно высокий уровень образования  и квалификации населения и оставшуюся с советских времен научную и  производственную инфраструктуру, особенно в оборонных отраслях посредством разработки и реализации национальной инновационной системы России.

Национальная инновационная  система - совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства.

Несмотря на различия в  подходах к формированию НИС в  технологически развитых странах, основной упор делается на тесное взаимодействие между участниками инновационной деятельности, прежде всего на координацию технологического трансфера и финансовых потоков.

Поэтапное увеличение объемов бюджетного финансирования расходов на научные исследования, образование и поддержку инноваций до уровня, характерного для стран ОЭСР, в процентах к ВВП к 2020 году, как условие      достижения    экономикой    страны         необходимого       уровня конкурентоспособности.

Информация о работе Понятия и основные компоненты современной инновационной инфраструктуры в макроэкономике