Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 14:09, курсовая работа
Цель курсовой работы изучение статистических методов оценки безработицы в России. Исходя из цели работы определим задачи.
Задачи курсовой работы:
- изучить теоретические аспекты статистических методов оценки безработицы в России.
- дать статистическую оценку динамики безработицы в РФ за период с 2006 по 2010 год
-определить последствия безработицы и государственная политика по борьбе с ней
Введение………………………………………………………………………….5
1. Теоретические аспекты статистического изучения уровня
безработицы в России……………………………………………………………7
Понятия, сущность и виды безработицы…………………………………...7
Статистические методы изучения безработицы в РФ…………….............13
2. Статистический анализ безработицы в РФ…………….............................19
2.1 Оценка динамики численности безработного населения в РФ…….......19
2.2 Выявление тенденции развития безработицы методом аналитического выравнивания …………………………………………………………………..23
2.3 Корреляционно – регрессионный анализ уровня безработицы в РФ………………………………………………………........................................26
3. Последствия безработицы и государственная политика по борьбе с ней………………………………………………………………………………..30
3.1 Социально- экономические последствия безработицы…………………..30
3.2 Основные пути сокращения безработицы………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………
-Институциональная – появляется, когда рынок труда испытывает воздействие различных посреднических структур, а также когда законодательство приписывает процедуры увольнения и найма на работу и предусматривает меры социальной поддержки безработных. Порождается правовыми нормами, устройством рынка труда. Её определяет соотношение выгод от статуса безработного и потерь от отсутствия работы, приносящей доход. Например, чрезмерная социальная защита порождает снижение трудовой активности населения, высокие ставки налогов также снижают стимулы к труду.
-Добровольная – связана с
наличием группы лиц, которые
по своему психологическому
-Застойная безработица –
- Сезонная безработица имеет колебательный характер, схожа с циклической, но эти колебания можно регулярно прогнозировать. Сезонные работники остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определенные периоды года. Наиболее характерным примером является сельскохозяйственные рабочие, занятые в период уборки урожая, а в остальное время перебивающиеся случайными заработками. Для привлечения работников в такие отрасли экономики фирмам приходится платить им повышенную заработную плату, чтобы компенсировать их периодическую безработицу. Знакомая сезонная незанятость и жителям курортных регионов России, где зимой нет ни отдыхающих, ни доходов от их обслуживания.
-Скрытая безработица –
Наряду с вышеуказанными выше выделяется
и классическая безработица - возникает
при высвобождении части
Уровню безработицы при полной занятости ("естественному" уровню безработицы) трудно дать точное определение, и существует выбор из нескольких альтернативных концепций. Одна определяет естественный уровень безработицы как уровень, при котором заработная плата и инфляция, вызванная ростом цен, либо устойчивы либо находятся на доступном уровне. Другая определяет естественный уровень безработицы, как уровень, при котором количество незанятых рабочих мест равно количеству безработных. Третьи определяют его как уровень безработицы, при котором любое увеличение совокупного спроса не приводит к дальнейшему сокращению числа безработных. В качестве разновидности последнего определения, естественным уровнем безработицы считают такой, при котором безработица носит добровольный (фрикционный и, возможно, сезонный) характер. И, наконец, с недавних пор естественный уровень безработицы стали определять как уровень, при котором процент безработицы остается неизменным и как перемещения в состояние безработицы, так и продолжительность безработицы являются нормальными.
1.2 Статистические методы изучения безработицы
Разрыв между показателями общей и регистрируемой безработицы может иметь чисто статистическую природу. Чтобы проверить, насколько оправданно такое предположение, необходимо четко представлять, как они конструируются и измеряются. Эксперты Международной организации труда (МОТ) выделяют четыре альтернативных подхода к измерению масштабов и уровня безработицы, встречающиеся в статистической практике различных стран: по результатам переписей населения или регулярных выборочных обследований рабочей силы; на основе официальных оценок, которые рассчитываются органами государственной статистики путем комбинирования данных из различных доступных источников; по регистрациям в службах занятости; по численности лиц, получающих страховые выплаты по безработице.
Таблица 1.1 Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службах занятости, тысяча человек,
Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службах занятости, тысяча человек, Российская Федерация | ||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||||
январь |
1937.6 |
1838.6 |
1742 |
1551.6 |
1707.6 | |||
февраль |
2018.7 |
1905.8 |
1744.4 |
1574 |
2012.2 | |||
март |
1996.6 |
1905.1 |
1711.1 |
1534.1 |
2176.6 | |||
апрель |
1972.3 |
1875.1 |
1642.7 |
1478.1 |
2268.8 | |||
май |
1882.5 |
1792.5 |
1575.1 |
1396.7 |
2210.6 | |||
июнь |
1816.3 |
1732.5 |
1491.6 |
1331.5 |
2142.3 | |||
июль |
1799.1 |
1720.8 |
1472.6 |
1316.9 |
2146.4 | |||
август |
1766.1 |
1707.2 |
1454.2 |
1293.5 |
2107.9 | |||
сентябрь |
1714.6 |
1655.8 |
1413.6 |
1247.3 |
||||
октябрь |
1690.4 |
1633.8 |
1420.4 |
1245.3 |
||||
ноябрь |
1739.7 |
1677.7 |
1497.5 |
1304.5 |
||||
декабрь |
1830.1 |
1741.9 |
1553 |
1521.8 |
||||
Общая численность безработных, тысяча человек, Российская Федерация | ||||||||
январь |
2183.1 |
2070.2 |
1972.8 |
1779.1 |
2039.9 | |||
февраль |
2250.6 |
2127.6 |
1970 |
1773.1 |
2333.5 | |||
март |
2237.5 |
2122.7 |
1929.8 |
1740.8 |
2523.8 | |||
апрель |
2208 |
2090.3 |
1862.2 |
1678.9 |
2581.9 | |||
май |
2106.5 |
2009.3 |
1783.2 |
1599 |
2514.6 | |||
июнь |
2032.5 |
1935.3 |
1690.5 |
1530.4 |
2439.4 | |||
июль |
2015.4 |
1929 |
1681.2 |
1526 |
2440.6 | |||
август |
1984.4 |
1910.8 |
1661.6 |
1499.5 |
2394.8 |
Российские официальные
При сопоставлениях предпочтение принято отдавать показателям, базирующимся на результатах обследований рабочей силы, поскольку они строятся по единой методологии и в большей мере свободны от искажающего влияния административной практики учета безработных. В России они обеспечивают получение сопоставимых данных по региональным рынкам труда, тогда как регистрируемая безработица может сильно колебаться в зависимости от политики местных властей и объема имеющихся у них финансовых ресурсов.
В России методы оценки общей безработицы разрабатываются по линии Государственного комитета по статистике Российской Федерации, регистрируемой безработицы - по линии Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В основу измерения регистрируемой безработицы составляет административная информация о клиентах государственных служб занятости (ГСЗ). Показатели регистрируемой безработицы обладают тем преимуществом, что опираются на сплошное непрерывное статистическое наблюдение и отличаются высокой степенью оперативности (рассчитываются ежемесячно). Они выполняют важную инструментальную функцию, обеспечивая информационную базу для формирования государственной политики на рынке труда и открывая возможности для оценки ее масштабов и степени эффективности.
Вместе с тем регистрируемая
безработица охватывает лишь часть
лиц, нуждающихся в трудоустройстве,
а именно тех, кто в поисках
работы обращаются за помощью к государству.
Их круг может меняться в зависимости
от самых различных "привходящих"
факторов, таких как психологическая
готовность или неготовность к контактам
с официальными инстанциями, установленный
порядок регистрации, уровень материальной
поддержки безработных, спектр оказываемых
услуг и т.п. Иными словами, величина,
структура и продолжительность
регистрируемой безработицы во многом
отражают институциональный потенциал
государственных служб
Основные принципы регистрации безработных установлены "Законом о занятости населения". В соответствие с ним официальными безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ст. 3, п. 1). Хотя в этом определении упоминаются критерии отсутствия работы, ее поиска и готовности к ней приступить, методологически оценки регистрируемой безработицы отличаются от оценок общей безработицы. Далеко не каждый, кто может быть квалифицирован как безработный в соответствии со стандартным определением МОТ, имеет право на получение официального статуса безработного.
На данный момент существует устойчивый
разрыв в уровнях общей и
-слабая информированность безработных о режиме деятельности служб занятости. Такое объяснение выглядит вполне правдоподобно для начального периода, когда этот новый для российского рынка труда институт делал только самые первые шаги. Однако для более позднего периода, когда услугами ГСЗ уже успели воспользоваться миллионы людей, оно представляется недостаточно убедительным. Постепенное распространение информации о режиме деятельности служб занятости должно было бы вести к сокращению "клина" между общей и регистрируемой безработицей, тогда как на деле он становился все более массивным.
-фактор "стигматизации". Общественное мнение может подвергать получателей пособий моральному осуждению как "иждивенцев", не желающих трудиться и предпочитающих жить за чужой счет. В этом случае многие безработные будут оказываться от помощи государства, если обращение за ней входит в противоречие с господствующими социальными стереотипами. Действие фактора "стигматизации" должно сильнее сказывается на мужчинах, чем на женщинах, и, по-видимому, их меньшая склонность к поискам работы через государственные службы занятости отчасти связана именно с этим. Однако, как показывают эмпирические наблюдения, российское население демонстрирует высокую степень активности и изобретательности, добиваясь разнообразных социальных гарантий и льгот, и не вполне понятно, почему из этого ряда должны выпадать пособия по безработице.
-бюрократические сложности оформления регистрации. Оценить величину бюрократических издержек, с которыми приходится сталкиваться российским безработным, довольно трудно. Пакет документов, который они должны предъявлять, вставая на учет в органах службы занятости, мало отличается от того, который потребовали бы от него в службах занятости других стран. Косвенным показателем бюрократических издержек может служить среднее количество официально зарегистрированных безработных, приходящихся на одного сотрудника служб занятости.
Информация о работе Последствия безработицы и государственная политика по борьбе с ней