Потребительские предпочтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:56, лекция

Краткое описание

Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью простого сравнения и упорядочения потребителем товарных наборов с точки зрения их предпочтения. Так в противоположность кардиналистскому был выдвинут ординалистский (порядковый) подход.
Наибольший вклад в разработку ординалистской полезности внесли итальянский экономист, В.Парето, русский экономист и математик Е.Е.Слуцкий (1915 г.), английские экономисты Р.Алллен и Дж. Хикс (1934 г.).

Содержание

5.1. Кривые безразличия
5.2. Зона замещения, норма замены, предельная норма замещения.
5.3. Бюджетное ограничение (бюджетная линия).
5.4. Оптимум потребителя.
5.5. Эффект дохода и эффект замещения.
5.6. Некачественные блага. Парадокс Гиффена.
5.7. Излишек потребителя.
5.1. Кривые безразличия

Вложенные файлы: 1 файл

Эффект замещения и эффект дохода.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Общим эффектом изменения цены является увеличение объема спроса на x1- x единиц товара.

 

Эффект замены и эффект дохода.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Для того, чтобы определить величину эффекта замены проведем новую бюджетную линию АВ касательную к кривой безразличия I и параллельно бюджетной линии АВ.

Параллельные  бюджетные линии характеризуют  одинаковое соотношение цен товаров.

Реальный доход потребителя  остается неизменным, если потребитель находится на одной и той же кривой безразличия.

Точка касания бюджетной  линии АВ к кривой безразличия I – точка воображаемого потребительского оптимума Е’. Она характеризуется тем же уровнем реального дохода потребителя, что и первоначальная точка потребительского оптимума Е.

Изменение объема спроса потребителя на товар X при переходе от точки Е к точке Е вызвано исключительно изменением цен товаров. Следовательно, x-x увеличение объема спроса на товар X является эффектом замены.

Рассмотрим переход  от точки воображаемого потребительского оптимума Е к точке нового оптимума Е1. Оба эти оптимума характеризуются одинаковым соотношением цен товаров. Следовательно, изменение объема спроса на товар X происходит исключительно за счет увеличения реального дохода. Увеличение объема спроса x1-x является эффектом дохода.

 

5.6. Некачественные  блага. Парадокс Гиффена.

 

Для нормальных товаров  всегда выполняется закон спроса: при снижении цены товара объем спроса на этот товар увеличивается, а при повышении цены – уменьшается.

Для низших благ закон  спроса также во многих случаях выполняется. Однако низшие блага могут быть теоретически товарами Гиффена, для которых при снижении цены объем спроса уменьшается, а при повышении цены – увеличивается. То есть, для товаров Гиффена закон спроса не выполняется.

 

Эффект дохода и эффект замены (субституции)

при снижении цены

 

 

1. Нормальный товар

Эффект замены

Эффект дохода

Общий эффект

 

2. Низкокачественный товар

Эффект замещения

Общий эффект

Эффект дохода

 

 

3. Товар Гиффена

Эффект замещения

                        Эффект дохода

 

Общий эффект

 

 

5.7. Излишек  потребителя.

 

В соответствии с теорией  предельной полезности рыночная цена товара равна его предельной полезности, выраженной в денежной форме. А значит на каждой единице товара, предшествующей последней единице, покупатель получает некоторую выгоду. Закон убывающей полезности (первый закон Госсена).

Выигрыш потребителя при  покупке, обусловленной превышением полезности приобретаемых единиц товара над ценой, получил название излишка потребителя.

На графике излишек  потребителя – это область, ограниченная сверху кривой спроса, а снизу линией цены.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Излишек потребителя  – весьма полезная характеристика потребления. В целом прирост излишка потребителя характеризует изменение его благосостояния. Излишек потребителя как соредство экономического анализа впервые применил Ж.Дюпюи, позднее А.Маршалл и почти через пол века новый подход к его измерению предложил Дж.Хикс.

Доцент Ковальская Марика Ивановна



Информация о работе Потребительские предпочтения