Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 10:00, реферат
Важное место в микроэкономическом исследовании рынка занимает изучение экономического поведения фирм. Мотивы их деятельности, принимаемые решения, предложение товаров, механизм размещения ресурсов тесно связаны с условиями экономической среды, в которой они функционируют. Микроэкономическая теория выделяет различные типы рыночных структур, влияющих на поведение фирм и результаты их деятельности. Тип рыночной структуры зависит от количества фирм и их размеров; вида, характера производимой продукции; наличия или ограничения вхождения в отрасль и выход из нее; доступности информации о ценах, нововведениях. Тип рынка в значительной мере определяется степенью развития, долей и формами существующей конкуренции. Понятие конкуренции используется в экономике в различных значениях.
Введение…………………………………………………..………………………….…...3
Понятие и признаки совершенной конкуренции…..……………………………….4
Деятельность фирмы в условиях совершенной конкуренции…………………………………………………….…………….…......8
Предложение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде …………………………………………………………….…………….…..12
Заключение………………………………………………………………………..…17
Список использованной литературы
Предложение в краткосрочном периоде
Так как совершенно конкурентная фирма не способна оказывать влияние на рыночную цену, то для нее реализация принципа максимизации прибыли связана с выбором объема предложения. Он должен быть таким, чтобы предельные издержки производства равнялись рыночной цене единицы продукции. Учитывая, что в рамках применяемой фирмой технологии уровень предельных издержек определяется особенностями производственной функции, то становится очевидным, что объем предложения фирмы будет зависеть от уровня рыночной цены. А) Случай максимизации прибыли
Руководствуясь принципом максимизации прибыли, при цене Р* фирма будет осуществлять предложение равное q1 получая при этом максимальную прибыль, равную (P-AC)q1 - затемненная область (рис. 2). При этом следует обратить внимание на ряд обстоятельств. 1) Максимальная прибыль получена при объеме выпуска, для которого средние издержки (АС) не являются минимальными. 2) Выпуск, при котором прибыль максимизируется, не означает получение максимальной прибыли на единицу продукции. 3) Следовательно, показатели уровня прибыли и издержек на единицу продукции не являются критериями получения максимальной прибыли.
Рис. 2. Максимизация прибыли конкурентной фирмой
Фирма всегда максимизирует совокупную прибыль при выпуске, для которого предельная выручка равна предельным издержкам. До тех пор, пока предельная выручка превышает предельные издержки (MR >MC), функция совокупной прибыли будет расти, и фирма будет увеличивать предложение.
Б) Случай самоокупаемости (Р - АС) Р*
Рис. 3. Оптимизация производства на уровне самоокупаемости
В случае снижения рыночной цены до уровня минимальных средних издержек фирма будет продолжать производство, функционируя на основе самоокупаемости (рис. 3). При этом, не получая экономической прибыли, фирма фактически будет иметь некоторую бухгалтерскую прибыль. Следовательно, фирма всегда осуществляет производство, для которого совокупные издержки минимально превышают совокупную выручку.
В) Случай минимизации убытков
Если рыночная цена упадет ниже средних издержек, то фирма будет нести убытки. Но и в этом случае она не должна прекращать производство, поскольку, продолжая его, она компенсирует часть постоянных издержек (рис.4). Только когда цена снизится до уровня минимальных средних переменных издержек (AVC), фирма вынуждена будет прекратить выпуск, т.к. при любом дальнейшем снижении цены убытки возрастут. Таким образом, фирма всегда минимизирует убытки краткосрочного периода путем остановки производства, если иена падает ниже средних переменных издержек. В случае прекращения производства убытки фирмы ставят величину, равную совокупным постоянным издержкам.
Рис. 4. Оптимизация производства в несения убытков
Будет ли фирма в действительности извлекать прибыль или не убытки, зависит от соотношения между рыночной ценой и средними издержками. Однако в любом случае решение об объеме предложения она будет принимать, руководствуясь принципом максимизации прибыли МС =Р. Поскольку все точки оптимального, с точки зрения максимизации прибыли, выпуска лежат на кривой предельных издержек (рис. 5), то она отражает связь между ценой и объемом выпуска. Линия, показывающая предлагаемое фирмой количество продукции для каждого данного уровня цены, называется кривой предложения фирмы. Следовательно, кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде представляет собою часть кривой ее предельных издержек, расположенную выше минимальных значений средних переменных издержек.
В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма осуществляет производство при любой рыночной цене, превышающей минимальные значения средних переменных издержек производства фирмы
Рис. 5. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы для краткосрочного периода
График кривой предложения совершенно конкурентной фирмы зависит от действия ряда факторов: а) количества фирм в отрасли; б) среднего размера фирмы; в) цен переменных ресурсов; г) применяемой технологии. Обратим внимание на то, что эта кривая, во-первых, имеет наклон вверх, поскольку предельные издержки растут по мере Увеличения производства, а во-вторых, дает представление о вероятной Доле фирмы в рыночном предложении при каждом уровне цены.
Кривая краткосрочного предложения совершенно конкурентной фирмы представлена частью восходящего отрезка кривой ее предельных издержек, лежащей выше пересечения с кривой средних переменных издержек
В долгосрочном периоде фирма может изменить все факторы и даже уйти в отрасли, а другие фирмы могут войти в нее, чем и определяется характер установления долгосрочного рыночного равновесия (рис. 6). В случае смешения рыночного спроса на продукцию отрасли с D до D1 равновесная цена вырастет до Р1 Руководствуясь принципом максимизации прибыли, фирмы увеличат предложение до q1 что означало бы увеличение отраслевого предложения до Q1 Поскольку уровень цен Р1 превышает минимальные средние долгосрочные издержки (LRAС) фирмы отрасли будут получать экономическую прибыль, что привлечет в отрасль новые фирмы и в результате приведет к росту отраслевого предложения. Если отраслевое предложение увеличится до S2 рыночная цена упадет ниже минимальных долгосрочных средних издержек до Р3 что сделает производство убыточным, и многие фирмы уйдут из отрасли, в результате чего рыночное предложение увеличатся (S3), а рыночная цена повысится. Связанные с изменениями рыночной цены флюктуации предложения приведут в конечном счете возврату равновесной цены к первоначальному уровню Р и установлению нового долгосрочного рыночного равновесия в точке Q3 При цене Р, совпадающей минимальным долгосрочным средним издержкам, экономическая прибыль репрезентативной фирмы отрасли снова станет нулевой πж = (Р- LRAC)Q = 0 при оптимальном выпуске Отсутствие экономической прибыли сделает отрасль непривлекательной, и приток в нее новых фирм прекратится, а фирмы, имеющие средние долгосрочные издержки не выше минимальных, не будут уходить из отрасли. Фирма и отрасль оказываются в положении дол срочного равновесия. Рост же объема предложения отрасли с Q до означает, что в отрасли появилось некоторое количество новых фирм равное (Q-Q3)/q. Положение долгосрочного равновесия фирмы и отросли означает, что фирмы отрасли производят с минимальными долгосрочными средними издержками и не получают экономической прибыли.]
В долгосрочном периоде действующие в условиях совершенной конкуренции фирмы производят с минимальными долгосрочными средними издержками и не получают экономической прибыли
Кривая долгосрочного предложения совершенно конкурентной фирмы представлена частью восходящего отрезка кривой ее долгосрочных предельных издержек, лежащей выше пересечения с кривой долгосрочных средних издержек
Рис. 6. Установление долгосрочного рыночного равновесия и кривая долгосрочного предложения совершенно конкурентной фирмы
Отсутствие экономической прибыли не означает, что фирмы не получают никакой прибыли. Во-первых, функционирование на уровне минимальных LRAC позволяет фирме получать бухгалтерскую прибыль. Во-вторых, имеющие более низкие издержки фирмы смогут получать даже экономическую прибыль, которая в этом случае выступает в форме «экономической ренты». Причинами последней могут быть: более эффективное управление, более совершенные технологии, удобное расположение и т.п.
В то же время, анализируя механизм, регулирующий количество фирм в отрасли, следует принимать во внимание реалии хозяйственной практики. Так, учитывая трудности перелива капитала, данный механизм лучше работает на расширение, а не на сжатие. Кроме того, даже зная, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль будет нулевой, фирмы могут входить в отрасль по целому ряду причин: а) стремления получить высокую прибыль в краткосрочном периоде; б) различия в реальных издержках; в) трудности установления долгосрочного равновесия; г) наличия бухгалтерской прибыли.
Предложение отрасли в краткосрочном периоде
Отраслевое (рыночное) предложение представляет собой объем выпуска, осуществленный всеми фирмам отрасли.
Если в отрасли достигнуто равновесие, то объем предложения каждой фирмы отрасли в краткосрочном периоде будет представлен кривой ее предельных издержек. Это означает, что для краткосрочного периода предложение отрасли будет равняться сумме предложения фирм для каждого уровня рыночной цены. (Рис. 7.)
Кривая краткосрочного рыночного предложения совершенно конкурентной отрасли является суммой краткосрочных кривых предложения отдельных фирм
Рис. 7. Формирование кривой краткосрочного предложения отрасли
Принцип суммирования кривых предложения фирм для определения кривой отраслевого предложения применим лишь в той степени, в какой цены на используемые в отрасли переменные факторы остаются неизменными. Так как увеличение предложения отрасли приведет росту спроса на переменные факторы и может вызвать рост цен на них, то в реальной действительности построение кривой отраслевого предложения не сводится к сложению кривых предложения отдельных фирм. Сама же краткосрочная кривая отраслевого предложения будет , детерминирована такими факторами, как: 1) количество фирм в отрасли; 2) средний размер фирм отрасли; 3) цены используемых отраслью переменных ресурсов; 4) применяемые в отрасли технологии.
Предложение отрасли в долгосрочном периоде
Расширение или сокращение отрасли не влияет на цену рыночного равновесия поскольку она неизбежно возвращается к уровню минимальных долгосрочных средних издержек. Эта означает, что кривая долгосрочного отраслевого предложения является совершенно эластичной и должна быть представлена горизонтальной прямой. Однако такое допущение справедливо лишь в случае неизменности цен на факторы производства. Но так как цены факторов могут изменяться под влиянием спроса на них, то положение долгосрочной кривой предложения отрасли будет зависеть того, в какой степени изменение объема производства в отрасли га влияло на цены факторов производства, используемых отраслью В зависимости от характера этого влияния различают отрасли с: а)постоянными издержками, б) растущими издержками и в) снижающимися издержками.
А) отрасль с постоянными издержками
Смещение спроса с D1 до D2 приводит к росту цены с Р1, до Р2 Реагируя на изменившиеся условия, фирма в краткосрочном периоде увеличивает производство с q1 до q2 Возникающая при этом экономическая прибыль привлечет в отрасль новые фирмы, что приведет к сдвигу в долгосрочном периоде кривой отраслевого предложения с S1 до S2. Если цены на ресурсы из-за роста спроса на них не изменятся, то новое долгосрочное равновесие отрасли будет установлено при прежней рыночной цене на продукцию отрасли Р1 и объеме Q2 что даст горизонтальное смещение отраслевого предложения (SLR). Поэтому для отрасли с неизменными издержками характерно:
цены остаются неизменными при изменении предложения;
цены равны долгосрочным минимальным средним издержкам.
Отрасль с постоянными издержками характеризуется неизменностью цен, а кривая ее долгосрочного предложения представлена горизонтальной линией.
Б) отрасль с растущими издержками (рис.9). При смещении спроса с D1 до D2 произойдет рост цены с Р1 до Р2. Реагируя на изменившиеся условия, фирма в краткосрочном периоде увеличивает производство с q1 до q2 а кривая долгосрочного отраслевого предложения сместится с S1 до S2 Если в связи с ростом отраслевого предложения увеличившийся спрос на ресурсы приведет к повышению цен на них, то издержки действующих в отрасли фирм вырастут - кривая средних долгосрочных издержек фирмы сместится вверх (LRAC), а кривая предельных издержек отклонится влево (МС2). Новое долгосрочное равновесие установится при цене Р3 и издержках LRAC2, что даст новое рыночное равновесие при отраслевом выпуске Q2. Кривая отраслевого предложения (SLR) оказывается наклоненной вверх. Отрасль с растущими издержками характеризуется:
ростом цен с увеличением рыночного предложения;
цена равна долговременным минимальным средним издержкам;
Отрасль с растущими издержками производства характеризуется ростом цен, а кривая ее долгосрочного предложения наклонена вверх
Рис. 9. Долгосрочное предложение отрасли с растущими издержками
В) отрасль со снижающимися издержками (рис. 10). В данном случае мы сталкиваемся с тем же механизмом установления отраслевого предложения, что и в предыдущем случае. Различие состоит лишь том, что в отрасли со снижающимися издержками расширение объема отраслевого выпуска приводит к снижению цен на производственные ресурсы. Кривые издержек фирмы перемещаются вниз, a новое долгосрочное равновесие отрасли достигается при отраслевом выпуске Q2 равной долговременным минимальным средним издержками. Следовательно, отрасль со снижающимися издержками:
производит с минимальными долгосрочными средними издержками;
равновесная цена имеет тенденцию к снижению с ростом отраслевого выпуска.
Отрасль со снижающимися издержками производства характеризуется тенденцией цен к снижению, а кривая ее долгосрочного предложения наклонена вниз.
Рис. 10. Долгосрочное предложение отрасли со снижающимися издержками
Снижение цен на ресурсы вследствие расширения отрасли чрезвычайно редкое явление*. Чаще всего снижение цен на продукцию отрасли является результатом применения более совершенных технологий. Поэтому далеко не всякое снижение отраслевых цен следует связывать со снижением цен на ресурсы в результате расширения отрасли.
(*Такая ситуация возможна при вовлечении в производство нового ресурса, когда его цена высока из-за неразвитости рынка. Рост спроса ресурса может способствовать лучшей организации рынка ресурса (улучшение маркетинга, транспортной сети) и, как следствие, падению цены на него.) Эластичность предложения. Эластичность рыночного предложения по цене показывает скорость реакции объема производства на изменение рыночной цены. Определяемая как процентное изменение количества предлагаемой продукции в ответ на 1% изменения ее рыночной цены, эластичность предложения выражается уравнением Es = (P/Qs (ΔQs/ΔP), где Qs - объем предложения. Поскольку ΔQs/ΔP - величина, обратная наклону кривой предложения, то мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, эластичность предложения в краткосрочном периоде всегда положительна, и кривая краткосрочного предложения всегда направлена вверх, причем больше для отрасли с растущими и меньше для отрасли с постоянными издержками, в то время как кривая долгосрочного предложения направлена вверх только в случае с растущими издержками. Во-вторых, эластичность предложения в долгосрочном периоде обычно выше, чем в краткосрочном, так как у фирмы меньше ограничений по изменению параметров производства. Для отрасли с постоянными издержками долгосрочное предложение будет абсолютно эластично и примет вид прямой линии. Имеющиеся оценки ценовой эластичности предложения показывают, что наиболее типичными являются отрасли с возрастающими издержками, а имеющее место понижение последних чаще всего является результатом влияния технического прогресса.
Информация о работе Предложение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде