Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:45, контрольная работа
Первоначально экономическая наука изучала особенности домашнего хозяйства, затем города-государства, отдельных сфер экономической деятельности — сельского хозяйства, торговли.
Во времена классической политической экономии в ХVIII в., когда экономическая наука превратилась в самостоятельную отрасль знаний, предметом экономической теории стали считаться экономические закономерности, действующие в общественном производстве, распределении и потреблении в условиях рыночной экономичёской системы. Тогда же появилось знаменитое краткое определение предмета политической экономии как науки о богатстве народов.
Возможны три ситуации: 1) объем производства растет быстрее, чем увеличивается количество ресурсов (положительный эффект масштаба); 2) объем производства растет в той же степени, что и количество ресурсов (отсутствие эффекта масштаба); 3) объем производства растет медленнее, чем увеличивается количество ресурсов (отрицательный эффект масштаба). При неизменных ценах на ресурсы эффект масштаба обусловливает динамику издержек в долгосрочном периоде. Именно он показывает, приводит ли наращивание производственных мощностей к уменьшению или увеличению отдачи. Эффективность использования ресурсов в данном периоде удобно анализировать с помощью функции долгосрочных средних издержек.
Таким образом, кривая долгосрочных издержек LATC определяет динамику минимальных достижимых издержек на единицу про- в год. В долгосрочном периоде хватит времени для воплощения в жизнь любого возможного инвестиционного проекта. Поэтому в нашем примере кривая долгосрочных средних издержек будет состоять из последовательных отрезков кривых краткосрочных средних издержек до точек их пересечения со следующей такой кривой. Таким образом, кривая долгосрочных издержек LATC определяет динамику минимальных достижимых издержек на единицу продукции при росте производства в долгосрочном периоде (т.е. с учетом возможности изменения масштаба производства).
Износ – это постепенная утрата капитальными благами
Своей ценности.
Традицией отечественной
экономической науки стало
Физического и морального.
Амортизация – способ возмещения затрат капитальных ресурсов или воспроизводства данных ресурсов.
1) Отражает оценку величины износа капитальных ресурсов т.е. являются одной из статей издержек.
2) Служат источником
воспроизводства капитальных
Основное направление использования амортизационных средств это замена устаревшего оборудования и устарелых и неисправных средств производства т.е. обновление капитальных ресурсов.
Классификация видов износа
Физический износ. Под физическим износом понимают потерю средствами труда своих потребительских качеств, т.е. технико-производственных свойств. Различают физический износ двух родов. Физический износ первого рода – изнашивание средств труда в результате их непосредственной эксплуатации в ходе изготовления продукции (относится к переменным издержкам). Физический износ второго рода – разрушение бездействующих средств труда под влиянием сил природы или в результате плохого обслуживания , неправильной эксплуатации (относится к постоянным издержкам). Первый род – нормальное и экономически оправданное явление, второй род – пример неэффективного использования капитальных ресурсов.
Моральный износ – уменьшение ценности капитальных благ не связанное с потерей ими потребительских качеств. Выделяют две формы. 1) обусловлен ростом эффективности производства капитальных благ. Его вызывает появление аналогичных, но более дешевых средств труда. 2) связан с появлением новых средств труда, выполняющих схожие функции, но более совершенных, производительных. В результате ценность старых капитальных благ уменьшается. Моральный износ может быть вызван также снижением цен на рынке капитальных благ из-за колебаний экономической конъюнктуры. МИ относят к постоянным издержкам.Износ бывает двух типов:Физический и моральный.Под физическим износом понимают потерю средствами труда своих потребительских качеств, т.е. технико – производительных свойств.
Физ. Износ подразделяется на 2 вида: физ. Износ первого рода – изнашивание средств труда в результате их непосредственной эксплуатации в ходе изготовления продукции.
Степень такого износа соответствует интенсивности применения капитальных ресурсов и растет вместе с увлечением объема производства. Таким образом, физ. Износ 1 рода можно оценить как переменные издержки.
Физ. Износ 2 рода – разрушение бездействующих средств труда под влиянием сил природы или в результате плохого обслуживания , неправильной эксплуатации.
Эта форма не связана с выпуском продукции и может быть отнесена к числу постоянных издержек.
Представляет собой пример неэффективного использования ресурсов.
Формирование кривой средних долгосрочных издержек, ее график.
Эффект масштаба ¾ это феномен долгосрочного периода, когда все ресурсы переменные. Данное явление нельзя путать с известным нам законом убывающей отдачи. Последний является феноменом исключительно краткосрочного периода, когда взаимодействуют постоянные и переменные ресурсы.
При неизменных ценах на ресурсы эффект масштаба обусловливает динамику издержек в долгосрочном периоде. Ведь именно он показывает, приводит ли наращивание производственных мощностей к уменьшению или увеличению отдачи.
Эффективность использования ресурсов в данном периоде удобно анализировать с помощью функции долгосрочных средних издержек LATC. Что представляет собой эта функция? Предположим, что правительство Москвы решает вопрос о расширении принадлежащего городу завода АЗЛК. При имеющейся производственной мощности минимизация издержек достигается при объеме производства в 100 тысяч автомобилей в год. Это положение вещей отображает кривая краткосрочных средних издержек ATC1, соответствующая данному масштабу производства (рис. 6.15).Пусть введение новых моделей, выпуск которых намечен совместно с «Рено», увеличило спрос на автомобили. Местный проектный институт предложил два проекта расширения завода, соответствующих двум возможным масштабам производства. Кривые ATC2 и ATC3 являются кривыми краткосрочных средних издержек для этих больших масштабов производства. При принятии решения о варианте расширения производства руководство завода, помимо учета финансовых возможностей инвестирования, примет во внимание два основных фактора ¾ величину спроса и значение издержек, с которыми можно произвести требуемый объем производства. Необходимо выбрать масштаб производства, который обеспечит удовлетворение спроса при минимальных издержках на единицу продукции.
ßДолгосрочная кривая средних издержек для конкретного проекта
Здесь принципиальное значение имеют точки пересечения соседних кривых краткосрочных средних издержек (точки А и В на рис. 6.15). Сравнением соответствующих этим точкам объемов выработки и величины спроса определяют необходимость наращивания масштаба производства. В нашем примере, если величина спроса не превысит 120 тыс. автомобилей в год, производство целесообразно осуществлять при масштабе, описываемом кривой ATC1, т. е. на существующих уже мощностях. В этом случае достижимые удельные издержки минимальны. Если спрос возрастет до 280 тыс. автомобилей в год, то наиболее подходящим был бы завод с масштабом производства, описываемым кривой ATC2. Значит, целесообразно осуществить первый инвестиционный проект. Если же спрос превысит 280 тысяч автомобилей в год, придется реализовывать второй инвестиционный проект, т. е. расширять масштаб производства до размеров, описываемых кривой ATC3.
В долгосрочном периоде хватит времени для воплощения в жизнь любого возможного инвестиционного проекта. Поэтому в нашем примере кривая долгосрочных средних издержек будет состоять из последовательных участков кривых краткосрочных средних издержек до точек их пересечения со следующей такой кривой (жирная волнообразная линия на рис. 6.15).
Таким образом, каждая точка кривой долгосрочных издержек LATC определяет минимальные достижимые издержки на единицу продукции при данном объеме производства с учетом возможности изменения масштаба производства.
В предельном случае, когда под любую величину спроса строится свой завод соответствующего масштаба, т. е. существует бесконечно много кривых краткосрочных средних издержек, кривая долгосрочных средних издержек из волнообразной видоизменяется в плавную линию, огибающую все кривые краткосрочных средних издержек. Каждая точка кривой LATC является точкой касания с определенной кривой ATCn (рис. 6.16).
Рис. 6.16. Теоретическая долгосрочная кривая средних издержек
Оптимальный размер предприятия и структура отрасли. Экономия и дезэкономия на масштабах производства.
Оптимальный размер предприятия
Эффективность использования ресурсов в долгосрочном периоде связана с реализацией положительного эффекта масштаба. До определенного момента он снижает средние издержки, а затем сменяется отрицательным эффектом, т. е. повышением издержек. Критерием эффективности размеров предприятия является так называемый оптимальный (или минимально эффективный) размер предприятия. Оптимальный размер предприятия ¾ это размер предприятия, обеспечивающий минимальные средние долгосрочные издержки.
Что под этим понимается? Обратимся вновь к рис. 6.16. При объеме производства Q0 кривая средних долгосрочных издержек достигает минимума. Это значение выработки соответствует тому масштабу производства, при котором экономия является наивысшей.
Минимально эффективный размер предприятия ¾ это чисто технологический критерий, выражающий поведение издержек. Он не учитывает факторы спроса на продукцию, некоторые аспекты конкурентной стратегии фирмы, например, стремление удержать завоеванную долю на рынке. Тем не менее критерий минимальных средних издержек во многом определяет поведение фирмы в долгосрочном периоде.
Эффект масштаба и структура отраслей
Подтверждением этому служат эмпирические данные о структуре отраслей современной промышленности. Производства, технологическая специфика которых исчерпывает положительный эффект масштаба уже при небольших производственных мощностях (малых значениях выработки), представлены небольшими предприятиями (рис. 6.18 а). Примерами служат обычно некапиталоемкие производства: розничная торговля, фермерские хозяйства и т. п.
Для некоторых других производств при достаточно быстром достижении максимального положительного эффекта масштаба далее на длительном участке роста объемов производства дезэкономия не наступает (рис. 6.18 б). В таких отраслях уживаются как небольшие, так и достаточно крупные предприятия. Примерами подобных производств являются производство продуктов питания, одежды, мебели, текстиля, продуктов нефтехимии.
Отрасли с большим оптимальным размером производства
Эффект масштаба может оставаться положительным на протяженном интервале роста объема производства. То есть технологические особенности производства некоторых благ таковы, что средние издержки минимальны только при больших объемах производства (рис. 6.18 в). Поэтому рынок подобных благ формируется так, что агентами предложения являются крупные предприятия. Примерами подобных отраслей в основном служат капиталоемкие отрасли: металлургия, автомобилестроение. Значительный положительный эффект масштаба достижим также в изготовлении стандартизированной продукции ¾ зубной пасты, часов, молочных и кондитерских изделий, пива и т. п. Уже один этот перечень отраслей говорит об огромной роли, которую в современной экономике играют крупные предприятия. Принятый в годы реформ уничижительный тон описания крупных российских предприятий (в прессе их называют динозаврами, пережитками советской эпохи и т. п.) поэтому следует рассматривать как стиль политической публицистики, а не научный анализ.
Рис. 6.18. Эффект масштаба и структура отраслей
Сущность естественной монополии
Иногда же эффект экономии на масштабе производства может быть настолько большим, что обусловит единственность производителя блага (см. пунктирная кривая на рис. 6.18 в). Другими словами, в некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя.
Подобное состояние рынка является монополией ¾ ситуацией, чреватой рядом крупных проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры. Инфраструктура ¾ это сфера организации поставок, включающая:
1) сети, по которым
осуществляются поставки
2) деятельность по эксплуатации этих сетей.
Нетрудно понять, что эффективность естественной монополии в инфраструктурных отраслях обеспечивается технологическим единством находящейся в ее распоряжении сети. Действительно экономически нецелесообразно строительство двух альтернативных аэропортов или прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог. Абсурдно устанавливать в квартирах по несколько кранов, из которых будет течь вода, поставляемая разными компаниями!
С экономической точки зрения это будет означать многократный рост средних постоянных издержек. Так, в условиях существования естественной монополии стоимость сети энергоснабжения распределяется в виде издержек на всю проданную электроэнергию. Если же параллельных сетей будет две, то соответственно удвоится и их стоимость. Поток энергии, проходящий через каждую, упадет в два раза. А постоянные издержки, приходящиеся на каждый киловатт энергии, купленной потребителем, возрастут в два раза!
Попытки дробления естественной монополии
Бессмысленно и дробить естественные монополии. Например, даже если разделить железнодорожную сеть, монопольно эксплуатируемую одной компанией, на несколько региональных участков и передать их в собственность независимым компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет устранен. Из города А в город Б все равно можно будет проехать по одной дороге.
В результате единый рынок услуг по перевозке будет разделен на ряд локальных. Вместо одной монополии возникнет несколько (каждая на своем участке). Уровень конкуренции не повысится. Более того, из-за трудностей согласования работы региональных компаний могут возрасти общие издержки железнодорожной отрасли.
Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. Не даром говорят, что в современной России экономическое единство страны не в последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим электро- и газоснабжением.