Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 13:22, реферат
История экономики как наука выделилась из политической истории в конце XIX века под влиянием активного экономического прогресса в Западной Европе. Основателями новой науки стали представители немецкой исторической школы (В. Рошер, В. Гильдебранд, К. Книс), которые в противовес английской классической политэкономии выдвинули тезис о том, что надо искать не всеобщие законы развития, а внимательно изучать экономическую историю отдельных стран, регионов, цехов, гильдий, союзов и других общественных институтов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Предмет экономики как науки …………………………………………………..5
Формационный и цивилизационный подход в истории экономики…………..7
Логический и исторический подход в истории экономики ………………….13
Новая экономическая история Д. Норта……………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………...………………………………34
Современное положение вещей (как в действительности, так и в науке, в ее теоретическом отражении) здесь уже не идеализируется, как это неизбежно получается у буржуазных историков и философов, а рассматривается как преходящая фаза исторического движения, как этап борьбы нового со старым, настоящего с прошлым.
Нетрудно заметить, что такой
историзм органически связан с точкой
зрения практики, с точкой зрения революционного
преобразования мира в том направлении,
которое диктует сам
Эта особенность марксистско-
Конкретно-историческим подходом к
анализу современности
Только на основе диалектического
решения вопроса об отношении
логического к историческому
было найдено и решение вопроса
о научном предвидении
Вопрос этот возникает в науке, когда прошлое начинают рассматривать «задним числом», с точки зрения его результата: заключена ли в исходном, в данном состоянии вещей какая-либо необходимость того, что в конце получится определенный результат, который можно заранее предвидеть?
Метафизическое мышление с этой проблемой справиться не в состоянии. Оно либо становится на грубо-телеологическую точку зрения, либо вынуждено отвергать вместе с представлением о «целевой причине» и самую возможность строго научного предвидения. В самом деле, если история сводится к простому ряду причинно-обусловленных событий, то тем самым вообще снимается вопрос о всеобщей тенденции развития, в направлении которой совершается все развитие в целом. Ведь свести необходимость к метафизически понимаемой «причинности» – значит свести ее к чистейшей случайности.
Так, для материалиста XVIII века порождение материей в процессе своего развития мозга есть чистая случайность, хотя и причинно-обусловленная.
С точки зрения такого абстрактного
понимания необходимости, нельзя вообще
говорить о том, что в данном настоящем
состоянии вещей заключено
Материалистическая диалектика, отвергая телеологическое представление, дает рациональное объяснение [341] тому факту, что любая данная ступень развития (любое состояние вещей) заключает в себе, как в «зародыше», объективно определенное, а потому научно определяемое будущее.
Категории «действующей» и «целевой»
причин материалистическая диалектика
снимает в категории «
Диалектико-материалистическое решение вопроса об отношении логического к историческому, основывающееся на признании примата реального исторического развития перед логически-теоретическим развитием, в то же время раскрывает всю сложность их закономерного отношения. Совпадение «логического» с историческим понимается впервые на основе материалистической теории отражения и составляет исходный принцип логики марксизма-ленинизма.
Отношение логики развитого мышления (диалектической логики) к истории мышления, а их обеих к реальной истории природы и общества это и есть проблема, которая совпадает с вопросом о структуре диалектики как логики, как теории познания марксизма-ленинизма. Этот вопрос о последовательности элементов диалектики в систематическом ее изложении. «Логическое» выступает как очищенное от исторической формы и от нарушающих его случайностей обобщенно-теоретическое выражение реальности исторического процесса становления конкретной действительности.
На этой основе понимается и отношение
теории предмета к истории того же
предмета. Здесь также осуществляется
совпадение в самом существе дела.
Теория (логически систематическая
форма знания) раскрывает законы развития.
История как наука также
Дуглас Норт – лауреат нобелевской премии 1993 г.
Согласно Норту, в центре научных интересов ИЭУ должна стоять эволюция институциональной структуры, так как от нее зависит как правильное понимание событий прошлого, так и анализ причин настоящего положения тех или иных стран.
1. Функционирование экономики
определяется сочетанием
2. Состояние экономики
в значительной степени
а) политические институты сохраняют устойчивость лишь при условии, что их поддерживают заинтересованные в этом организации;
б) для успешного осуществления реформ необходимы изменения институциональной системы и мировоззренческих основ общества, поскольку решения, принимаемые эк. агентами, зависят в конечном счете от ментальных моделей;
в) культивация новых
г) на короткое время эк. рост возможен и при авторитарных режимах, однако долговременный рост возможен только при верховенстве закона;
д) неформальные ограничения, содействующие эк. развитию, могут ненадолго обеспечить рост экономики даже вопреки зыбким неблагоприятным политич. «правилам игры». Все зависит от того, в какой мере эти пагубные правила соблюдаются в действительности.
3. Ключ к долговременному
росту — обеспечение
История
экономики — это
Таким образом, история экономики не только раскрывает перед нами экономический опыт прошлых лет, но и выполняет определенную прогностическую функцию. Ведь исследуя то или иное экономическое явление, необходимо не только точно установить его содержание, но и предвидеть его будущее развитие. Решение этой задачи возможно лишь на основе хорошо изученных, систематизированных и проанализированных фактов и тенденций экономического развития. История экономики имеет большое значение для общепрофессиональной и специальной подготовки студентов-экономистов, выполняя следующие функции:
- формирует мировоззрение;
- помогает
на конкретных примерах
- формирует экономическое мышление.
История
экономики выполняет и
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
1. История
экономики. Под ред.
2. Камерон
Р. Краткая экономическая
3.Конотопов
М.В. Экономическая история. М.
4. Майдачевский Д. Я. Теория развития хозяйства К. Бюхера и дискуссия о предмете экономической истории в русской историко-экономической литературе начала XX века // Историко-экономический научный журнал.— Иркутск—Чита, 1997. - №1.- С. 36 - 42.
5. Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран. М.: Логос, 2008. – 264 с.
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Предмет, метод и задачи курса истории экономики