Проблема рынка труда, занятости и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. На современном этапе в рыночной экономике эти проблемы проявляются особенно остро, так как в недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 74.05 Кб (Скачать файл)

Численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в апреле 2012г. составила 75,2 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны [13].

В численности экономически активного населения 70,9 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,4 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) [13]. Динамика численности экономически активного населения отражена в Приложении 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

2.1 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И ЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Одной из функций органов  исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.

          Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.

          Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.

         Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада в других странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала.

          В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций.

         Гражданам РФ принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность и т.п.).

         Правовую основу регулирования указанных общественных отношений обеспечивают законодательные акты РФ. Они регулирует строго определенную сферу общественных отношений, включая и социально-трудовые отношения.                                   

 

2.2     ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

Постоянное поддержание  определенного уровня занятости  населения — сложная проблема для любой страны, в том числе  имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости  рынок не может оказывать автоматического  влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования  занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер  воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной  занятости населения является одной  из важнейших задач любого демократического общества.

Государственная политика в  области занятости должна решать два основных вопроса: во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы; во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

         Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:

         - обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;

        - соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости;

       - обеспечение социальной защиты в области занятости;

        - поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;

       - поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

       - координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;

      - поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;

       - обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;

        - международное сотрудничество в решении проблем занятости.                

         Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при едином подходе к решению проблем занятости, особенно в расчете на перспективу.

 

 

2.3 РЫНОК ТРУДА В РОССИИ

Труд, как известно, является одним из основных факторов производства. Согласно экономической теории, труд - это вклад в процесс производства в виде физической и умственной энергии, которую затрачивает человек. Сам  же человек является своего рода ресурсом труда. В рыночной экономике существует специальный термин – рынок труда. Он означает систему отношений, которые  связаны с наймом и предложением ресурсов труда. И для того, чтобы  понять особенности рынка труда, стоит начать с функций, которые  он выполняет. Особенности функционирования рынка труда заключаются в  ряде таких факторов:

- согласование условий труда и цены между работодателями и работниками;

- обеспечение работникам возможности получать средства к существованию;

- стимулирование работодателей и работников;

- обеспечение производства ресурсами труда, а также их распределение по отраслям, регионам и предприятиям.

Основной функцией рыночных отношений является саморегулирование. Его элементы - спрос и предложение, а также конкуренция среди  работодателей и работников. На рынке  труда спрос это совокупность спроса на различные ресурсы работников труда страны вне зависимости  от цены. Спрос зависит от уровня зарплаты, технического уровня производства, налоговой политики и ситуации в  инвестиционной сфере. Предложение  на рынке труда – это совокупность предложений ресурсов труда работников при любых ценах на труд. Предложение  зависит от уровня заработной платы, внутренней и внешней миграции трудоспособного  населения и демографической  ситуации в стране. Что касается конкуренции, то если она возникает  между работниками, это способствует повышению дисциплины труда, и заставляет работников постоянно совершенствовать свою квалификацию. Конкуренция между  работодателями в свою очередь является стимулом для привлечения новой рабочей силы, повышения заработной платы и улучшения условий труда.

Особенности российского  рынка труда

По сравнению с другими  странами, рынок труда в России имеет ряд отличительных особенностей:

- он еще не до конца сформирован;

- в России очень низкий уровень оплаты труда, следствием чего становится низкая производительность труда;

- россияне не отличаются высокой мобильностью. Причины здесь кроются в русском менталитете, большой территории страны и климатических особенностях;

- из-за определенного поведения предприятий, состояние рынка труда нельзя назвать высокоэффективным, а попытки государства сохранить социальную стабильность приводят к резервированию рабочей силы;

- в России, согласно официальным данным, достаточно низкий уровень безработицы. Причем существует скрытая безработица, когда на предприятии оплата труда составляет лишь одну десятую часть ставки, которая не позволяет человеку содержать семью и самого себя.

Особенности современного рынка  труда в России обусловлены социально-политическими  и экономическими условиями. Рынок  труда функционирует в условиях только начинающей зарождаться многоукладной  экономики, неразвитости рынков инвестиции, господства монополизма и усиления разбалансированности спроса и предложения  рабочей силы. Современные особенности  формирования рынка труда заключаются  в новых для нашего общества процессах, при которых распространенными  явлениями стали неполная занятость  и вынужденные отпуска. При развивающемся  рынке труда появились такие  тенденции как рост вторичной  и теневой занятости, а также высокие показатели скрытой и частичной безработицы. Предприятия все чаще становятся банкротами, высвобождая при этом работников. При этом работодатели, находящиеся на плаву повышают требования к уровню квалификации уже работающих сотрудников и людей, только принимаемых на работу. Также продолжает сокращаться возможность трудоустройства у выпускников ВУЗов, молодежи, женщин, пенсионеров и инвалидов. Проблемам занятости государство должно уделять особое внимание. Деятельность государственного аппарата, прежде всего, должна быть направлена на предупреждение возникновения кризисных ситуаций и смягчения напряженной ситуации на рынке труда. Кроме того, государство является основным регулирующим органом. Особенности регулирования рынка труда государством заключаются в нескольких основных направлениях:

- помощь в открытии предприятий;

- государственные субсидии на расширение производства;

- открытие новых государственных предприятий;

- организация общественных работ;

- предоставление государственных заказов промышленности в период спадов.

Государственное регулирование  рынка труда в своей основе направлено на достижение равновесия в социально-экономических условиях уровня занятости, смягчение последствий  безработицы, а также соответствия профессиональной структуры с занятыми в ней рабочими местами. В таких  странах как Швеция, ФРГ и Испания  положительный эффект дают такие  меры государственного регулирования, при которых государство выполняет  функцию защиты молодежи путем снижения возраста при котором нужно выходить на пенсию.

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

3.1 ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

Проблемы занятости населения, подразумевают различные финансовые, социальные и государственные проблемы, но как следствие – это возрастание  уровня общей безработицы и соответствующие  этому последствия.

         Проблемы занятости, появляются по различным причинам и могут даже, создавать некий замкнутый круг.

        Например, недостаточная занятость увеличивает безработицу, а та в свою очередь преступность, далее возрастает количество осужденных лиц – а на трудоустройство ранее судимых, работодатели идут неохотно и редко.

       Проблемы с трудоустройством, так же очень часто, возникают и у инвалидов, которые хотят вести трудовую деятельность. Дело в том, что работодатель, придумает множество причин, чтобы не взять на работу такого работника, даже если он действительно может выполнять, требуемую работу. Все потому, что инвалид – может быть “очень проблемным”, с юридической и финансовой точки зрения, работником. Таким образом, мы имеем определенную прослойку стабильных безработных, общая численность которой, не в лучшую сторону, будет влиять на общий уровень безработицы.

       Другой аспект этой проблемы, это востребованность различных рабочих кадров, квалифицированных рабочих и специалистов.

      Понятно, что образование, обучение и подготовка различных специалистов и рабочих, регулируется специальными государственными органами. Но существует множество различных аспектов, которые неожиданно могут повлиять на рынок труда.

       Вот если в одной схожей области возникнет дефицит, а в другой переизбыток квалифицированных кадров, очень многие специалисты займутся переквалификацией, чтобы не терять работу, но наряду с тем, что к тому же, будут появляться и молодые работник, переизбыток специалистов возникнет, уже и в этой области.

Информация о работе Проблема рынка труда, занятости и безработицы