Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 18:40, курсовая работа
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. На современном этапе в рыночной экономике эти проблемы проявляются особенно остро, так как в недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в апреле 2012г. составила 75,2 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны [13].
В численности экономически активного населения 70,9 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,4 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) [13]. Динамика численности экономически активного населения отражена в Приложении 3.
ГЛАВА 2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
2.1 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И ЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.
Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.
Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ. Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации.
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада в других странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала.
В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций.
Гражданам РФ принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность и т.п.).
Правовую основу регулирования указанных
общественных отношений обеспечивают
законодательные акты РФ. Они регулирует
строго определенную сферу общественных
отношений, включая и социально-трудовые
отношения.
2.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
Постоянное поддержание
определенного уровня занятости
населения — сложная проблема
для любой страны, в том числе
имеющей многовековые рыночные традиции.
Считается, что в сфере занятости
рынок не может оказывать
Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса: во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы; во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.
Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:
- обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
- соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости;
- обеспечение социальной защиты в области занятости;
- поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;
- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
- координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;
- поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
- обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости.
Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при едином подходе к решению проблем занятости, особенно в расчете на перспективу.
2.3 РЫНОК ТРУДА В РОССИИ
Труд, как известно, является
одним из основных факторов производства.
Согласно экономической теории, труд
- это вклад в процесс
- согласование условий труда и цены между работодателями и работниками;
- обеспечение работникам возможности получать средства к существованию;
- стимулирование работодателей и работников;
- обеспечение производства ресурсами труда, а также их распределение по отраслям, регионам и предприятиям.
Основной функцией рыночных отношений является саморегулирование. Его элементы - спрос и предложение, а также конкуренция среди работодателей и работников. На рынке труда спрос это совокупность спроса на различные ресурсы работников труда страны вне зависимости от цены. Спрос зависит от уровня зарплаты, технического уровня производства, налоговой политики и ситуации в инвестиционной сфере. Предложение на рынке труда – это совокупность предложений ресурсов труда работников при любых ценах на труд. Предложение зависит от уровня заработной платы, внутренней и внешней миграции трудоспособного населения и демографической ситуации в стране. Что касается конкуренции, то если она возникает между работниками, это способствует повышению дисциплины труда, и заставляет работников постоянно совершенствовать свою квалификацию. Конкуренция между работодателями в свою очередь является стимулом для привлечения новой рабочей силы, повышения заработной платы и улучшения условий труда.
Особенности российского рынка труда
По сравнению с другими
странами, рынок труда в России
имеет ряд отличительных
- он еще не до конца сформирован;
- в России очень низкий уровень оплаты труда, следствием чего становится низкая производительность труда;
- россияне не отличаются высокой мобильностью. Причины здесь кроются в русском менталитете, большой территории страны и климатических особенностях;
- из-за определенного поведения предприятий, состояние рынка труда нельзя назвать высокоэффективным, а попытки государства сохранить социальную стабильность приводят к резервированию рабочей силы;
- в России, согласно официальным данным, достаточно низкий уровень безработицы. Причем существует скрытая безработица, когда на предприятии оплата труда составляет лишь одну десятую часть ставки, которая не позволяет человеку содержать семью и самого себя.
Особенности современного рынка
труда в России обусловлены социально-
- помощь в открытии предприятий;
- государственные субсидии на расширение производства;
- открытие новых государственных предприятий;
- организация общественных работ;
- предоставление государственных заказов промышленности в период спадов.
Государственное регулирование
рынка труда в своей основе
направлено на достижение равновесия
в социально-экономических
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
3.1 ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
Проблемы занятости населения,
подразумевают различные
Проблемы занятости, появляются по различным причинам и могут даже, создавать некий замкнутый круг.
Например, недостаточная занятость увеличивает безработицу, а та в свою очередь преступность, далее возрастает количество осужденных лиц – а на трудоустройство ранее судимых, работодатели идут неохотно и редко.
Проблемы с трудоустройством, так же очень часто, возникают и у инвалидов, которые хотят вести трудовую деятельность. Дело в том, что работодатель, придумает множество причин, чтобы не взять на работу такого работника, даже если он действительно может выполнять, требуемую работу. Все потому, что инвалид – может быть “очень проблемным”, с юридической и финансовой точки зрения, работником. Таким образом, мы имеем определенную прослойку стабильных безработных, общая численность которой, не в лучшую сторону, будет влиять на общий уровень безработицы.
Другой аспект этой проблемы, это востребованность различных рабочих кадров, квалифицированных рабочих и специалистов.
Понятно, что образование, обучение и подготовка различных специалистов и рабочих, регулируется специальными государственными органами. Но существует множество различных аспектов, которые неожиданно могут повлиять на рынок труда.
Вот если в одной схожей области возникнет дефицит, а в другой переизбыток квалифицированных кадров, очень многие специалисты займутся переквалификацией, чтобы не терять работу, но наряду с тем, что к тому же, будут появляться и молодые работник, переизбыток специалистов возникнет, уже и в этой области.
Информация о работе Проблема рынка труда, занятости и безработицы