Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
изучить бюджетный дефицит, его причины и виды;
рассмотреть понятие государственного долга и ситуацию с дефицитом бюджета;
ознакомиться с государственным долгом России.

Содержание

Введение
1 Бюджетный дефицит: причины, виды, последствия.
2 Государственный долг и методы его сокращения.
3 Государственный долг России.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС. МАКРОЭКОНОМИКА.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных  ценных бумагах, в 2012 году составит 4 967,6 млрд. рублей, что на 35,9 % больше, чем в 2011 году. За 2012 – 2014 годы указанный долг увеличится в 2 раза и к концу 2014 года составит 7 320,8 млрд. рублей.

В соответствии с Основными  направлениями долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществлять выпуск еврооблигаций в рублях.

Законопроектом предусмотрен рост в 2012 – 2014 годах  государственного внутреннего  долга по государственным гарантиям  более чем в 2 раза, его доля в  общем объеме государственного внутреннего долга составит 21,4 %, 21,4 %, 20,6 % соответственно.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 законопроекта установлены верхние  пределы государственного внутреннего  долга Российской Федерации по государственным  гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2013 года – 1 356,0 млрд. рублей, на 1 января 2014 года – 1 684,4 млрд. рублей, на 1 января 2015 года – 1 901,0 млрд. рублей.  Такой рост обусловлен активным использованием механизма государственной поддержки российской экономики в форме предоставления государственных гарантий.

Проектами программ предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов  предусматривается предоставление гарантий на общую сумму 1 139,3 млрд. рублей, в том числе: в 2012 году - 589,5 млрд. рублей, в 2013 году - 331,5 млрд. рублей, в 2014 году – 218,3 млрд. рублей.

В 2012 – 2014 годах планируется предоставление указанных государственных гарантий Российской Федерации: по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами; по обязательствам организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации государственного оборонного заказа; «ипотечные» государственные гарантии Российской Федерации (ОАО «АИЖК»); гарантии по облигационным займам ОАО «РОСНАНО» и юридических лиц, отобранным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на осуществление инвестиционных проектов; по поручительствам «ГК «Олимпстрой»; по кредитам, привлекаемым ОАО «Заполярье» на строительство магистрального нефтепровода.

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2013 года предусмотрен в  сумме 48,4 млрд. долларов США, или 34,6 млрд. евро, что на 8,0 млрд. долларов США, или на 19,8 %, больше, чем по состоянию на 1 января 2012 года (оценка – 40,4 млрд. долларов США).

Динамика объема и структуры внешнего долга на конец 2011 года представлена в таблице 4.

Таблица 4 – Динамика объема и структуры внешнего долга на конец 2011 года.

 

2010 г.           отчет

2011 г.          оценка

2012 г.        проект

2013 г.         проект

2014 г.          проект

млрд. долл. США

струк-тура,%

млрд. долл. США

струк-тура,%

млрд. долл. США

струк-тура, %

млрд. долл. США

струк-тура, %

млрд. долл. США

струк-тура, %

Государственный внешний долг,  всего 

40,0

100

40,4

100

48,4

100

59,4

100

69,0

100,0

в том числе:

                   

кредиты иностранных  государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте

6,9

17,1

5,7

14,1

5,2

10,7

4,6

7,9

4,1

5,9

государственные ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте 

32,2

80,5

29,2

72,3

34,9

72,1

40,7

68,4

46,4

67,3

гарантии РФ в иностранной валюте

0,9

2,4

5,5

13,6

8,3

17,2

14,1

23,7

18,5

26,8


Анализ динамики  объема и структуры  государственного внешнего долга показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте  в 2012 – 2014 годах увеличится по сравнению 2011 годом (ожидаемое исполнение) в 1,7 раза и составит на 1 января 2015 года 69,0 млрд. долларов США.

Увеличение внешнего долга обусловлено  заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных  ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Доля  долга  по государственным  ценным бумагам, номинированным в иностранной  валюте, в общем объеме государственного внешнего долга в  2012 – 2014 годах сократится с 72,1 % до 67,3 %, или на 4,8 процентного пункта.   

В 2012 – 2014 годах предусматривается увеличение в 3,4 раза государственного внешнего долга по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте по сравнению с 2011 годом, что связано с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий в рамках программ государственных гарантий Российской Федерации  в иностранной валюте на 2012 – 2014 годы.

Доля  долга по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте в общем объеме внешнего долга увеличится с 17,2 % в 2012 году до 26,8 % в 2014 году, или на 9,6 процентного пункта.

Проектами программ государственных  гарантий Российской Федерации в  иностранной валюте на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусматривается предоставление  гарантий в общем объеме 14,9  млрд. долларов США: в 2012 году – 4,5 млрд. долларов США, в 2013 году – 5,8 млрд. долларов США  и в 2014 году – 4,6 млрд. долларов США, в том числе:

  • на поддержку экспорта промышленной продукции в 2012 и 2014 годах по 3,0 млрд. долларов США, в 2013 году – 3,5 млрд. долларов США;
  • на осуществление инвестиционных проектов в 2012 и 2013 годах по 1,0 млрд. долларов США ежегодно, в 2014 году  предоставление гарантий не предусмотрено;
  • по проектам, реализуемым с участием МФО, в 2012 году – 0,5 млрд. долларов США, в 2013 году – 1,3 млрд. долларов США, в 2014 году – 1,6 млрд. долларов США.

Вместе с тем фактическое  предоставление государственных гарантий для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг)  составило в 2009 году 14,1 %, в 2010 году – 5 %.

Законопроектом предусматривается  значительное снижение в 2012 – 2014 годах доли  долга по кредитам правительств иностранных государств и МФО: с 10,7 % до 5,9 %, или на 4,8 процентного пункта, что обусловлено финансированием в 2012 – 2014 годах совместных с МФО проектов на условиях софинансирования из федерального бюджета.

В 2012 - 2014 годах Правительство Российской Федерации должно  погасить задолженность по межправительственным соглашениям с Германией (окончательный срок погашения –  2013 год) и Турцией (2012 год). Расчет долга по кредитам правительств иностранных государств по состоянию на 1 января 2012, 2013 и 2014 годов полностью учитывает списание задолженности, погашаемой в денежной форме.

Вместе с тем прогнозируемые верхние пределы по государственному внешнему долгу Российской Федерации  в течение всего трехлетнего  периода не учитывают уменьшение задолженности, погашаемой в товарной форме. Списание задолженности Минфин России предусматривает осуществлять после подтверждения кредиторами фактов ее списания. Поэтому, несмотря на  планируемое финансирование товарных поставок, позволяющих рассчитаться по отдельным межправительственным соглашениям в 2012-2014 годах, по ряду стран прогнозируется сохранение задолженности.

В настоящее время имеется  неурегулированная  задолженность с Мальтой, Боснией  и Герцеговиной, Чехией, Румынией, КНДР.

Расходы  федерального бюджета  по обслуживанию государственного долга Российской Федерации (процентные расходы) на 2012 год предусматриваются в сумме 388,4 млрд. рублей, что на 37,7 млрд. рублей, или на 10,7 %, больше, чем в 2011 году. В 2014 году указанные расходы составят 579,2 млрд. рублей и превысят законодательно установленный показатель  на 2011 год   почти в 1,7 раза.

За 2012 – 2014 года общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на обслуживание государственного долга, составит 1 449,9 млрд. рублей.

Увеличение  процентных расходов  обусловлено прежде всего  увеличением планируемых для  финансирования дефицита федерального бюджета объемов государственных заимствований Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках и соответствующим ростом абсолютного размера государственного долга Российской Федерации.

В соответствии с законопроектом  расходы по обслуживанию государственного внешнего долга в 2012 году  по сравнению с 2011 годом уменьшатся на 5,1 млрд. рублей, или на 6,4 %, и составят  74,3 млрд. рублей,  в 2014 году   - увеличатся в 1,3 раза и  составят 99,8 млрд. рублей.

Рост указанных расходов обусловлен прежде всего увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках) до 7,0 млрд. долларов США ежегодно в 2012 – 2014 годах.

Процентные платежи  по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, в 2012 году составят 71,7 млрд. рублей (2,5 млрд. долларов США), в 2013 году - 83,3 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США), в 2014 году – 95,8 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США). Указанные платежи  рассчитаны исходя из ставок купонного дохода в 2012 году – 6 %, в 2013 году - 6,33 % и в 2014 году - 6 %.

Процентные платежи  по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО,  будут  увеличиваться  и составят в 2012 году 2,6 млрд. рублей (91,6 млн. долларов США),  2013 году – 3,2 млрд. рублей (110,1 млн. долларов США), 2014 году – 4,0 млрд. рублей (130,5 млн. долларов США) соответственно.

Расчеты Счетной палаты объема  расходов по обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации с учетом представленных сведений об уровнях процентных ставок, кросс-курсах и другой информации в целом совпадают с  показателями, содержащимися в законопроекте.

В Основных направлениях долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 годы отмечается, что «бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, диктует необходимость повышенного внимания финансовых властей к сфере корпоративных заимствований».

В целях совершенствования  системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора и создания механизма оперативного влияния на заемную политику российских корпораций с крупной долей государственного участия приняты изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии с указанным законом решения о заимствованиях, осуществляемых в иностранной валюте, принимаются государственными корпорациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По мнению Счетной  палаты, для осуществления мониторинга совокупного  внешнего долга и оценки возможных рисков, связанных с  ростом указанного долга,  необходимо установить механизм оперативного влияния на заемную политику корпоративного сектора, в том числе порядок принятия государственными корпорациями решений о заимствованиях в иностранной валюте.

 

Заключение

 

В работе показаны основные теоретические моменты теории бюджетного дефицита и государственного долга  и отражен государственный долг Российской Федерации.

Изучив экономический  смысл таких понятий как бюджетный дефицит и государственный долг я выяснила, что:

  • бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой;
  • государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков.

Важно отметить следующее: даже при том, что бюджетный дефицит и государственный долг - сами по себе не являются катастрофичными явлениями, их увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам.

Информация о работе Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга