Проблемы занятости в США и в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.

Содержание

Введение
1. Экономическая природа занятости 4
2.Занятости в мировой экономике 5
3. Проблемы занятости в США и в России 7

4 .Последствия безработицы……………………………………………..10
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная статистика.docx

— 42.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               ПЛАН:

 

Введение 

1. Экономическая природа занятости 4

2.Занятости в мировой экономике 5

3. Проблемы занятости в США и в России  7

          

          4 .Последствия безработицы……………………………………………..10

Заключение 13

Список использованной литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Безработица - постоянное явление  в странах с рыночной экономикой. Масштабы безработицы, могут быть больше или меньше в различные годы. Так  или иначе, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений - обнищания граждан, потери ими их социального статуса.

Люди в основной своей массе, при безработице лишаются необходимых  средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять  свои способности в труде, переносят  психологический стресс, постоянно  испытывают душевный дискомфорт, справедливо  относя себя к тем, в ком общество не нуждается.  
Учитывая все эти обстоятельства, правительства большинства стран с развитой рыночной экономикой на протяжении многих лет выработали определенные подходы и комплексы мер по ослаблению безработицы и преодолению ее социальных последствий.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая  система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного  продукта и тем самым в большей  степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица  наносит и жизненным интересам  людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая  их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический  стресс.

Из вышесказанного можно сделать  вывод, что показатели занятости  населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности  и выявления основных тенденций  функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.

Поэтому теоретическое видение  и практическое решение проблемы безработицы на современном российском рынке труда имеет большое  значение не только для разрешения экономических запросов населения  и сбалансированного функционирования рынка труда.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение проблемы занятости в мировой экономике.

Для достижения выше указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:

- рассмотреть теоретические основы  анализа безработицы;

- провести анализ состояния  занятости в мировой экономике между США и Россией.

 

 

1. Экономическая природа занятости.

Рыночная экономика невозможна без существования рынка труда, основным результатом функционирования которого является формирование определенного  уровня и структуры занятости  населения и безработицы. Безработица - это явление, органически связанное  с рынком труда. На рынке труда  складываются уже другие отношения  между работодателями и наемными работниками. Однако пока не созданы  эффективные механизмы использования  трудовых ресурсов, возникают новые  и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.  
 Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Главное в жизни человека, обеспечивающим ему полноту жизни, является наличие у него рабочего места, поэтому потеря работы - серьезная проблема в жизни каждого взрослого человека. Для большинства людей заработная плата - единственный источник доходов, а, кроме того, работа приносит моральное удовлетворение. Таким образом, потеря работы приводит не только к снижению текущего материального уровня жизни, но и к появлению неуверенности в будущем, а также возникновению чувства собственной неполноценности, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому вряд ли можно назвать страну развитой и цивилизованной, если ее граждане и каждый гражданин в отдельности, лишены возможности содержать себя и быть полезными в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Занятость в мировой экономике: категориальный ряд проблем понятие, сущность и виды.

Занятость как социально-экономическое  явление можно определить как  общественно-полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением  личных и общественных потребностей и приносящую трудовой доход (заработок). 
 Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния населения страны, одновременно представляя собой экономическую категорию и социальную проблему.  
Как экономическая категория занятость  - это совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и потребностей в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. 
 Занятость общественно-полезной деятельностью охватывает широкий круг трудоспособного населения. 
По роду (сфере) деятельности всех занятых можно разбить на четыре большие группы: 1) занятые в экономике оплачиваемой деятельностью; 2) военнослужащие, занятые деятельностью, не приносящей прямого денежном дохода (по мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике); 3) учащиеся с отрывом от производства; 4) занятые воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. 
 По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы: 1) наемные работники, занятые на основе продажи своей рабочей силы; 2) работодатели/предприниматели, реализующие свои организаторские и предпринимательские способности; 3) самозанятые (лица, работающие за смой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе). 
 В соответствии с Международным классификатором статуса занятости 
 (1993 г.) выделяются шесть групп занятого населения: 1) наемные работники; 2) работодатели; 3) лица, работающие за свой счет; 4) члены производственных кооперативов; 5) помогающие члены семьи; 6) работники, не классифицируемые по статусу. 
 В зависимости от целей анализа используется различная классификация видов занятости. 
 Как социальная проблема занятость играет определяющую роль в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии его личности. Труд в процессе занятости создает основное богатство общества, обеспечивает его прогрессивное развитие, вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества. В противовес занятости - безработица негативно влияет на жизненный уровень человека, его семьи; является дестабилизирующим фактором, ведущим к застою, деградации отдельных регионов, социальным потрясениям  в обществе. Именно потому, что безработица является серьезной социально-политической проблемой, занятость должна находиться в центре внимания общества и государства, проводимой им социально-экономической политики.  
 
 В этом качестве государственная политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного использования граждан в сфере труда для достижения целей личности и общества. Основой для построения и реализации этой политики является концепция занятости как система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости населения на определенном этапе социально-экономического развития общества. В России концепция занятости прорабатывается в условиях формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Ее основные положения изложены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации». В этом законе, а также Конституции РФ отражены основные принципы занятости. 
 Первый принцип отражает исключительное право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду; принуждение к труду в любой форме не допускается (кроме особых случаев, установленных законодательно.

Второй принцип отражает ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Ответственность  государства связана с принципом  содействия занятости граждан, раскрытием их интересов и способностей при  выборе вида общественно-полезной деятельности. Государственное содействие занятости  и создание для нее условий  состоит в корректировке косвенными мерами (экономическими, законодательными, социальными) экономического поведения  граждан, в приобретении или соответствующей  квалификации для занятия тем  или иным видом деятельности, в  подыскании подходящей работы или места учебы.  
 
 Третий принцип отражает комплексный подход к решению проблем занятости, он включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ содействия занятости населения. 

В условиях рыночной экономики  существует не прямое централизованное управление, а система регулирования  занятости. В этой системе главными регуляторами выступают законы, постановления, нормативно-правовые акты, программы  поощрения и стимулирования занятости, соглашения между субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и на уровне предприятий;  
Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровнях, преследует стратегические и тактические цели. 
 
 Стратегические цели политики занятости состоят в достижении высокого уровня жизни населения, в создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактические цели направлены на сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. Рыночный механизм в регулировании занятости направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса.

 

  1. Проблемы занятость в США и в России.

В наступившем году рост мировой экономики составит всего 2,4%. При таком посредственном темпе роста многие экономики продолжат функционировать ниже своего потенциала и увеличения числа рабочих мест, потерянных во время рецессии, не произойдет. Таков один из главных выводов доклада о перспективах мировой экономики, представленного в Женеве Комиссией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Говорит ведущий специалист ЮНКТАД Альфредо Кальканьо:«В ближайшие два года – 2013 и 2014 – темпы роста мировой экономики по-прежнему не смогут превысить докризисного уровня. И это создает далеко не радужные перспективы для решения проблемы безработицы или, как ее называют эксперты ЮНКТАД, «кризиса занятости». В докладе отмечается, что в сентябре 2012 года уровень безработицы в странах еврозоны достиг 11,6%, что на 1,3% выше уровня 2011 года. При этом налицо явные различия между странами. В то время, как в Испании уровень безработицы составляет 25 %, а в Португалии – 15,7 %, в Австрии, Германии, Люксембурге и Нидерландах этот показатель удерживается на уровне около 5 проц. «Создание адекватного количества рабочих мест должно стать основным приоритетом экономической политики в развитых странах. Если экономический рост там будет таким же вялым, как в базовом прогнозе, уровень занятости не вернется на докризисные уровни ранее 2016 года», – прогнозируют эксперты ЮНКТАД. Несмотря на дополнительные стимулы воздействия на экономику, связанные с острым электоральным противостоянием на выборах президента, 2012 год вписался в общий, однообразный с точки зрения поведения экономических индикаторов, тренд необычно длительного послекризисного периода. Данный период характеризуется неопределенностью как в отношении темпов роста ВВП, так и в фундаментальных перспективах решения финансовых, структурнопроизводственных и социальных проблем. В этой обстановке в официальный обиход входят более мрачные оценки последнего кризиса, который уже все чаще называют «Великой рецессией». В стране, с одной стороны, имеется активная потребность и давление населения на политические силы, направленное на скорейшее решение проблемы активизации роста, нормализации показателей безработицы, восстановления тенденции роста благосостояния, устранения невиданных ранее финансовых проблем. С другой стороны, наличествует реалистическое понимание новизны глобальной обстановки и отсутствия реальных средств для их быстрого решения.

Прошедший год в экономике  США прошел под знаком борьбы с  высокой безработицей и бюджетными проблемами, которые стали основными  темами президентской избирательной  кампании. Переизбрание Б. Обамы на второй срок означает сохранение курса  по всем основным направлениям экономической  политики и дает ему еще четыре года для проведения в жизнь начатых  реформ. Основным политическим препятствием, тормозящим принятие многих экономических  решений, скорее всего, останутся принципиальные разногласия между демократами  и республиканцами по вопросам конкретных механизмов решения многих ключевых проблем, трудности достижения консенсуса, и, как следствие, потеря времени  в ситуациях,  когда оно бывает критически важным.

Экономическая политика Обамы  начинает давать первые, хотя и весьма скромные, результаты, которые, тем  не менее, довольно значимы, особенно на фоне ситуации в Европе. В начале года началось оживление на жилищном рынке, которое выражается, прежде всего, в росте цен на жилую недвижимость, увеличение количества сделок на рынке  недвижимости и числа начатых  строительством домов. Продажи новых  домов в сентябре 2012 года увеличились  на 6% по сравнению с августом 2012 г., и на 27,1% - по сравнению с августом 2011 г, и вышли на самый высокий  уровень за более чем два последних  года. Однако в абсолютном выражении  эти показатели еще далеки от необходимых  для обеспечения нормального  экономического роста, поскольку отсчет сейчас идет от крайне низкой базовой  величины, куда рухнули все показатели рынка жилья во время жилищного  кризиса, цены на жилую недвижимость тогда упали почти на одну треть, строительство новых домов - на две  трети, занятость в строительстве - на ону третью и тд.

Наблюдается оживление в  автомобильной промышленности, подкрепленное  оптимистичными ожиданиями внутри отрасли. С июня 2009 года в автомобильной  промышленности США создано около 150 тыс. рабочих мест, а за год с  октября 2011 по октябрь 2012 года число  занятых в отрасли увеличилось  на 6,2%. В первой половине 2012 года производство легковых автомобилей увеличилось  на 26% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а производство легковых автомобилей и легких грузовиков - на 14 %. Продажи легковых машин и  грузовиков в первой половине года составили 14,3 млн. автомобилей в  годовом пересчете, что является лучшим показателем за последние пять лет.

Коэффициент использования  производственных мощностей в октябре 2012 года вырос по сравнению с прошлогодним значением этого месяца на 1,5 п.п. и составил 77,8%, однако все еще  остается ниже среднего многолетнего значения 80,3%. Это свидетельствует  о существующем потенциале активизации  экономического роста. К числу существенных результатов послекризисной экономической политики следует отнести снижение уровня безработицы с десятипроцентного максимума октября 2009 года до отметки в 7,7% в ноябре 2012 года. Безработица снижается гораздо более медленными темпами, чем после предыдущих рецессий, но все же довольно стабильно. С февраля 2010 года в американских компаниях было создано 5,4 млн. новых рабочих мест. В обрабатывающей промышленности было создано более 500 тыс. рабочих мест, что является лучшим показателем роста с 1989 года.  
 
 Следует отметить, что сохранение высокого уровня безработицы может быть частично объяснено повышением естественной нормы безработицы, по оценке ФРС, она выросла с докризисного уровня 5% до 6,7%, а возможно и более. Рецессия обнажила накопившиеся долговременные структурные изменения на рынке труда. Главное - это резкое изменение качества и характера нужной квалификации и несоответствие этих требований квалификации соискателей.  
 В настоящее время в США более 3 млн. вакансий остаются незаполненными длительное время, поскольку работодатели не могут найти специалистов с необходимым высоким уровнем квалификации в областях естественных, технических, инженерных и математических наук STEM . Только компания Microsoft не может заполнить более 6 тысяч высокотехнологичных вакансий. По данным Министерства торговли США, за последние 10 лет количество рабочих мест, требующих квалификации STEM, увеличивалось в три раза быстрее, чем остальных. Согласно докладу Президентского совета по труду и конкурентоспособности, примерно половина американских работодателей испытывают трудности при поиске квалифицированных сотрудников технических специальностей, тогда как в мире такие трудности испытывает лишь одна треть работодателей. Следует отметить, что к категории работников STEM относятся не только высококвалифицированные ученые и специалисты с высшим образованием и выше, но и высококвалифицированные работники, занятые техническим обслуживанием, системные администраторы, техники. Однако специалисты со степенью бакалавра и выше составляют 68% работников STEM, с дипломом о среднем профессиональном или незаконченным высшим образовании - 23%, и со средним образованием и ниже - всего 9%.  
 
 Администрация США в связи с явным дефицитом высококвалифицированных специалистов в этих областях уже поставила цель подготовить за 10 лет 100 тысяч учителей в областях STEM. В начале 2012 года Обама выступил с предложением переобучить 2 млн. безработных американцев, чтобы они как можно быстрее смогли выполнять высокотехнологичные работы. В 2009 году в США была поставлена задача выйти к 2020 году на первое место в мире по доле лиц с высшим образованием в возрастной категории от 25 до 34 лет. Для достижения этой цели доля лиц этого возраста с высшим образованием должна быть доведена до 60%. Еще одним важным фактором увеличения количества высококвалифицированных специалистов является упрощение для них визового законодательства. Несколько законопроектов такого содержания находятся сейчас на рассмотрении в Конгрессе США.  
 
 Пассивное состояние экономики США в течение уже достаточно длительного послекризисного периода не случайно. Оно обусловлено тем, что в распоряжении действующих в стране институтов управления пока нет реальных возможностей ускорить количественные параметры развития страны.  
 
 Следует подчеркнуть, что американская экономическая политика, которая в невиданно широких масштабах использует традиционные антикризисные инструменты, в качестве безусловных приоритетов заявляет и реализует инвестиции в человеческий потенциал, образование и подготовку кадров, здравоохранение.

 

4.Последствия безработицы.

Безработица ставит людей  в нестандартные ситуации, она  не только деформирует сложившийся  экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести  привычный образ жизни. Она качественно  изменяет восприятие самих себя как  личностей, разрушает необходимый  уровень социальной стабильности. Безработица  стала реальным фактором бедности. Причем именно такой бедности, которая  охватывает группы трудоактивного населения, образованного и профессионально подготовленного. 
Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным. 
 Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых  социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:

Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется  не только тем, что вследствие низкого  душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что  эта категория населения вынуждена  ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим  условиям.       Безработные в большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения. Можно выделить следующие особенности социального статуса безработных:

Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций  гораздо больший, начиная с высшего  слоя. Иначе говоря, безработные  по слоевой идентификации значительно  интегрированнее. 
 
 Самооценки безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения. Особое место в развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу. Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных – это квалифицированные работники – рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики, политики, социальное государство (или государство, приближающееся к этому эталону) должно учитывать особенности положения всех социальных групп, испытывающих тяготы последствий кризиса. 
 Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые массовые в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили). 
Что же касается экономического последствия, то реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.                                             Уже к началу 90-х годов миллионы граждан, потеряв работу, лишились единственного источника дохода и оказались за чертой бедности. 
Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников.

Информация о работе Проблемы занятости в США и в России