Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:05, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
Для достижения этой цели, необходимо преодолеть ряд задач:
- выявить понятие и сущность рыночной экономики как экономической системы;
- исследовать формирование социально-ориентированной модели рыночной экономики в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………..……...………...3
1. Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства
и недостатки………………………………………………………….…………….6
2. Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой……………………………………………….…………..17
3. Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь…………………………………………………...…….….………..26
Заключение……………………………………………………………….………..39
Список использованной литературы…………………………………………….41
2. Роль государства в формировании рыночных структур
в странах с трансформационной экономикой
Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также общей стратегии развития.
Нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:
- от географического положения;
- от наличия природных ресурсов;
- от исторических условий развития;
- от традиций населения и его обычаев;
- от уровня развития производительных сил;
- от социальной направленности общества.
Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.
Исторический опыт развития стран с рыночной экономикой показывает, что рыночные силы, взятые в чистом виде по ряду позиций, противоречат общечеловеческой морали и принципам социальной справедливости, а при определенных условиях время от времени могут приводить к социальным, экономическим и экологическим кризисам. Поэтому в современных развитых рыночных экономиках имеется определенная ориентация на реализацию общественных интересов, хотя в различных странах методы и сила воздействия государства на экономику в направлении реализации этих целей различны. Важным при этом является то, что сохраняется характерное преобладание рыночной саморегуляции как основы функционирования экономики. Государственное же регулирование при этом не подавляет положительные рыночные силы, а заставляет их действовать в необходимых рамках и направлениях, определенных на основе демократического выбора народа [4, с.248].
Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей.
Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. Быстрая реакция на спрос покупателей привела к изготовлению, например, так называемых камкордеров (видеокамер, смонтированных вместе с видеомагнитофоном в одном портативном корпусе), дисковой аппаратуры, автомобилей с пониженным расходом горючего и т. д. Каждый год только на рынок радиоаппаратуры поступает более 700 новых моделей и модификаций.
В третьих,
меняются целевые функции фирм.
Хотя прибыль по-прежнему
В-четвертых, происходит изменение форм предпринимательской деятельности. Начиная с середины 70-х годов, наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономике ведущих стран стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможностей, на широкое использование творческого потенциала отдельной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами. Его доля в ВНП США, например, составляет 30%, он обеспечивает половину рабочих мест в частном секторе. По мнению бывшего председателя демократической партии штата Кентукки Р. Кобба, мелкий бизнес «подобно гравию, уложенному на железнодорожное полотно для поглощения грохота проходящих поездов, способствует минимизации уязвимости крупных корпораций при потенциально катастрофических потрясениях в нестабильные времена и повышению их эффективности в более здоровые периоды».
В последнее время крупные корпорации идут на разукрупнение, создание субфирм, «центров прибыли», которые функционируют достаточно самостоятельно, быстро реагируют на меняющуюся ситуацию на рынке. В крупных корпорациях выделяются отдельные группы, предприятия, которым предоставляется полная свобода и инициатива в реализации какой-либо целенаправленной идеи.
В-пятых, в современных условиях конкуренция становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения степени информированности всех хозяйственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции.
В-шестых, в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы. Некоторые экономисты, в частности М.Вейцман, называют современный этап развития экономики «экономикой участия». Вовлечение персонала компаний в управление и в капитал реализуется путем предоставления внутренних акций, причем, как правило, по льготным ценам. При этом фирмы, распределяющие акции среди своих рабочих и служащих, поощряются различного рода налоговыми льготами. На предприятиях, практикующих участие рабочих и служащих в акционерной собственности и принятии решений, увеличивается занятость, повышается мотивация и производительность труда, снижается текучесть кадров, возрастает объем продаж. В 80-е годы отдельные компании полностью перешли в собственность наемного персонала. В США уже насчитывается более 5 тыс. таких компаний [1., с.383].
Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе как политического руководителя переходных к рынку процессов; гаранта социальной защищенности малоимущих слоев общества; защищенности общества от коррупции, криминальной среды; своеобразного арбитра в обеспечении политической устойчивости обществ.
Создавая условия для
В настоящее
время дискуссия об экономической
роли государства в
Основными аргументами сторонников активного государственного регулирования экономической сферы в любой (в том числе, трансформационной) экономике являются:
- Факт возрастания роли государства в экономике 20 –21 веков и достижения состояния, фактически далеко выходящего за рамки функций, предусматриваемых неолиберальной теорией (компенсация «провалов рынка»);
-Государство
наиболее эффективно в сфере
создания и использования
-Государство обеспечивает
реализацию наиболее крупных
программ в сфере высоких
-Государственные программы в наиболее передовых сферах дают высокие результаты (развитие образования, здравоохранения, космоса);
-Ряд сфер экономики (сельское хозяйство и т.п.) вообще не может развиваться без государственной поддержки;
-Социальная стабильность в конечном итоге обходится экономике «дешевле», нежели социальные катаклизмы, вызываемые обострением социальных проблем;
-Высокий социально-
-Подлежащие прогрессивному подоходному налогу сверхвысокие доходы реально мотивируют не повышение эффективности деятельности предпринимательства, а паразитическое потребление «прихлебателей»; предпринимателя мотивирует престиж, статус и т.п., который в социальной экономике зависит как раз от меры поддержки им социальных проектов;
-Экономически активное
государство может быть
-Современный государственно-
и социально- неограниченный
-Экономика общественных благ снижает трансакционные издержки, не требуя затрат на сложную систему охрану прав собственности [1, с.374]
Надежды на то, что развитие рынка само по себе приведет к сокращению теневой экономики, криминала, коррупции и т.п. в результате «шока» были утопичны и не реализовались (что теоретически предсказывалось): государство, вытесняемое из «легальной» сферы закономерно не исчезает, а уходит в тень (действует правило: вытеснение легального государственного регулирования содействует развитию теневого государственного регулирования, коррупции); рынок сам по себе в условиях социальной нестабильности ведет к усилению криминализации; формирование и защита прав собственности и контрактов в условиях социально и экономически пассивного государства и криминального (в силу асоциальности экономики) рынка неизбежно вызывает коррупцию большую, нежели селективное регулирование в условиях социально и экономически активного государства.
Без активного селективного регулирования невозможна качественная структурная перестройка трансформационной экономики, необходимость же последней очевидна.
Государство в
трансформационной экономике
Продуманная и последовательная государственная экономическая политика имеет первостепенное значение при проведении трансформационных преобразований.
Важнейшую роль в трансформационной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле. Значимость либерализации заключается в ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности в тех или иных товарах. Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики [1, с.346].
Макроэкономическая
После завершения макроэкономической
стабилизации и либерализации
Важнейшим направлением формирования рыночных отношений является структурная перестройка национальной экономики, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках.