Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:05, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
Для достижения этой цели, необходимо преодолеть ряд задач:
- выявить понятие и сущность рыночной экономики как экономической системы;
- исследовать формирование социально-ориентированной модели рыночной экономики в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………..……...………...3
1. Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства
и недостатки………………………………………………………….…………….6
2. Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой……………………………………………….…………..17
3. Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь…………………………………………………...…….….………..26
Заключение……………………………………………………………….………..39
Список использованной литературы…………………………………………….41
Необходимость структурной перестройки обычно обусловлена: значительным несоответствием структуры производства структуре потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной ориентацией на производство товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей экономики и населения; низкой конкурентоспособностью продукции на мировом рынке.
Формирование рыночной экономики требует решения ряда других задач. К ним относятся:
- ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Должен произойти отказ государства от большинства функций, выполняемых им в командной экономике, то есть регулирование всего и вся. Главной задачей государства должна стать защита формирующейся рыночной экономики, сохранение стабильности в работе народного хозяйства;
- демонополизация экономики — ликвидация преобладания на рынке отдельных товаров одного либо небольшого числа производителей;
- введение института
частной собственности,
- обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен. Переход подавленной инфляции, характерной для командно-административной системы, проявляющейся в "вымывании" товаров с прилавков и росте цен на "черном рынке", в открытую инфляцию, требует проведения жесткой антиинфляционной политики;
- развитие рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения; финансового рынка, создание регулируемого рынка труда;
- формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные биржи и др.;
- финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции;
- преодоление в экономическом мышлении у значительной части населения проявлений патернализма (государство должно все обеспечить) и эгалитаризма (уравнительности в распределении) [1, с.355].
Таким образом, государство играет первостепенную роль в трансформационной экономике. Оно регулирует процессы перераспределения ресурсов и производство общественных благ, старается стабилизировать экономическое развитие, сглаживает взлеты и падения деловой активности, сдерживает инфляцию и безработицу, поддерживает экономический рост.
3. Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству
в Республике Беларусь
Современная Беларусь – это стабильное государство, занимающее достойное место среди стран Европы и СНГ, сильная и эффективная власть которой работает во имя благосостояния народа. Четкое и последовательное развитие политики государства в соответствии с выбранным курсом позволило достичь высоких темпов экономического роста и укрепить социально-политическую стабильность общества.
Модель социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь доказала свою действенность и способность обеспечивать устойчивую макроэкономическую динамику даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса [5, с. 56].
Достигнуты высокие темпы ее развития. ВВП в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличился за текущее пятилетие почти на 70%, а производительность труда на одного занятого в экономике – с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.
При этом на результаты
выполнения Программы социально-
В 2006–2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный) (рис.3.1).
В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,6 %, продукции промышленности – 10,5 %, инвестиций в основной капитал – 23,8 %, реальной заработной платы – 12,1%.
Рис. 3.1. Динамика ВВП, инвестиций и розничного товарооборота Республики Беларусь за 1995-2010 г.г. в сопоставимых ценах (составлено на основе [13])
Мировой финансово-экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2%, реальной заработной платы – 100,1%), а также снижение промышленного производства (98% к уровню 2008 года).
Его негативные последствия сказались на внешнеэкономической деятельности республики в 2009 и 2010 годах. Дефицит внешней торговли товарами и услугами достиг 11,2 и 13,6% от ВВП соответственно.
Вместе с
тем благодаря своевременно принятым
антикризисным мерам и
Совокупность высоких результатов по итогам первых трех лет пятилетки и успешный посткризисный рост белорусской экономики позволили выполнить большинство из основных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы (таблица 3.1).
Таблица 3.1. Выполнение заданий Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, %
Показатели |
2010 год в процентах к 2005 году в сопоставимых ценах | |
программные показатели |
фактическое выполнение | |
ВВП |
146–155 |
142,0 |
Продукция промышленности |
143–151 |
147,2 |
Производство потребительских товаров |
150–157 |
156,0 |
Продукция сельского хозяйства |
134–145 |
124,2 |
Инвестиции в основной капитал |
198–215 |
232,3 |
Объем внешней торговли, включая услуги (по данным платежного баланса), – всего |
153–160 |
186,2 |
в том числе: |
||
экспорт |
155–162 |
164,0 |
импорт |
151–158 |
208,8 |
сальдо (в 2010 году, млн. долларов США) |
800–1000 |
–7 425,6 |
Реальные денежные доходы населения |
149–156 |
176,3 |
Розничный товарооборот |
157–165 |
194,2 |
Платные услуги населению |
154–161 |
161,9 |
Снижение энергоемкости ВВП |
26–30,4 |
25,3 |
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров |
23,5–26 |
26,3 |
Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь 2008 – Мн.- 28-29 с
Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 января 2011 г. создано 185 новых производств, модернизировано и реконструировано 320 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.
Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 150 стран мира. Объем экспортных поставок увеличился в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 1,6 раза.
Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006–2010 годах реализован 21 проект, в том числе проведена модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ-3, Гродненской ТЭЦ-2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини-ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива.
Все это позволило увеличить долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива с 17% в 2005 году до 20,5% в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих мероприятий более 8,5 млн. тонн условного топлива, что составляет около 4% от валового потребления топливно-энергетических ресурсов за пятилетие.
Построено, реконструировано и оснащено современным технологическим оборудованием 1448 молочнотоварных ферм, 107 комплексов по откорму свиней и 51 птицефабрика.
Валовой объем производства зерна в 2006–2010 годах по сравнению с предыдущим пятилетием вырос в 1,25 раза, мяса – в 1,35, молока – в 1,24 раза.
Укрепляется национальная
продовольственная
Сельское хозяйство стало существенным источником пополнения валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пять лет увеличился в 2,5 раза и составил в 2010 году более 3 млрд. долларов США.
В целях повышения привлекательности работы на селе в республике активно развивались сельские населенные пункты нового типа – агрогородки, условия жизни в которых максимально приближены к городским. За пять лет создано 1481 такое поселение. Номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве увеличилась с 286,3 тыс. рублей в 2005 году до 823,9 тыс. рублей в 2010 году.
На основе расширения деятельности предприятий, использующих местное сырье и ресурсы, и развития сферы услуг решены вопросы занятости населения и улучшения его жизни в малых и средних городских поселениях, где за последние 4 года создано более 127 тыс. новых рабочих мест [11, с.15] .
Стабильно высокие темпы развития в 2006–2010 годах демонстрировал строительный комплекс. Объем подрядных работ увеличился за пятилетие почти в 2 раза, ввод жилья в 2010 году составил рекордные 6,7 млн. кв. метров. По строительству жилья на одного человека республика продолжает занимать первое место на постсоветском пространстве.
Реализация свыше 100 инвестиционных проектов дала возможность увеличить выпуск большинства строительных материалов в 1,5–3 раза. Отечественные предприятия полностью удовлетворяют потребности республики в основных видах строительных материалов.
Устойчивость белорусского рубля позволила обеспечить стабильные условия работы для предприятий, способствовала поддержанию рублевых депозитных вкладов населения и повышению привлекательности инвестиций в рублевые активы. Уровень золотовалютных резервов с 1 января 2006 г. по 1 января 2011 г. вырос в 3,9 раза.
Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения обеспечила поступательный рост реальных денежных доходов населения. За последние пять лет они выросли в 1,76 раза. В декабре 2010 г. средняя заработная плата в Беларуси достигла 1596 тыс. рублей (эквивалентно 527 долларам США).
Наблюдается устойчивый рост пенсий. Реальный размер пенсий по возрасту увеличился более чем на 61% по сравнению с размером пенсий, которые выплачивались пять лет назад. Соотношение минимального размера пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера в 2010 году составило 119,2%.
Численность малообеспеченного населения за пятилетие сократилась в 2 раза. В Беларуси отмечен один из наименьших в СНГ разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, что отражает справедливое распределение доходов среди социальных групп населения.
Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах – 0,7–0,9% к экономически активному населению.
Существенно улучшились демографические показатели страны. Темпы сокращения численности населения замедлились, ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 году до 70,5 года в 2010 году, уровень младенческой смертности сократился в 1,8 раза и является самым низким среди стран СНГ.
Республика Беларусь является одним из мировых лидеров по уровню финансирования сферы образования – около 6% ВВП ежегодно. По количеству студентов в расчете на 10 тыс. человек Беларусь вышла на среднеевропейский уровень – 467 человек, что является самым высоким показателем в истории страны.
Одним из приоритетов
социально-экономической
В республике созданы самые благоприятные условия для занятия спортом. В настоящее время в стране функционируют более 26 тыс. физкультурно-спортивных сооружений.
В результате согласно последним данным Программы развития ООН по обобщающему показателю уровня социально-экономического развития стран – индексу развития человеческого потенциала – Беларусь заняла 61 место из 169 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала[12, с. 65].