Проблемы становления рыночной экономики в Республике Беларусь: макроэкономический аспект анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
Для достижения этой цели, необходимо преодолеть ряд задач:
- выявить понятие и сущность рыночной экономики как экономической системы;
- исследовать формирование социально-ориентированной модели рыночной экономики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……...………...3

1. Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства
и недостатки………………………………………………………….…………….6

2. Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой……………………………………………….…………..17

3. Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству в Республике Беларусь…………………………………………………...…….….………..26

Заключение……………………………………………………………….………..39

Список использованной литературы…………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа макроэкономика.doc

— 395.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в стране создана надежная база для  ускоренного социально-экономического развития страны в очередном пятилетии.

Вместе с  тем в ходе реализации Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые сдерживают развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики. Для нее все еще характерны высокая импортоемкость, материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции, относительно низкая производительность труда. Следствием этого становится недостаточная конкурентоспособность продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

Государственная политика в 2011–2015 годах будет направлена на решение указанных проблем и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны, существенно повысить благосостояние населения.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики [17, с. 42].

Для ее достижения предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,76 раза. Основной для этого станет рост ВВП в 1,62–1,68 раза, производительности труда в 1,63–1,68 раза, объемов производства продукции сельского хозяйства в 1,39–1,45 раза, промышленности в 1,54–1,6 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20–21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие в 1,9–1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию рабочих мест.

Для достижения главной  цели необходимо решение следующих  задач:

  • формирование условий для развития человеческого потенциала на основе роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, усиления роли семьи, повышения уровня здравоохранения, культуры и качества образования граждан;
  • модернизация организационно-экономических механизмов и институтов, создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования;
  • усиление мотивации к эффективной работе и повышение ответственности работников за результаты и качество своего труда;
  • формирование эффективной инновационной системы;
  • совершенствование структуры экономики на основе приоритетного развития ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг;
  • активизация инвестиционных процессов и стимулирование притока в страну прямых иностранных инвестиций;
  • развитие интеграционных связей, в первую очередь в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства, СНГ;
  • повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и обеспечение сбалансированности экономики, выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году;
  • обеспечение энергетической безопасности страны.

Реализация поставленных целей и задач будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно государство выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.

Реализация поставленных задач предусматривает концентрацию ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально-экономического развития страны [17, с.53].

Инновационный путь развития экономики базируется прежде всего  на человеческом потенциале, что требует создания условий для эффективного и всестороннего развития всех его основных составляющих – семейного благополучия, доходов, образования, здоровья, комфортности условий жизни.

Основа гармоничного развития белорусского государства  – баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью, создание материальной базы и системы стимулирования творческого развития работника и его высокопроизводительного труда.

Потенциал человека –  это потенциал государства, чем  богаче человек, тем богаче страна.

Ключевая задача пятилетия  – формирование нового облика белорусской  экономики за счет создания принципиально  новых производств, предприятий  и отраслей, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию, в  том числе в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями. В этих целях будет создан благоприятный бизнес-климат для отечественных и иностранных инвесторов, что позволит провести структурные преобразования экономики, увеличить выпуск конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, повысить доходы предприятий, граждан и государства. Предусматривается повышение эффективности существующих производств путем включения их в состав интегрированных корпоративных структур, в которые также будут входить научные центры, взаимодействующие с академической и вузовской наукой.

Развитие национальной экономики основывается на новых  знаниях и технологиях. В этих целях предусматривается формирование национальной инновационной системы. На новую правовую основу будет поставлен процесс коммерциализации результатов исследований и научных разработок. Дальнейшее развитие получит система создания, оборота и охраны прав интеллектуальной собственности. Реализация предусмотренных мер позволит сформировать эффективную национальную инновационную систему, быстро и результативно внедрять передовые достижения науки в производство, что станет основой устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни в стране.

Динамичность развития экономики зависит от предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности. Формирование условий для полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, постепенный отказ от административных форм управления экономикой, либерализация экономических отношений обеспечат ускоренное развитие предпринимательства. Создание безбарьерной деловой среды позволит предпринимательству стать основой развития экономики, обеспечит ее гибкость, инновационную активность, быстрое реагирование на изменение внешних факторов и рыночной конъюнктуры.

Концентрация экономической  политики на наращивании экспортного  потенциала страны позволит изменить структуру экспорта Беларуси в сторону увеличения доли высокотехнологичных товаров и услуг, снижения ее энергетической составляющей, а также обеспечить расширение традиционных и завоевание новых рынков сбыта. Это является обязательным условием снижения уязвимости экономики при изменении внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечения необходимых объемов поступления валютных средств и будет способствовать достижению положительного сальдо внешней торговли.

Требуется дальнейшее снижение зависимости республики от импорта  товаров и услуг за счет выпуска высококачественной продукции собственного производства, повышения эффективности использования импортируемых энергетических и сырьевых ресурсов, увеличения доли собственных комплектующих для производства машин, оборудования и транспортных средств.

Важнейшими направлениями  импортозамещения должны стать увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, создание производств, обеспечивающих высокую эффективность инвестиций, ориентация на экспорт создаваемых импортозамещающих производств.

Цель регионального  развития – повышение эффективности  экономики и ее структурное преобразование на основе рационального использования производственного и ресурсного потенциалов областей, районов и городов.

Условием динамичного  роста экономики страны является комплексное решение социальных, экономических и экологических  проблем на региональном уровне путем обеспечения сбалансированного развития экономики и социальной сферы.

Необходимо предоставить людям возможность иметь достойную  оплату труда и пользоваться услугами высокого качества как в городах, так и в малых городских поселениях, а также в сельских населенных пунктах.

Это позволит равномерно улучшать уровень и качество жизни  населения независимо от места жительства.

В предстоящей пятилетке  предусматривается повышение уровня обеспеченности населения жильем, уменьшение количества граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Предстоит создать и  развить рынок арендного жилья.

Доступность жилья для  большинства граждан будет обеспечена за счет роста доходов населения  и развития форм долгосрочного кредитования жилищного строительства на привлекательных условиях.

Среди важных задач, требующих  первоочередного решения, – повышение качества жилья и жилищно-коммунальных услуг.

Основными направлениями  повышения эффективности агропромышленного комплекса являются переход на интенсивный путь развития и внедрение передовых технологий.

Усилия в этой сфере  будут сконцентрированы на формировании высокорентабельного и устойчивого сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции с высоким уровнем механизации и автоматизации, соответствующим мировым аналогам.

Необходимо завершить  модернизацию сельскохозяйственного  производства и сделать его прибыльным.

Следует расширить возможности  для ведения бизнеса в агросекторе.

Результатом работы должны стать обеспечение продовольственной  безопасности страны, наращивание объемов экспорта продовольствия и выход этого комплекса на бездотационную работу [9, с. 32].

Таким образом современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Самое упрощенное определение модели экономики - это  место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.

Национальная  экономика является исторически  сложившейся системой общественного  воспроизводства страны, взаимосвязанной  системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.

В условиях Беларуси дальнейшее проведение экономических  реформ требует усиления государственного воздействия на экономический процесс. Это обусловлено как структурными особенностями национальной экономики, так и историческими условиями развития страны. Повторим, что сердцевиной экономического развития является инвестиционный процесс, без которого это развитие попросту невозможно.

Конструктивная  экономическая политика для современной  Беларуси невозможна в отрыве от общеэкономической  политики, направленной на обеспечение независимости и безопасности страны. Эта политика должна способствовать не уничтожению главных систем жизнеобеспечения государства путем их «адаптации» к условиям, в которых они заведомо не могут существовать (средние условия мирового капиталистического рынка), а их модернизации и развитию. Необходимо дозированное открытие национальной экономики и целенаправленная - в духе модернизации и развития - защита основных промышленно-экономических систем государства.

Отсюда необходимость модификации политики приватизации и политики цен, подчинения их целям сохранения целостности национальной экономики.

Наконец, принципиальное значение имеет также финансовая политика государства. Реальная финансовая стабилизация непременно предполагает расширение производства материальных ресурсов. Отсюда следует, что одной из центральных задач становится стимулирование производства [13, с. 21].

В этом случае придет и понимание необходимости весьма существенного, отвечающего национальным условиям усиления роли государства в экономическом процессе путем целенаправленных влияний не только через денежно-финансовую политику, но и политику инвестиций, налогов, цен и доходов в интересах экономической безопасности и развития страны. Но для этого необходимо программирование позитивных национальных целей, политическая воля для их выполнения и адекватные организационные формы и ресурсы для их реализации в рамках национальной экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Сегодня рыночная экономика существует практически во всех странах мира. Но при этом имеется множество ее национальных моделей. Это связано с особенностями исторического развития, размерами территории и географическим положением страны, численностью населения и его национальной психологией, традициями народов, достигнутым уровнем развития экономики, социально-политической сферы, культуры.

Рыночные отношения  характеризуют особый тип организации  народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей. Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив. Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей.

В то время как  определенный порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой, без вмешательства извне, административно-командная экономика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым устраняя конкуренцию и соперничество между производителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и производительности общественного труда. Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкуренцию, доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства, несмотря на все существующие её недостатки и неспособность решить определенные проблемы в экономике.

Информация о работе Проблемы становления рыночной экономики в Республике Беларусь: макроэкономический аспект анализа