Проблемы эластичности спроса на российские товары на внешнем и внутреннем рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые, она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 6
РОССИЙСКОЕ ОРУЖИЕ ИДЕТ НА НОВЫЕ РЫНКИ 7
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА НЕФТЬ И ГАЗ НА ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ РЫНКАХ 8
Нефть и нефтепродукты 9
Газ 11
Рынок нефти и нефтепродуктов в настоящее время 14
ЭКСПОРТ АЛКОГОЛЯ ИЗ РОССИИ 16
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

olala (5).docx

— 902.76 Кб (Скачать файл)

Эксперты оценили возможное  снижение цены на газ

Отказ (пусть даже временный) Украины  от интеграции с Евросоюзом будет  стоить порядка $10 млрд в год. Такую  «контрибуцию» за наши геополитические  интересы предсказывают, что характерно, не только оппозиционные эксперты и  политики. Для сравнения: на эти деньги можно было бы, грубо говоря, обеспечить 40 млн российским пенсионерам ежегодную  прибавку по 7,5 тыс. рублей. Или почти  на две трети покрыть дефицит  федерального бюджета-2014.

Газ

Рынок газа как внешний, так  и внутренний является сегментированным рынком хотя по мере развития поставок сжиженного природного газа (СПГ) сегментированность газового рынка постепенно пропадает, т.е. рынком, на котором с определенной достоверностью возможно установить конечного  потребителя в какую страну приходит газопровод, и, таким образом, возможно применение дискриминационного подхода  в ценообразовании. В дополнение к этому внешний и внутренний рынки газа характеризуются существенно  большей возможностью использования  монопольного влияния отдельных  участников, т.е. один отдельно взятый поставщик или картель поставщиков  может применять монопольную  власть для регулирования цен.  
При таких условиях на внешнем рынке для каждой отдельной идентифицируемой группы потребителей для каждой страны отечественному монополисту общественно оптимально в полной мере реализовывать свою монопольную силу и устанавливать разные цены на продукцию для разных стран, так как отечественных потребителей на внешних рынках нет. Результатом этого, в отличие от рынка нефти и нефтепродуктов, является то, что на внешнем рынке не существует единой биржевой цены. В противовес этому на внутреннем рынке общественно оптимально установление конкурентного равновесия посредством регулирования со стороны государства цены, по которой товар реализует монополист, потому что именно в точке конкурентного равновесия совокупный излишек потребителей и прибыль производителей достигают максимального значения.  
На внешних рынках в результате сегментированности и возможности использования монопольной силы отсутствует единая цена. С точки зрения благосостояния Российской Федерации общественно оптимально установление на каждом отдельном внешнем рынке монопольного равновесия, а общественно оптимальное ценообразование на внутреннем рынке - это конкурентное равновесие, т.е. цена для потребителей на уровне предельных издержек газового монополиста.  
Оптимальность внутреннего конкурентного и внешнего монопольного равновесия объясняется следующим: ни один дополнительный кубический метр газа ни на один внешний рынок добавлять не имеет смысла, так как там уже реализуется монопольное равновесие, и изменение объема поставок приведет к снижению совокупной прибыли российского монополиста; на внутреннем рынке оптимально добиться от монополиста цены конкурентного равновесия, потому что именно она приводит к максимизации общественного благосостояния внутри страны; любой дополнительный кубический метр газа сверх объемов монопольного равновесия на внешних рынках и конкурентного равновесия внутри страны следует оставлять в недрах, потому что его поставка на любой из рынков приведет к потерям российского общественного благосостояния.  
Таким образом, равнодоходное ценообразование на внутреннем газовом рынке невыгодно российскому обществу: оно приводит к потерям общественного благосостояния, безвозвратным потерям в силу установления искусственно завышенной цены на газ внутри страны, но оно, несомненно, выгодно газовому монополисту, так как приближает ситуацию к реализации монопольного равновесия внутри страны.  
При этом обсуждение вопроса присутствия или наличия экспортной пошлины на газ никак не связано с вопросами оптимального ценообразования, а связано исключительно с вопросом о механизме изъятия сверхприбыли монополиста с внешнего рынка. Таким образом, можно сохранить экспортную пошлину на газ как элемент изъятия монопольной прибыли «Газпрома» с внешних рынков или отменить ее и использовать другой способ изъятия монопольной прибыли. Однако как в условиях присутствия, так и при отсутствии экспортной пошлины на газ на внутреннем рынке следует регулировать внутреннюю цену, ориентируясь на долгосрочные предельные издержки, для определения которых надо или иметь полную информацию о деятельности «Газпрома», или постепенно демонополизировать газовую отрасль. 
Расчет равнодоходной цены для рынка газа на внутреннем и внешнем рынках не имеет существенного значения, потому что равнодоходность поставок 1 м3 газа на каждый из отдельных рынков невыгодна и самому монополисту. Монополисту выгодно установить на каждом рынке монопольное равновесие, а какую удельную прибыль на 1 м3 газа он при этом будет получать, не важно, так как он максимизирует прибыль на каждом сегментированном рынке в отдельности с пакета поставок, а не с 1 м3, т.е. ему выгодно реализовать дискриминирующее монопольное равновесие на каждом рынке в отдельности. При сложившейся структуре цен, однако, отталкиваясь от конкурентной цены на внутреннем рынке, вторым наилучшим для российского газового монополиста по сравнению с реализацией монопольного равновесия, которое представляет собой первое наилучшее является реализация равновесия «мировая цена за вычетом затрат на транспорт», так как в этом случае он работает при цене выше долгосрочных предельных издержек и получает некоторую долгосрочную экономическую прибыль. При конкурентном равновесии и ценах на уровне долгосрочных предельных издержек экономическая прибыль монополиста равна нулю. Именно стремление к установлению цены на уровне, превышающем долгосрочные предельные издержки, является одной из основных причин попыток заинтересованных структур к переходу российского внутреннего рынка на равнодоходные с внешним рынком цены.  
Таким образом, с точки зрения российского общественного благосостояния оптимально установление на внутреннем рынке конкурентной цены и ее государственного регулирования, а на внешнем монопольного равновесия. Весь дополнительный газ сверх этих объемов нужно оставлять в недрах, его поставка на любой из рынков приводит к чистым потерям. При этом необходимо обсуждать механизм изъятия ресурсной ренты отечественного производителя только с поставок на экспорт, потому что на внутреннем рынке экономическая прибыль газового монополиста должна быть нулевая. Это может быть как экспортная пошлина, в отличие от рынков нефти и нефтепродуктов на которых применение экспортной пошлины приводит к потерям общественного благосостояния, так и другие механизмы. При этом по мере развития торговли СПГ и устранения возможности дискриминировать потребителей на газовом рынке на определенном этапе развития по аналогии с рынками нефти и нефтепродуктов общественно оптимальным будет постепенная отмена экспортных пошлин на газ и переход к равнодоходным поставкам.

Рынок нефти и нефтепродуктов в  настоящее время 

 
Существующий в России механизм изъятия и распределения ресурсной  ренты не содержит системы стимулов к модернизации, энергоэффективности, защите окружающей среды в силу того, что: ресурсная рента с внешнего рынка изымается экспортными  пошлинами; ресурсная рента на внутреннем рынке через низкие цены на энергоносители напрямую, без поступления в бюджет распределяется между производителями  и потребителями нефти и нефтепродуктов; более высокие экспортные пошлины  на светлые нефтепродукты по сравнению  с темными нефтепродуктами до недавнего времени создавали  отрицательные стимулы к модернизации нефтепереработки.  
Искаженные ценовые пропорции между нефтью и различными продуктами ее переработки на внутреннем рынке и отсутствие институциональных двигателей модернизации консервируют отсталость нефтепереработки и российской экономики в целом.  
Как отмечалось выше, последним законодательным шагом регулирования ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты было Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2011 г. № 1155, которым установлена привязка экспортной пошлины на нефтепродукты к экспортной пошлине на нефть, а ставка экспортной пошлины на нефть устанавливается правительством с применением в установленной расчетной формуле коэффициента 0,60. 
Следует отметить, что формально правительство может вернуться к коэффициенту 0,65, однако на данный момент согласованная позиция профильных министерств заключается в том, что пока будет применяться схема «60-66-90» и осуществляться мониторинг эффективности ее применения. Если результаты применения этой схемы будут положительны, то коэффициент 0,60 может быть закреплен законодательно, внесен в Закон «О таможенном тарифе». Возможным вариантом является также дальнейшее снижение экспортной пошлины на нефть путем применения в расчетной формуле коэффициента 0,55.  
Однако согласно первым наблюдениям в начале 2012 г., по всей видимости, закрепленное постановлением правительства № 1155 повышение экспортных пошлин на нефть вместе с незакрепленным законодательно переходом на коэффициент 0,60 не дает нужного эффекта. Мазут продолжает экспортироваться и не направляется на дальнейшую переработку. Кроме того, за счет снижения экспортной пошлины на нефть наблюдается существенное выпадение доходов федерального бюджета. Отчасти, по видимому, это происходит за счет того, что при текущем уровне мировых цен на нефть величина абсолютного дифференциала между пошлиной на нефть и пошлиной на нефтепродукты остается достаточно высокой, чтобы стимулировать российскую нефтепереработку, а не экспортировать мазут. То есть последние попытки российского правительства стимулировать повышение глубины переработки при сохранении нейтральности поступлений в бюджет, планировалось, что выпадающие поступления от сокращения пошлин на нефть будут компенсированы ростом экспорта нефти, по всей видимости, пока безуспешны. Использование принятой схемы без сопутствующих снижению величины экспортной пошлины мер, предлагаемых в настоящей работе, дальнейшее снижение экспортных пошлин на нефть не представляется рациональным.  
Ставки экспортных пошлин на все продукты из нефти за исключением сжиженных углеводородных газов по отношению к экспортной пошлине на нефть в настоящий момент устанавливаются согласно постановлению № 1155.  
Неизбежной мерой для преодоления технологической отсталости нефтепереработки и повышения энергоэффективности экономики в целом является отмена экспортных пошлин.  
Основными макроэкономическими последствиями предлагаемых преобразований являются: изменение цен потребителей и производителей в отдельных отраслях; изменение цен энергоносителей, в первую очередь нефтепродуктов; изменение характера экономического роста. Основным социальным последствием является рост потребительских цен, цен на жилищно-коммунальные услуги, розничных цен на бензин. Базовой отправной точкой для оценки этих последствий является определение внутренней равновесной цены нефтепродуктов для промышленных предприятий и розничной цены для населения.

ЭКСПОРТ АЛКОГОЛЯ ИЗ РОССИИ

Согласно исследованию «Рынок водки и ликеро-водочных изделий. Предварительные итоги 2010 года» компании Intesco Research Group, в 2009 году предложение российской водки и ликеро-водочных изделий на внешнем рынке сократилось на 9 %. В 2010 году ситуация поменялась в направлении роста экспорта данной российской продукции. Экспорт водки и ликёро-водочных изделий в 2010 году увеличился на 7 %.

В марте 2011 года отмечалось, что российский экспорт крепкого алкоголя на рынке представлен водкой и ликерами. Водка занимает 88 % всего предложения отечественной продукции на рынке. Доля ликеров не превышает 12 %. В 2010 году произошло постепенное восстановление поставок отечественной водки за рубеж. По оценкам экспертов Intesco Research Group, рост экспорта водки составил порядка 7,3 %. Основными импортерами российской водки являются Латвия, Казахстан, Германия, Армения, США, Великобритания, Азербайджан и Украина. В 2010 году экспорт ликеров в натуральном выражении по сравнению с предыдущим годом вырос на 28 %, однако по-прежнему останется небольшой долей в структуре российского предложения ликеро-водочных изделий на внешнем рынке. Основными импортерами российских ликеров являются Армения, Греция и Туркмения. Объем поставок за границу прочих ликеро-водочных изделий сократился по сравнению в 2009 годом на 3,0 %, но превысил показатель 2008 года.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

О состоянии внешней торговли в I полугодии 2013 года (http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/171.htm)

  1. В I полугодии 2013г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 413,4 млрд.долларов США (99,3% к I полугодию 2012г.), в том числе экспорт - 252,5 млрд.долларов (96,2%), импорт - 160,9 млрд.долларов (104,4%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 91,6 млрд.долларов США (в I полугодии 2012г. - положительное, 108,3 млрд.долларов).

 

 

 

  1. Экспорт важнейших товаров:

 

 
  1. полугодие 
    2013г.

В том числе 
июнь 2013г.

Справочно 
I полугодие 2012г.

млн. 
долларов США

в% к  
I полугодию 2012г.

в% к  
итогу

млн. 
долларов США

в % к 
маю  
2013г.

в% к  
I полугодию 2011г.

в% к  
итогу

Экспорт

253943

97,3

100

41746

101,3

106,8

100

из него:

             

топливно-энергети- 
ческие товары

181002

97,6

71,3

29405

102,6

107,0

71,0

из них:  
нефть сырая

83985

91,7

33,1

12634

95,8

103,5

35,1

газ природный

32050

100,7

12,6

4461

91,8

98,8

12,2

металлы и изделия 
из них

20562

85,3

8,1

3414

94,9

104,8

9,2

из них:

             

черные металлы 
и изделия из них

11733

86,7

4,6

2061

105,7

98,8

5,2

цветные металлы 
и изделия из них

8252

84,5

3,2

1256

80,7

110,5

3,7

машины, оборудова 
ние и транспортные  
средства

13004

109,3

5,1

2332

103,1

100,1

4,6

продукция химичес- 
кой промышленно- 
сти, каучук

15207

98,1

6,0

2589

102,7

102,3

5,9

из них:  
удобрения мине- 
ральные азотные

1855

107,4

0,7

347

121,8

114,6

0,7

удобрения мине- 
ральные калийные

1132

63,0

0,4

165

84,9

142,8

0,7

древесина и целлю- 
лозно-бумажные  
изделия

5149

100,7

2,0

867

97,1

92,2

2,0

продовольственные  
товары и сельскохо- 
зяйственное сырье

6075

80,4

2,4

866

83,1

194,9

2,9

из них злаки

796

33,0

0,3

156

92,4

...

0,9


 
Импорт важнейших товаров:

 

I полугодие 
2013г.

В том числе 
июнь 2013г.

Справочно 
I полугодие 2012г.

млн. 
долларов США

в % к  
I полугодию 2012г.

в % к  
итогу

млн. 
долларов США

в % к 
маю  
2013г.

в % к  
I полугодию 2011г.

в % к  
итогу

Импорт

150677

103,4

100

25507

105,0

104,0

100

из него:

             

машины, оборудова- 
ние и транспортные  
средства

73599

101,0

48,8

13021

110,3

113,1

50,0

продовольственные 
товары и сельскохо- 
зяйственное сырье  
для их производства

20190

105,2

13,4

3198

96,1

87,1

13,2

продукция химической  
промышленности, 
каучук

23862

107,5

15,8

4020

102,6

102,6

15,2


 

 

3. Экспорт и импорт  отдельных продовольственных товаров:

 

I полугодие 
2013г.

В том числе  
июнь 2013г.

Справочно

тыс. 
тонн

в % к  
I полугодию 2012г.

тыс. 
тонн

в % к

I полугодие 2012г.  
в % к  
I полугодию 2011г.

июнь 
2012г. 
в % к 
июню 
2011г.

июню 
2012г.

маю  
2013г.

Экспорт

злаки

2622

28,2

546

41,4

96,2

...

...

из них:

             

пшеница и меслин

1230

20,0

309

42,9

102,1

...

...

ячмень

367

24,0

81,7

22,0

128,3

...

...

кукуруза

916

77,5

141

110,0

73,3

...

...

рис

64,7

40,9

7,5

26,4

171,3

172,8

в 5,0р.

мука пшеничная или 
пшенично-ржаная

38,0

38,9

5,1

27,2

75,3

25,1

18,5

семена  
подсолнечника

13,6

5,7

2,6

8,0

94,9

...

...

Импорт

мясо свежее и  
мороженое

556

86,9

101

74,8

91,7

89,2

91,5

мясо птицы свежее 
и мороженое

214

94,1

37,5

99,9

123,8

115,9

71,9

рыба свежая и  
мороженая

337

94,7

38,4

110,3

83,9

108,0

87,6

молоко и сливки, 
несгущенные

93,2

84,7

7,3

43,5

79,3

116,6

104,6

молоко и сливки, 
сгущенные

80,5

115,5

7,1

57,5

66,6

73,0

74,1

Из них: 
молоко сухое

49,6

147,7

5,8

86,3

79,7

63,1

91,0

масло сливочное

50,3

112,5

5,6

80,6

78,4

70,5

77,8

сыры и творог

196

110,0

30,2

82,8

95,4

89,1

105,3

картофель свежий 
или охлажденный

392

96,8

102

80,3

92,4

29,2

66,5

томаты свежие 
или охлажденные

544

104,1

107

100,3

73,9

104,1

81,9

лук, чеснок, свежие 
или охлажденные

228

116,8

42,0

44,5

47,3

48,7

98,7

капуста

165

117,4

15,9

98,4

48,0

46,7

100,2

огурцы и корнишоны,  
свежие или  
охлажденные

105

100,9

4,2

82,5

34,4

100,8

91,2

бананы, включая  
плантайны, свежие 
или сушеные

740

108,2

102

105,6

77,6

100,5

84,1

апельсины свежие 
или сушеные

311

102,0

21,2

55,4

68,7

83,1

151,0

мандарины, клемен- 
тины, вилкинги и 
аналогичные гибри- 
ды цитрусовых,  
свежие или сушеные

349

102,3

13,7

84,9

92,5

106,9

110,6

виноград свежий

109

117,9

14,5

152,8

66,4

109,6

122,2

яблоки свежие

849

114,5

92,6

115,5

71,9

114,0

113,4

кукуруза

42,6

166,1

0,7

139,7

63,2

24,6

5,2

масло пальмовое  
и его фракции

334

124,1

55,7

181,5

119,0

84,7

65,8

масло подсолнечное, 
сафлоровое или  
хлопковое и его  
фракции

8,0

145,5

2,7

140,0

100,6

6,5

31,2

кокосовое (копровое), 
пальмоядровое или  
масло бабассу

46,7

127,2

5,4

103,2

46,2

68,1

70,2

сахар-сырец

350

84,4

0,5

0,3

0,7

18,4

25,0


4. Внешнеторговый оборот  Российской Федерации с основными  торговыми партнерами:

 
 

 

I полугодие 
2013г.

Справочно 
I полугодие 2012г.

млн. 
долларов США

в % к

млн. 
долларов США

в % к

I полугодию 2012г.

итогу

I полугодию 2011г.

итогу

Внешнеторговый 
оборот

404620

99,5

100

406826

105,8

100

в том числе:

           

страны дальнего  
зарубежья

350974

100,8

86,7

348122

107,2

85,6

из них: 
страны Евросоюза

202703

101,4

50,1

199976

106,6

49,2

из них:

           

Бельгия

5863

107,4

1,4

5457

91,9

1,3

Германия

34778

96,2

8,6

36136

109,0

8,9

Испания

5023

108,3

1,2

4639

92,5

1,1

Италия

26200

123,8

6,5

21162

102,5

5,2

Латвия

6050

128,9

1,5

4695

108,3

1,2

Нидерланды

39670

93,0

9,8

42668

130,7

10,5

Польша

12776

91,7

3,2

13927

109,8

3,4

Словакия

4659

100,5

1,2

4636

99,8

1,1

Соединенное  
Королевство 
(Великобритания)

11124

109,4

2,7

10166

99,5

2,5

Финляндия

9009

106,4

2,2

8467

91,8

2,1

Франция

11978

98,5

3,0

12165

80,9

3,0

Чешская Республика

4416

89,7

1,1

4923

105,4

1,2

страны АТЭС

98137

102,6

24,3

95660

107,9

23,5

из них:

           

Китай

41894

99,8

10,4

41991

111,8

10,3

Республика Корея

11962

102,9

3,0

11620

103,6

2,9

США

12640

89,7

3,1

14089

106,4

3,5

Япония

15703

107,4

3,9

14625

105,4

3,6

Турция

15634

94,0

3,9

16627

112,9

4,1

Швейцария

5998

89,7

1,5

6688

110,7

1,6

государства- 
участники СНГ

53646

91,4

13,3

58705

98,1

14,4

страны ЕврАзЭС

30146

96,0

7,5

31408

107,4

7,7

из них:

           

государства-члены 
Таможенного союза

28667

94,7

7,1

30268

107,1

7,4

в том числе:

           

Беларусь

15502

80,8

3,8

19189

105,6

4,7

Казахстан

13165

118,8

3,3

11078

109,8

2,7

Киргизия

1113

142,2

0,3

782

135,2

0,2

Таджикистан

367

102,4

0,1

358

90,4

0,1

Украина

17825

80,6

4,4

22105

88,5

5,4

Информация о работе Проблемы эластичности спроса на российские товары на внешнем и внутреннем рынках