Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 16:55, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей безработицы в России и государственной политики занятости населения и выяснение дополнительных возможностей повышения, а также способов регулирования занятости в России.
С этой целью в работе решаются следующие задачи:
рассмотрение понятий «рынок труда» и «занятость»;
анализ функционирования рынка труда, спроса и предложения на рынке труда;
систематизация направлений теоретических исследований занятости населения;
анализ имеющихся в литературе подходов к понятию занятости населения;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
1.1. Теоретические основы функционирования рынка труда
1.2. Безработица как социальный феномен и его изучение в экономике
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Современное состояние рынка труда в России
2.2. Анализ состояния рынка труда Московской области
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сохранение большого количества свободных рабочих мест в течение длительного периода обусловлено значительной разницей в уровне оплаты и условий труда по сравнению с г. Москвой. В 2007 году отрицательное сальдо между въездом и выездом граждан на работу (в основном, в столицу) составило 602,5 тыс. человек.
Несмотря на значительный миграционный прирост населения, Московская область нуждается в дополнительном притоке трудовых ресурсов, в первую очередь, на малопривлекательные для жителей Подмосковья профессии.
Одной из задач демографической политики является повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития.
Вследствие близкого расположения к столице спецификой Московской области является отвлечение значительной части трудовых ресурсов в г. Москву. В связи с более высоким уровнем заработной платы, возможностью профессионально-карьерного роста, на предприятиях Москвы трудоустраиваются до 30% экономически активного населения районов Балашихинский, Домодедовский, Люберецкий, Мытищинский, Пушкинский, Химкинский, городов Долгопрудного, Железнодорожного, Ивантеевки, Королева, Реутова. В Красногорском, Одинцовском, Ленинском районах этот процент достигает 50.
В свою очередь на предприятиях городов и районов ближайшего Подмосковья трудятся жители более удаленных районов и соседних областей. Например, в городе Дубна интенсивное развитие социально-экономической инфраструктуры, создание новых рабочих мест являются основными причинами притока рабочей силы из Тверской области. В городе Железнодорожном наряду с местным населением работают жители городов Электроугли, Электрогорска, Ногинска, Павловского Посада. На предприятиях Мытищинского района работают граждане, проживающие в Пушкинском, Щелковском, Сергиево-Посадском районах, в городе Ивантеевке, во Владимирской области. Продолжает увеличиваться приток рабочей силы на предприятия Подольска из Чеховского, Серпуховского, Домодедовского районов, а также из Тульской области.
С целью регулирования внутренней и внешней миграции населения проводятся городские, районные и межрайонные ярмарки вакансий и учебных рабочих мест; осуществляется обмен информацией о вакансиях организаций районов и городов, информирование населения через средства массовой информации о возможностях трудоустройства.
В целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также для информирования работодателей, заказчиков работ (услуг), заявивших о потребности в привлечении иностранных работников в 2008 году, о возможности замещения вакантных и создаваемых рабочих мест за счет трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, проведена работа по оказанию содействия в трудоустройстве гражданам, изъявившим желание осуществлять трудовую деятельность вне пределов территории постоянного проживания. На сайте Главного управления государственной службы занятости населения Московской области (далее - Главное управление) размещены сведения о российских гражданах, жителях других регионов, изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность в организациях на территории Московской области. Данные сведения содержат информацию о профессии, по которой граждане желают трудоустраиваться, о квалификации, условиях и характере трудоустройства, потребности в жилье.
Положительная динамика экономического развития Московской области предопределяет увеличение спроса на рабочую силу, поэтому регион заинтересован в привлечении трудовых ресурсов из других регионов, стран дальнего и ближнего зарубежья.
Одним из механизмов регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы является система формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности. В целях согласованных действий по реализации единой государственной политики в вопросах трудовой миграции создана областная Межведомственная комиссия, которая осуществляет подготовку предложений по определению квоты Московской области и определяет объемы привлечения иностранных граждан на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда и демографической ситуации в регионе.
Главное управление принимает участие в работе областной Межведомственной комиссии, рассматривая заявки работодателей, предусматривающих привлечение иностранных граждан, внося предложения о потребности в привлечении для осуществления трудовой деятельности иностранных работников в Московскую область, выдает заключения о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов привлечения иностранных граждан. Потребность в привлечении иностранных работников определяется с учетом видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, профессий, специальности и квалификации, а также страны происхождения иностранных граждан.
На 2007 год квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности распределялась согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 мая 2007 г. № 322. Московской области установлена квота в размере 17 670 единиц (третье место по России после Москвы и Читинской области).
В Подмосковье привлекаются иностранные работники из стран ближнего и дальнего зарубежья. Ниже представлены страны дальнего зарубежья, являвшимися основными поставщиками трудовых ресурсов в первом полугодии 2006 и 2007 годов.
Рисунок 2.4. Привлечение иностранных работников из стран дальнего зарубежья в 2006 году
Рисунок 2.5. Привлечение иностранных работников из стран дальнего зарубежья в 2007 году
Проведенный мониторинг привлечения и использования иностранной рабочей силы из стран дальнего зарубежья показал значительное увеличение численности трудовых мигрантов из Сербии, Вьетнама, Польши, КНДР, что обусловлено высокими темпами развития строительного и промышленного комплекса в Подмосковье.
В 2007 году всего 2% от общего числа организаций, привлекающих иностранную рабочую силу из стран дальнего зарубежья, являются наиболее крупными потребителями иностранной рабочей силы. На долю этих организаций приходится 34% от общей численности привлекаемых работников. Численность привлекаемых работников в данных организациях – от 200 до 1000 человек. Большинство организаций привлекает к трудовой деятельности иностранных работников численностью менее 100 человек.
По отраслям экономики иностранные работники, привлекаемые в 2007 году, распределились следующим образом:
строительство – 60,9% от общего числа иностранных работников из стран дальнего зарубежья;
обрабатывающие производства –24,3%;
торговля и ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 8,0%;
транспорт и связь – 0,3%;
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 1,4%;
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 0,3%;
сельское хозяйство – 0,1%;
другие отрасли – 4,7%.
Наряду со специалистами, занимающими высшие руководящие должности, инструкторами и консультантами производственного процесса, специалистами по наладке технологического оборудования привлекались высококвалифицированные работники рабочих профессий.
Основные страны ближнего зарубежья, из которых привлекались иностранные работники в 2006 и 2007 годах, представлены ниже.
Мониторинг привлечения и использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья показал незначительное изменение численности привлеченных работников в 2007 году по сравнению с 2006 годом.
По отраслям экономики иностранные работники из стран ближнего зарубежья распределились следующим образом:
строительство –34,2% от общего числа иностранных работников из стран ближнего зарубежья;
обрабатывающие производства –30,9%;
торговля –13,2%;
сельскохозяйственное производство –4,5%;
транспорт –3,9%;
другие отрасли –13,3%.
Рисунок 2.6. Привлечение иностранных работников из стран ближнего зарубежья в 2006 году
Рисунок 2.7. Привлечение иностранных работников из стран ближнего зарубежья в 2007 году
Наиболее востребованными по-прежнему были рабочие строительных профессий (каменщики, монтажники, плотники, бетонщики, штукатуры), а также водители, грузчики, операторы, слесари, газоэлектросварщики, уборщики и подсобные рабочие.
С целью осуществления мониторинга изменений о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующим получения визы, сформирован и ведется банк данных работодателей, заказчиков работ (услуг), направивших уведомления о привлечении и использовании указанных иностранных граждан, с учетом видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, профессий, квалификации, а также страны принадлежности иностранных граждан.
В целом привлекаемая иностранная рабочая сила из стран дальнего и ближнего зарубежья не оказывает существенного влияния на региональный рынок труда.
В целях снижения незаконной миграции рамках Соглашения, заключенного Главным управлением с Управлением Федеральной миграционной службы по Московской области, организована работа по обмену информацией об иностранных гражданах, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, получивших разрешения на работу.
Для информирования заинтересованных лиц, в т.ч. российских граждан, иностранных работников, работодателей, заказчиков работ (услуг), привлекающих и использующих труд иностранных граждан, о порядке применения положений, содержащихся в данном постановлении, а также о наличии свободных рабочих мест, вакантных должностей и возможности замещения иностранных работников российскими гражданами, в 52 центрах занятости населения и Главном управлении ГСЗН Московской области созданы консультационные пункты.
В заключение необходимо отметить, что при анализе использования областного банка вакансий и профессионального состава граждан, обращающихся в поисках подходящей работы в Московскую областную службу занятости населения, выявлено несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В некоторых районах области спрос значительно опережает предложение, что связано с развитием промышленности, торговли, ремонтно-строительной деятельности, сферы услуг и ведет к увеличению числа вакантных мест для высококвалифицированных специалистов.
Таким образом, дальнейшее динамичное социально-экономическое развитие Московской области обусловливает необходимость как территориального перераспределения трудовых ресурсов, так и привлечения рабочей силы из других регионов, стран дальнего и ближнего зарубежья. Стратегией социально-экономического развития Московской области до 2020 года предусмотрена разработка и реализация активной миграционной политики, направленной на восполнение естественной убыли населения в трудоспособном возрасте, на снижение демографической нагрузки; привлечение для работы на предприятиях и организациях области близких по культуре людей, людей трудоспособного возраста с высшим образованием и высоким уровнем профессиональной квалификации; оптимизацию численности трудовых мигрантов в зависимости от потребностей экономики и социальной сферы области; создание благоприятных условий для их проживания.
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
Прогноз численности занятых с учетом демографического фактора уменьшен в 2009 году до 67,2 млн. человек.
В связи с сокращением численности занятых в экономике общая безработица увеличится до 6 млн. человек в 2009 году, а уровень безработицы составит 8,2 процента.
Вследствие складывающейся в 2009 году ситуации на рынке труда произойдет увеличение численности официально зарегистрированных безработных до 2,8 млн. человек.
В 2009 году ожидается снижение реальной заработной платы до 95,9% по отношению к 2008 году. Снижение доходов наемных работников, а также доходов от собственности и предпринимательской деятельности приведет к снижению реальных доходов населения до 91,7%. Такое снижение доходов повлияет на расходы и сберегательную активность населения.
Несмотря на изменение экономической ситуации, государство будет выполнять свои обязательства по увеличению оплаты труда работников бюджетной сферы, социальных и трудовых пенсий.
В прогнозе учтено увеличение расходов на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений для эффективного перехода и дальнейшего функционирования в новых системах оплаты труда.
Базовая часть трудовых пенсий в прогнозный период будет индексироваться темпами, которые позволят довести социальную пенсию в 2009 году и в дальнейшем поддерживать ее на уровне прожиточного минимума пенсионера. Страховая часть трудовой пенсии будет индексироваться выше инфляции для поддержания ее реального роста.
В 2009 году величина прожиточного минимума возрастет в среднем на 758 рублей и, по прогнозу Минэкономразвития России, составит 5351 рубль.
Увеличение в 2009 году величины прожиточного минимума и значительное сокращение доходов населения не позволят сократить уровень бедности. В результате доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2009 году составит 13,3 процента.
Большая часть доходов и возрастающая доля сбережений населения будут расходоваться на потребление. В результате темп роста розничной торговли в 2009 году останется положительным и составит 100,3 процента, а снижение объемов потребления платных услуг населением не превысит 0,1% процента. В 2009 году предполагается изменение потребительских предпочтений в сторону более дешевых товаров, при этом малообеспеченные слои населения будет приобретать в основном продукты питания и предметы первой необходимости.
Последствием складывающихся тенденций явится изменение структуры оборота розничной торговли, сопровождающееся снижением доли продажи непродовольственных товаров и, соответственно, увеличением доли продовольственных товаров. Произойдет замедление спроса населения на чувствительные к изменению цен продукты питания, существенное сокращение покупки товаров длительного пользования. В структуре расходов домашних хозяйств на платные услуги большая часть расходов будет приходиться на оплату «обязательных» видов услуг, таких как жилищно-коммунальные, транспортные услуги, услуги связи и отдельные виды бытовых услуг.
Информация о работе Пути решения проблем рынка труда и занятости в России