Пути решения проблем рынка труда и занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей безработицы в России и государственной политики занятости населения и выяснение дополнительных возможностей повышения, а также способов регулирования занятости в России.
С этой целью в работе решаются следующие задачи:
 рассмотрение понятий «рынок труда» и «занятость»;
 анализ функционирования рынка труда, спроса и предложения на рынке труда;
 систематизация направлений теоретических исследований занятости населения;
 анализ имеющихся в литературе подходов к понятию занятости населения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
1.1. Теоретические основы функционирования рынка труда
1.2. Безработица как социальный феномен и его изучение в экономике
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Современное состояние рынка труда в России
2.2. Анализ состояния рынка труда Московской области
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 707.50 Кб (Скачать файл)

Сохранение большого количества свободных рабочих мест в течение длительного периода обусловлено значительной разницей в уровне оплаты и условий труда по сравнению с г. Москвой. В 2007 году отрицательное сальдо между въездом и выездом граждан на работу (в основном, в столицу) составило 602,5 тыс. человек.

Несмотря на значительный миграционный прирост населения, Московская область нуждается в дополнительном притоке трудовых ресурсов, в первую очередь, на малопривлекательные для жителей Подмосковья профессии.

Одной из задач демографической политики является повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития.

Вследствие близкого расположения к столице спецификой Московской области является отвлечение значительной части трудовых ресурсов в г. Москву. В связи с более высоким уровнем заработной платы,  возможностью профессионально-карьерного роста, на предприятиях Москвы трудоустраиваются до 30% экономически активного населения районов Балашихинский, Домодедовский, Люберецкий, Мытищинский, Пушкинский, Химкинский, городов Долгопрудного, Железнодорожного, Ивантеевки, Королева, Реутова. В Красногорском, Одинцовском, Ленинском районах этот процент достигает 50.

В свою очередь на предприятиях городов и районов ближайшего Подмосковья трудятся жители более удаленных районов и соседних областей. Например, в городе Дубна интенсивное развитие социально-экономической инфраструктуры, создание новых рабочих мест являются основными причинами притока рабочей силы из Тверской области. В городе Железнодорожном наряду с  местным населением работают жители городов Электроугли, Электрогорска, Ногинска, Павловского Посада. На предприятиях Мытищинского района работают граждане, проживающие в Пушкинском, Щелковском, Сергиево-Посадском районах, в городе Ивантеевке, во Владимирской области.  Продолжает увеличиваться приток рабочей силы на предприятия Подольска из Чеховского, Серпуховского, Домодедовского районов, а также из Тульской области.

С целью регулирования внутренней и внешней миграции населения проводятся городские, районные и межрайонные ярмарки вакансий и учебных рабочих мест; осуществляется обмен информацией о вакансиях организаций районов и городов, информирование населения через средства массовой информации о возможностях трудоустройства.

В целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также для информирования работодателей, заказчиков работ (услуг), заявивших о потребности в привлечении иностранных работников в 2008 году, о возможности замещения вакантных и создаваемых рабочих мест за счет трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, проведена работа по оказанию содействия в трудоустройстве гражданам, изъявившим желание осуществлять трудовую деятельность вне пределов территории постоянного проживания. На сайте Главного управления государственной службы занятости населения Московской области (далее - Главное управление)  размещены сведения о российских гражданах, жителях других регионов, изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность в организациях на территории Московской области. Данные сведения содержат информацию о профессии, по которой  граждане  желают трудоустраиваться, о квалификации, условиях и характере трудоустройства, потребности в жилье.

Положительная динамика экономического развития Московской области предопределяет увеличение спроса на рабочую силу, поэтому регион заинтересован в привлечении трудовых ресурсов  из других регионов, стран дальнего и ближнего зарубежья.

Одним из механизмов регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы является система формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности. В целях согласованных  действий по реализации единой государственной политики в вопросах трудовой миграции создана областная Межведомственная комиссия, которая осуществляет подготовку предложений по определению квоты Московской области и определяет объемы привлечения иностранных граждан на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда и демографической ситуации в регионе.

Главное управление принимает участие в работе областной Межведомственной комиссии, рассматривая заявки работодателей, предусматривающих привлечение иностранных граждан, внося предложения о потребности в привлечении для осуществления трудовой деятельности иностранных работников в Московскую область, выдает заключения о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов привлечения иностранных граждан. Потребность в привлечении иностранных работников определяется с учетом видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, профессий, специальности и квалификации, а также страны происхождения иностранных граждан.

На 2007 год  квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности распределялась согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 мая 2007 г. № 322.  Московской области установлена квота в размере 17 670 единиц (третье место по России после Москвы и  Читинской области).

В Подмосковье привлекаются иностранные работники из стран  ближнего и дальнего зарубежья. Ниже представлены страны дальнего зарубежья, являвшимися основными поставщиками трудовых ресурсов в первом полугодии 2006 и  2007 годов.

Рисунок 2.4. Привлечение иностранных работников из стран дальнего зарубежья в 2006 году

Рисунок 2.5. Привлечение иностранных работников из стран дальнего зарубежья в 2007 году

Проведенный мониторинг привлечения и использования иностранной рабочей силы из стран дальнего зарубежья показал значительное увеличение  численности трудовых мигрантов из Сербии, Вьетнама, Польши, КНДР, что обусловлено высокими темпами развития строительного и промышленного комплекса в Подмосковье.

В 2007 году всего 2% от общего числа организаций, привлекающих иностранную рабочую силу из стран дальнего зарубежья, являются наиболее крупными потребителями иностранной рабочей силы. На долю этих организаций приходится 34% от общей численности привлекаемых работников. Численность привлекаемых работников в данных организациях – от 200 до 1000 человек. Большинство организаций привлекает к трудовой деятельности иностранных работников численностью  менее 100 человек.

По отраслям экономики иностранные работники, привлекаемые в 2007 году, распределились следующим образом:

       строительство – 60,9% от общего числа иностранных работников из стран дальнего зарубежья;

       обрабатывающие производства –24,3%;

       торговля и ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования  – 8,0%;

       транспорт и связь – 0,3%;

       операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 1,4%;

       предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 0,3%; 

       сельское хозяйство – 0,1%;

       другие отрасли – 4,7%.

Наряду со специалистами, занимающими высшие руководящие должности, инструкторами и консультантами производственного процесса, специалистами по наладке технологического оборудования  привлекались высококвалифицированные работники рабочих профессий.

Основные страны ближнего зарубежья, из которых привлекались иностранные работники в 2006 и 2007 годах, представлены ниже.

Мониторинг привлечения и использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья показал незначительное изменение численности привлеченных работников в 2007 году по сравнению с 2006 годом.

По отраслям экономики иностранные работники из стран ближнего зарубежья распределились следующим образом:

                   строительство –34,2% от общего числа иностранных работников из стран ближнего зарубежья;

                   обрабатывающие производства –30,9%;

                   торговля –13,2%;

                   сельскохозяйственное производство –4,5%;

                   транспорт –3,9%;

                   другие отрасли –13,3%.

Рисунок 2.6. Привлечение иностранных работников из стран ближнего зарубежья в 2006 году

Рисунок 2.7. Привлечение иностранных работников из стран ближнего зарубежья в 2007 году

Наиболее востребованными по-прежнему были рабочие строительных профессий (каменщики, монтажники, плотники,  бетонщики, штукатуры), а также водители, грузчики, операторы, слесари, газоэлектросварщики, уборщики и подсобные рабочие.

С целью осуществления мониторинга изменений о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующим получения визы, сформирован и ведется банк данных работодателей, заказчиков работ (услуг), направивших уведомления о привлечении и использовании указанных иностранных граждан, с учетом видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, профессий, квалификации, а также страны принадлежности иностранных граждан.

В целом привлекаемая иностранная рабочая сила из стран дальнего и ближнего зарубежья не оказывает существенного влияния на региональный рынок труда.

В целях снижения незаконной миграции рамках  Соглашения, заключенного  Главным управлением с Управлением Федеральной миграционной службы по Московской области, организована работа по обмену информацией об иностранных гражданах, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, получивших разрешения на работу.

Для информирования заинтересованных лиц, в т.ч. российских граждан, иностранных работников, работодателей, заказчиков работ (услуг), привлекающих и использующих труд иностранных граждан,  о порядке применения положений, содержащихся в данном постановлении, а также о наличии свободных рабочих мест, вакантных должностей и возможности замещения иностранных работников российскими гражданами, в 52 центрах занятости населения и Главном управлении ГСЗН Московской области созданы консультационные пункты.

В заключение необходимо отметить, что при анализе использования областного банка вакансий и профессионального состава граждан, обращающихся в поисках подходящей работы в Московскую областную службу занятости населения, выявлено несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В некоторых  районах области спрос значительно опережает предложение, что связано с развитием промышленности, торговли, ремонтно-строительной деятельности, сферы услуг и ведет к увеличению числа вакантных мест для высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, дальнейшее динамичное социально-экономическое развитие Московской области обусловливает необходимость как территориального перераспределения трудовых ресурсов, так и привлечения рабочей силы из других регионов, стран дальнего и ближнего зарубежья. Стратегией социально-экономического развития Московской области до 2020 года предусмотрена разработка и реализация активной миграционной политики, направленной на восполнение естественной убыли населения в трудоспособном возрасте, на снижение демографической нагрузки; привлечение для работы на предприятиях и организациях области близких по культуре людей, людей трудоспособного возраста с высшим образованием и высоким уровнем профессиональной квалификации; оптимизацию численности трудовых мигрантов в зависимости от потребностей экономики и социальной сферы области; создание благоприятных условий для их проживания.             

 


ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

Прогноз численности занятых с учетом демографического фактора уменьшен в 2009 году до 67,2 млн. человек.

В связи с сокращением численности занятых в экономике общая безработица увеличится до 6 млн. человек в 2009 году, а уровень безработицы составит 8,2 процента.

Вследствие складывающейся в 2009 году ситуации на рынке труда произойдет увеличение численности официально зарегистрированных безработных до 2,8 млн. человек.

В 2009 году ожидается снижение реальной заработной платы до 95,9% по отношению к 2008 году. Снижение доходов наемных работников, а также доходов от собственности и предпринимательской деятельности приведет к снижению реальных доходов населения до 91,7%. Такое снижение доходов повлияет на расходы и сберегательную активность населения.

Несмотря на изменение экономической ситуации, государство будет выполнять свои обязательства по увеличению оплаты труда работников бюджетной сферы, социальных и трудовых пенсий.

В прогнозе учтено увеличение расходов на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений для эффективного перехода и дальнейшего функционирования в новых системах оплаты труда.

Базовая часть трудовых пенсий в прогнозный период будет индексироваться темпами, которые позволят довести социальную пенсию в 2009 году и в дальнейшем поддерживать ее на уровне прожиточного минимума пенсионера. Страховая часть трудовой пенсии будет индексироваться выше инфляции для поддержания ее реального роста.

В 2009 году величина прожиточного минимума возрастет в среднем на 758 рублей и, по прогнозу Минэкономразвития России, составит 5351 рубль.

Увеличение в 2009 году величины прожиточного минимума и значительное сокращение доходов населения не позволят сократить уровень бедности. В результате доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2009 году составит 13,3 процента.

Большая часть доходов и возрастающая доля сбережений населения будут расходоваться на потребление. В результате темп роста розничной торговли в 2009 году  останется положительным и составит 100,3 процента, а снижение объемов потребления платных услуг населением не превысит 0,1% процента. В 2009 году предполагается  изменение потребительских предпочтений в сторону более дешевых товаров, при этом малообеспеченные слои  населения будет приобретать в основном продукты  питания и предметы первой необходимости.

Последствием складывающихся тенденций явится изменение структуры оборота розничной торговли, сопровождающееся снижением доли продажи непродовольственных товаров и, соответственно, увеличением доли продовольственных товаров. Произойдет замедление спроса населения на чувствительные к изменению цен продукты питания, существенное сокращение покупки товаров длительного пользования. В структуре  расходов домашних хозяйств на платные услуги большая часть расходов будет приходиться на оплату «обязательных» видов услуг, таких как жилищно-коммунальные, транспортные услуги, услуги связи  и отдельные виды бытовых услуг.

Информация о работе Пути решения проблем рынка труда и занятости в России