Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 16:55, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей безработицы в России и государственной политики занятости населения и выяснение дополнительных возможностей повышения, а также способов регулирования занятости в России.
С этой целью в работе решаются следующие задачи:
рассмотрение понятий «рынок труда» и «занятость»;
анализ функционирования рынка труда, спроса и предложения на рынке труда;
систематизация направлений теоретических исследований занятости населения;
анализ имеющихся в литературе подходов к понятию занятости населения;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
1.1. Теоретические основы функционирования рынка труда
1.2. Безработица как социальный феномен и его изучение в экономике
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Современное состояние рынка труда в России
2.2. Анализ состояния рынка труда Московской области
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Российский рынок труда недостаточно конкурентоспособен из-за низкого уровня оплаты труда и качества рабочих мест. Низкий уровень заработной платы в бюджетном секторе и отдельных отраслях внебюджетного сектора способствует углублению отраслевых диспропорций на рынке труда.
Темпы сокращения доли работников с заработком ниже прожиточного минимума в данных районах существенно ниже, чем в Центральном федеральном округе. В результате 17% работающих граждан имеют доход ниже прожиточного минимума. Для сравнения отметим, что в Центральном Федеральном округе таких лиц менее 14%.
Низкое качество рабочих мест приводит к высокой текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда, а также к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.
Негативное влияние на уровень оплаты труда и качество рабочих мест оказывает нелегальная миграция, которая наибольшую остроту приобретает на Дальнем Востоке.
Использование нелегальной иностранной рабочей силы способствует снижению стоимости рабочей силы на рынке труда, так как нелегально находящиеся иностранные граждане готовы работать в условиях, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда за сравнительно небольшую заработную плату. Уровень оплаты труда мигрантов в 2-3 раза ниже заработной платы, получаемой российскими работниками.
Одним из направлений государственной политики на рынке труда является повышение конкурентоспособности рабочих мест, что позволит предотвратить дальнейший отток трудоспособного населения из регионов в столицу, а также поспособствует привлечению рабочей силы из трудоизбыточных регионов.
Для повышения конкурентоспособности рабочих мест потребуется увеличить уровень оплаты труда и улучшить условия труда.
Увеличение оплаты труда должно сопровождаться ростом производительности труда. Необходимым условием роста производительности труда является модернизация производства и эффективное управление персоналом. Внедрение новых технологий будет способствовать улучшению условий труда и сокращению производственного травматизма.
Следующим направлением государственной политики на рынке труда является повышение эффективности использования собственных трудовых ресурсов. Для решения указанной задачи потребуется:
привлечение молодежи к освоению рабочих профессий;
предотвращение потерь квалифицированных кадров;
содействие инициативе по сохранению и развитию кадрового потенциала предприятий.
Также необходимо содействовать интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве. К ним относятся:
инвалиды и женщины, воспитывающие детей-инвалидов;
выпускники общеобразовательных учреждений, не имеющие профессии;
потерявшие работу граждане предпенсионного возраста;
граждане, неработающие длительное время, в том числе женщины, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением и воспитанием детей.
Одним из направлений взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса может стать привлечение молодежи в учреждения начального профессионального образования в целях освоения рабочих профессий и последующего трудоустройства на предприятия в регионах, испытывающих нехватку трудовых ресурсов.
Основываясь на договорных принципах, необходимо реализовать интересы всех участников такого сотрудничества: для работодателя - обеспечить производство необходимыми рабочими кадрами в достаточном количестве и требуемой квалификации; для работника - предоставить возможность получения профессии, дальнейшего трудоустройства, оказать содействие в найме или приобретении жилья; для государства - снизить риск возникновения безработицы, повысить эффективность бюджетных расходов на начальное профессиональное образование.
Необходимо принятие действенных мер по предотвращению негативных последствий реструктуризации и банкротства предприятий, сопровождаемых значительным высвобождением рабочей силы. Приоритетным направлением остается содействие занятости работников, высвобождаемых с градообразующих предприятий. В этой связи усилия работодателей должны быть направлены на участие в разработке и осуществлении адресных проектов, предполагающих реализацию опережающих мероприятий по содействию занятости высвобождаемых работников. Указанные проекты могут включать профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации, а также содействие в переезде высвобождаемых работников и членов их семей в другую местность в целях трудоустройства.
Расширение компетенции работников путем освоения смежных профессий позволит существенно увеличить их конкурентоспособность на рынке труда, что особенно важно для трудоустройства граждан, имеющих ограничения трудоспособности вследствие приобретенных профессиональных заболеваний, и трудовая деятельность которых в прежних условиях нежелательна.
Необходимо предусмотреть меры по реализации нормативных правовых актов по содействию занятости работников, высвобождаемых в связи со структурными изменениями в отдельных секторах.
Также необходима поддержка и поощрение со стороны государства инициатив бизнеса по развитию кадрового потенциала, включая организацию внутрифирменного обучения и повышения квалификации персонала.
Одним из направлений дальнейшего развития частно-государственного партнерства в данной области является интеграция в бизнес-стратегии компаний отраслевых и межотраслевых программ подготовки специалистов.
В целях стимулирования работодателей к развитию кадрового потенциала работников через использование рыночных механизмов необходимо проведение добровольной сертификации организаций по результатам их деятельности по развитию персонала. Данная сертификация будет фокусировать внимание владельцев и руководителей бизнеса на наиболее ценном ресурсе любой организации - человеческих ресурсах и оценивать систему их управления, а также способствовать развитию социально-ответственного бизнеса. Добровольная сертификация может проводиться неправительственными или общественными организациями.
В условиях ускоряющегося научного и технического прогресса, когда от работника требуется постоянное обновление знаний, ему должны быть предоставлены возможности широкого доступа к новым знаниям, качественной информации и консультациям относительно возможностей получения образования на протяжении всей жизни, а также обеспечено максимальное приближение процесса обучения к потребителю на основе использования информационных и коммуникационных технологий.
Регулирование привлечения иностранной рабочей силы в регионы (особенно Сибири и Дальнего Востока) должно осуществляться с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров. Ограничение на привлечение неквалифицированных мигрантов будет способствовать модернизации экономики. Решению проблемы обеспечения трудонедостаточных регионов квалифицированными трудовыми ресурсами будет способствовать реализация мероприятий по привлечению на постоянное место жительства иностранных граждан из числа соотечественников. Далее предложен ряд направлений развития комплекса мер по государственному регулированию рынка труда в РФ.
Во-первых, для эффективного решения любых проблем рынка труда надо добиться более скоординированной и слаженной работы всех служб и ведомств, занимающихся этими вопросами, и, прежде всего Роструда - Федеральной службы по труду и занятости.
Во-вторых, необходимо принятие программ по переезду работников и оказания им помощи в поиске работы. В эти программы необходимо включить: содействие в решении проблем обеспечения территориальной и профессиональной мобильности, спроса мигрантов на жилье; меры по развитию транспорта, здравоохранения и иной социальной инфраструктуры. Региональные программы целесообразно объединить в межрегиональные проекты с последующей координацией всех имеющихся и новых проектов в этой области в масштабе страны.
В-третьих, необходимо развитие информационного обеспечения рынка труда. В каждом регионе есть Территориальные органы Роструда, информацию которых можно найти на Интернет-сайте Роструда. Однако она доступна не всем. Целесообразно разработать и заключить договор между территориальными органами службы занятости и подразделениями Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям на проведение цикла телевизионных и радиопередач о положении на рынке труда, проводимых службой занятости в городах и районах области ярмарках вакансий, в том числе для молодежи.
В-четвертых, следует ускорить строительство центров занятости населения. Проблема их нехватки очевидна. Вместе с тем людям подчас трудно приезжать в центры занятости из-за отдалённости населённых пунктов, и к тому же безработные зачастую не имеют средств, чтобы приезжать в них для постановки на учет и затем регулярно два раза в месяц отмечаться. Поэтому целесообразна организация мобильных центров занятости.
В-пятых, для повышения уровня профессиональной квалификации безработных в региональных центрах занятости, в крупных городах целесообразно создать курсы дистанционного обучения. В этих центрах преподаватели смогут вести занятия, транслируемые через Интернет, а ученики на местах смогут участвовать в них, находясь за компьютером.
В-шестых, при необходимости государство и местные органы власти должны предпринимать меры по стимулированию создания рабочих мест в частном и бюджетном секторах, с учетом перспективных и специфических задач развития регионов и отраслей.
В-седьмых, важнейшая проблема – трудоустройство менее защищённых слоёв населения. Для улучшения ее решения возможны следующие меры:
стимулирование развития различных форм надомного труда и самозанятости;
организация мини-ярмарок специально для женщин;
проведение Государственной инспекцией труда проверок предприятий и организаций, руководители и должностные лица которых за допущенные нарушения законодательства о труде и охране труда женщин должны привлекаться к административной ответственности (штрафу);
для решения проблем занятости выпускников учебных заведений и лиц, чьи профессии утратили актуальность, целесообразно, как это делается во многих странах, рассчитывать индексы, позволяющие прогнозировать какие кадры и в каком количестве понадобятся через 5-7 лет. С помощью этих индексов рынок образовательных услуг сможет ориентироваться на перспективные потребности в кадрах;
необходимо улучшить механизм осуществления положений о квотировании рабочих мест для инвалидов, детей-сирот, членов многодетных семей, поскольку на данный момент эффективной реализации этих льгот нет, и они носят добровольно-принудительный характер;
в целях трудоустройства желающих работать пенсионеров целесообразно проведение мини – ярмарок по их трудоустройству; создание специальных кадровых агентств, которые будут бесплатно предлагать трудоустройство пенсионеров, например, для работы в семьях в качестве нянь, сиделок, домработниц (с обучением);
создать программу трудоустройства инвалидов;
В-восьмых, проблему нехватки кадров целесообразно решать путем применения аутстаффинга (дословно – «вне штата») и лизинга персонала. В мире до 80% компаний используют лизинг временного персонала, что особенно удобно для компаний с сезонным спросом. Для более успешного развития этих способов привлечения кадров в России необходимо принять соответствующее законодательство. [11]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы состояния рынка труда и занятости населения исключительно актуальны для российской экономики, стоящей перед необходимостью сохранить, приумножить и рационально использовать имеющийся трудовой потенциал. Без этого невозможно дальнейшее продвижение России по пути рыночных реформ и ее полноценная интеграция в систему международных экономических отношений, где решающей предпосылкой конкурентоспособности страны является высококвалифицированная, мобильная рабочая сила, заинтересованная в результатах производства и обеспеченная устойчивой занятостью.
Рынок труда и занятость населения занимают особое место в системе рыночных отношений. Большинство экономических, социальных, демографических явлений, протекающих в рыночной экономике, прямо или косвенно, полностью или частично, отражают процессы, происходящие на рынке труда. Являясь неотъемлемым звеном современной экономики, рынок труда играет важную роль в системе воспроизводства. Именно на рынке труда происходит купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость.
Формирование рынка труда – серьезная экономическая и социальная проблема. Экономическая нестабильность неизбежно ведет к отрицательным экономическим и социальным последствиям.
Информация о работе Пути решения проблем рынка труда и занятости в России