Развитие предпринимательства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство в Беларуси является продуктом нашей социальной реальности. В свою очередь становление предпринимательства происходит под влиянием традиционных ментальных социокультурных ценностей и изменяющихся социально-экономических условий. Вследствие чего базовыми ценностями предпринимательства являются ценности, свойственные национально-психологическому характеру белорусов. Конечно, они не остаются неизменными

Содержание

Введение…………………………………………………………….2
Глава 1. Исторические особенности развития предпринимательства в Беларуси…………………………………………………………….3
Глава 2.Социальная роль Белорусского предпринимательства
2.1 Основные черты современного белорусского предпринимателя……………………………………………………7
2.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности………...9

Глава 3. Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе………………………………………………………………10
Глава 4. Государственная поддержка предпринимательства……12
Глава 5. Оценка эффективности деятельности субъектов малого
предпринимательства в Республике Беларусь

5.1 Анализ состояния предпринимательства в РБ……………….15
5.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в Республике
Беларусь……………………………………………………………..17

Заключение………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая по предпринимательству.docx

— 45.09 Кб (Скачать файл)

                                                        16

Все мероприятия государственной программы, необходимой для осуществления задач поддержки малого предпринимательства, с учётом значимости и последовательности можно объединить в три блока:

 

1.Создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды;

 

2. Содействие решению основных проблем малых предприятий;

 

3.Ориентация малых предприятий на решение приоритетных проблем конкретных территорий.

 

 

5.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь

 

Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства:

 

- преимущественная ориентация предпринимательских структур на деятельность в сфере торговли и общественного питания – примерно 50% от общего количества предприятий;

 

- недолговечность большинства предпринимательских структур, обусловленная нестабильностью общей экономической ситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям;

 

- вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса, их неспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки;

 

- «размывание» специфики функций поддержки малых предприятий, их «растворение» в общем процессе удовлетворения предпринимательских нужд, что, в частности, резко повышает требования к размеру государственных затрат;

 

- отсутствие оперативного контроля показателей деятельности субъектов малого предпринимательства.

 

Минским городским территориальным комитетом предпринимательства и инвестиций совместно с Минским НИИ социально-экономических и политических проблем было проведено комплексное исследование состояния и перспектив развития предпринимательской деятельности в столице нашей республики.

 

17

Руководители малых предприятий города Минска, принявших участие в опросе свидетельствуют, что наиболее благоприятными для создания малых предприятий были 1991-1993 годы.

 

До 1995 года включительно предпринимательские структуры не испытывали серьёзных проблем в процессе своего функционирования, поэтому в 1991-1994 гг. закрылось примерно по 5% предприятий. В последующие годы ситуация заметно ухудшилась: стало закрываться всё больше предприятий. К главным причинам ликвидации малых предприятий большинство опрошенных предпринимателей относит внешние обстоятельства и только 27% опрошенных видит их во внутренних проблемах самих предприятий. Финансовая проблема в различные периоды деятельности негосударственных предприятий являлась наиболее актуальной. В настоящее время наблюдается её заметное обострение: если на стадии становления малого бизнеса в качестве главной трудности называли финансовую 38,1% руководителей, то сейчас так считает уже 47,6%. На этапе становления были также проблемы с поиском и арендой помещения (19%), закупкой необходимого оборудования (19,8%), поиском рынка (19,2%), кадрового и информационного обеспечения (по 12,5%).

 

Исследование позволило выявить мотивы, побуждающие респондентов к открытию своего дела. Это – желание заработать хорошие деньги; быть независимыми; создать себе высокую деловую репутацию; полнее использовать знания, квалификацию; реализовать свои личные качества; внести вклад в решение важных для общества проблем; потеря основного места работы. Таким образом на первом месте находится материальный интерес.

 

Предпринимательство в Республике Беларусь, получившее развитие в 90-е годы за прошедшие десятилетие превратилось в самостоятельный и весьма влиятельный элемент рыночной экономики.

Развивать предпринимательство оказалось очень трудно. Мешает несогласованность союзного и республиканского законодательства. Мешает былое огосударствление не только материальной жизни, но и духовной культуры, самой личности – винтика, которая разучилась мыслить категорией «Я» и непрерывно срывается на идеологию «МЫ». Мешает иждивенческий распределительный принцип, формировавшийся у нескольких поколений людей и ставший у нас бесспорной идеологией. Практически это религиозная вера в возможность социальных гарантий «сверху» без каких-либо усилий со стороны каждого человека [11, с. 4].

Перспективы развития предпринимательства определяется прежде всего проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не административными методами. Попытки волевого руководства развитием предпринимательства приводят к перемещению

                                                           18

предпринимательских капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений.

 

Наиболее актуальными задачами развития малого предпринимательства на ближайшую перспективу являются:

 

- применение заявительного порядка регистрации малых предприятий;

 

- сокращение числа лицензированных видов деятельности;

 

- гарантия упрощённого льготного налогообложения для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях, а также специализированных организаций, оказывающих кредитные, консультационные, научно-технические и информационные услуги предпринимателям и их соблюдение;

 

- гарантия сохранения уровня налогообложения действовавшего на момент регистрации предприятия в течение установленного законодательством периода в случае ухудшения условий налогообложения и закрепление перечисленных гарантий в налоговом кодексе;

 

- расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому обеспечению, бесплатное консультирование;

 

- активизация государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, увеличение объёмов финансирования на эти услуги;

 

- создание системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого предприятия, особенно по долгосрочным инвестициям;

 

- повышение достоверной статистической отчётности о развитии малого бизнеса.

 

 

В настоящее время в РБ малому бизнесу уделяется значительное внимание: приняты соответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических зон, научно-технологических парков и инновационных центров [8, с. 80].

 

Однако следует признать, что желаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с

                                                      19

действительными, деловая активность малого предпринимательства снижается, следовательно, поиск действенных и эффективных организационных экономических инструментов государственной политики поддержки малого бизнеса по-прежнему актуален.

 

  В заключение данного вопроса необходимо отметить, что сегодня предпринимательство в Беларуси развивается с большими трудностями. В условиях Белоруссии предпринимательство нуждается в изменении, необходимой законодательной базе, создании системы государственной, специализированной и высококвалифированной поддержки. Так же всё вышесказанное позволяет сделать заключение, что можно и нужно работать на благо себя, государства и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Заключение

В своей работе я постаралась охарактеризовать малое предпринимательство в Беларуси в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси и уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем  выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Беларусь; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

Говоря о  взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что  здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в Беларуси – уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей Беларуси в целом.

 

21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Балашевич М. И. Малый бизнес - отечественный и зарубежный опыт. / М. И. Балашевич. - Минск: 2004.- 95 с.

2. Врублевский Б.И. Практикум по основам предпринимательской деятельности. / Б. И. Врублевский. - Гомель: 1998. - 13 с.

3. Гриб В. История развития предпринимательства. Предпринимательство в Беларуси. / В. Гриб. - Минск: 1998. - №9 - с. 48-51.

4. Кузьмичев А.Д. Предпринимательство: взгляд из прошлого в настоящее. - М.: Апрель. - 2006. - 400 с.

5. Предприниматель и предпринимательство: Учебное пособие.- М.: Высшая школа. 2005. - 266с.

6. Экономический бюллетень: Журнал. / Мн.: НИЭИ Министерства экономики РБ. -2000- №8 – с. 51

7. Атапина Н. Как помочь малому бизнесу в Беларуси // Финансы, учёт, аудит – 1999 – с.35

 

8. Шехова М.А. Проблемы и направления развития малого бизнеса в регионах // Белорусский экономический журнал – 2000. - №1 – с. 80 – 88

 

9. Романчук Я. Лицо Белорусского бизнеса // Белорусская газета – 2000 - №18 – с. 11 – 12

 

10. Афёровский Д. Предприниматели нуждаются в инвестициях // Предпринимательство в Беларуси – 1998 - №10 – с. 21 – 24

 

11. Радаев в. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики – 1996 - №7 – с. 4-5

 

 

 

 

 

 

 

22


Информация о работе Развитие предпринимательства в Республике Беларусь