Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – на основе анализа истории становления предпринимательства в России рассмотреть проблемы его развития.
Для достижения поставленной цели, в ходе выполнения работы необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть теоретические подходы к определению предпринимательства и его сущности;
Изучить историю становления предпринимательской деятельности в России;
Определить состояние предпринимательства в России на современном этапе и обозначить наиболее острые проблемы;
Проанализировать выявленные проблемы и показать возможные пути их решения.
Предпринимательский риск. «Риск – возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего различного рода потери.
Предпринимательский риск – риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, товарно-денежными и финансовыми операциями. Характеризуется сочетанием возможностей возникновения как нежелательных, так и особо благоприятных отклонений от запланированного результата»[11,С.155].
Риск является неотъемлемым спутником предпринимательства. Его основным мотивом является достижение большего успеха, чем тот, который может быть достигнут при отсутствии риска. Риск считается обоснованным, если вероятность повышения успеха существенно превышает вероятность снижения успеха, достигаемого в условиях отсутствия риска[10, С. 61-62].
На современном этапе развития рыночной экономики в России прослеживается проявление многих положений и закономерностей рынка. Одним из таких проявлений является ситуация неопределенности предпринимательского риска, которая обусловлена неполнотой неравномерным распределением информации среди участников обмена[17, С. 177]. Проявление риска связано с коренными изменениями, произошедшими в системе управления предприятием, которое теперь самостоятельно разрабатывает стратегию своего развития и осуществляет тактические меры по ее претворению в жизнь. При этом неизбежно возникают ситуации, при которых предпринимательские организации рискуют понести убытки.
Однако в значительной мере причина высокой рискованности предпринимательской деятельности определена ситуацией, складывающейся во внешней среде предпринимательской фирмы.
Вышеперечисленные факторы способствует формированию постоянно меняющихся хозяйственных ситуаций. Эти ситуации полностью зависят от условий функционирования предпринимательской фирмы — как внутренних, так и внешних. Условия, в свою очередь, определяются наличием и состоянием уровня спроса на производимую продукцию, работы и услуги; рынков, каналов и объемов сбыта; хозяйственного потенциала, включающего производственные и прочие площади, оборудование, разработки новых товаров; кадров; источников финансирования, за счет которых фирма активизирует свою деятельность; формирования и использования прибыли; конкуренции (доля на внутреннем и внешнем рынках); наличием покупателей (ценовая, рекламная и прочая политика); предоставлением послепродажного обслуживания; влиянием внешней среды (размер налоговых платежей, темпы инфляции) и другим[17, С. 179].
Следовательно, предпринимательский риск можно охарактеризовать как «экономическую категорию, количественно и качественно выражающуюся в неопределенности исхода намеченной предпринимательской деятельности, отражающей степень успеха (или и неуспеха) деятельности предпринимателя (фирмы) по сравнению с заранее планируемыми результатами»[10, С. 63].
Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска в России. Для поддержания устойчивой работы предпринимательской организации в условиях трансформируемой экономики необходимо учитывать все виды факторов риска — как генетические, т.е. присущие вообще предпринимательской деятельности в любых условиях, так и специфические, присущие переходному периоду. Среди специфических факторов риска, присущих экономике России, можно выделить следующие [6, С. 20]:
Среди основных внутренних факторов риска выделяются следующие[6, С. 22]:
Прежде чем приступить
к рассмотрению данного вопроса,
необходимо понять – для чего вообще
нужно изучать историю
В России вопрос о развитии
и становлении
Российское
В XIV – XVII века на Руси все больше возрастает роль государства в предпринимательской деятельности. Частные и иностранные предприятия функционировали исключительно в интересах государства, обслуживали его нужды. Промышленное же производство изначально зарождалось как государственное[6, С. 108].
С середины XVI века появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества (первые появились в сфере международной торговли). В конце XVII века возникают первые акционерные банки[15, с. 8].
В петровскую эпоху (1689-1725гг) государственной властью были приняты многочисленные законоположения, которые способствовали развитию торговли, промышленности и предпринимательства в целом. В этот период в России создаются мануфактуры, стремительно развивается оружейная, полотняная, горная и суконная промышленность. Однако стоит отметить: «Промышленность в России развивалась не сама, а «внедрялась» сверху, искусственно» [18, С.62,68].
Во время правления Екатерины II предпринимательская деятельность становиться доступной широким слоям населения, появляются новые его формы (дворянское и крестьянское).
В первой половине XIX века происходит переход к предпринимательству капиталистического типа. Возрастает число мануфактур. Частные капиталы «перетекают» в производственную сферу. В цело же государство осуществляет поддержку отечественной частной торгово-промышленной деятельности (проведение тарифной политики). Основным препятствием на пути становления предпринимательства по-прежнему остается феодально-крепостническая система[6, С. 163].
Мощным толчком для
индустриального развития России и
становления
Другим условием промышленного развития на капиталистической основе можно считать появление кредита. После реформы 1861 г. в России стали возникать капиталистические отношения, в стране начал складываться рынок капиталов [20, С. 75].
В начале XX века предпринимательство становится массовым явлением. Предприниматель формировался как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства оставалось значительным.
«В этот период создавался рынок рабочей силы, развивалась акционерно-паевая форма предпринимательства, открывались частные акционерные банки: Коммерческий, Земельный и другие. К началу XX века в российской экономике две трети всей промышленной продукции производилось предприятиями коллективных форм собственности – акционерных, паевых, и лишь треть приходилась на единоличные хозяйства. Начался процесс монополизации фирм»[9, С. 7].
В целом экономическая политика конца XIX начала XX века была направлена на ускоренное развитие промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, иностранного капитала, поощрения экспорта товаров. Все это привело к увеличению объема промышленного производства в 2 раза.
После окончания Первой Мировой войны и по завершении Февральской и Октябрьской революций начался процесс ликвидации рыночных экономических связей, были национализированы все крупные предприятия.
Очередным этапом развития
предпринимательства стала новая экономическая
политика – нэп (1921-1926гг), которая ознаменовала
переход от бюрократически-
Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь было свернуто. В начале 1930-х годов в стране утвердилась модель социализма, что привело к полному уничтожению «остатков» частных предприятий[6, С. 260-261].
Лишь в 90-е годы вновь началось возрождение российского предпринимательства. «В октябре 1990 года был принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 года – Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, как частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм предприятий»[6, С. 261].
Для современного этапа развития предпринимательства характерны следующие тенденции[9, С. 8-9]:
Здесь же стоит отметить рост сотрудничества крупного бизнеса с малыми и средними компаниями в рамках различного рода договорных отношений.
Условия и факторы
развития предпринимательской
Условия развития. Для стабильного роста и развития предпринимательства необходимы определенные условия (экономические, социальные, правовые и пр.)[9, С.16-18]:
Экономические условия – это предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут потратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочих, влияющие на уровень заработной платы, то есть на возможность приобретения товаров населением.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также сумма заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Социальные условия – это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет его отношение к размеру заработной платы и к условиям труда, предлагаемые бизнесом.
Важную роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей.
Правовые условия – наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развитие совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными и др.
Факторы развития. «Факторы предпринимательства – это набор параметров, определяющих возможность, формы и способы осуществления предпринимательства. Они дают возможность оценить перспективы развития предпринимательства в России. Целесообразно рассмотреть факторы предпринимательского развития»[17, C. 210].
Различают внутренние и внешние
факторы предпринимательства[
Внешние факторы: