Развитие предпринимательства в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – на основе анализа истории становления предпринимательства в России рассмотреть проблемы его развития.
Для достижения поставленной цели, в ходе выполнения работы необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть теоретические подходы к определению предпринимательства и его сущности;
Изучить историю становления предпринимательской деятельности в России;
Определить состояние предпринимательства в России на современном этапе и обозначить наиболее острые проблемы;
Проанализировать выявленные проблемы и показать возможные пути их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 87.91 Кб (Скачать файл)

Внутренние  факторы[21, С. 214]:

  • развитость отношений собственности – гарантии частной собственности и четкость определения прав собственности, от которых зависит мобильность предпринимательства;
  • особенность внутренней организации хозяйственных ячеек – масштабы организации, особенности иерархической структуры, форму и характер управления организацией. Оказывают влияние на содержание и формы реализации функциональных признаков предпринимательства

 

Глава 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО  В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

2.1.    Факторы, сдерживающие развитие предпринимательства

Причины возникновения  проблем. В  России  малый и средний бизнес развит слабо и работает неэффективно, о чем свидетельствует текущая структура малого и среднего предпринимательства в стране. «Так, в России доля малых предприятий в 2012 году ВВП страны составила 29%. По данным Росстата, количество малых предприятий в России составляет около миллиона, общая численность занятых на них работников – порядка 13 миллионов человек, в то время, как в странах Европы этот показатель в среднем составляет 50–70%. Более половины малых предприятий в России сосредоточено в 8 субъектах РФ, половина от этой половины - в Москве. Подавляющие большинство - в сфере торговли и общепита. Доля теневого сектора составляет от 30 до 50 % реального оборота субъектов малого предпринимательства в нашей стране»[30].

Одним из факторов, стоящим на пути российского предпринимательства являются административные барьеры.

«Административные барьеры - это установленные решениями государственных органов правила ведения определенной деятельности на рынке, соблюдение которых является обязательным условием ведения этой деятельности и при этом вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур, причем, как правило, не поступающие в бюджет»[19, С. 5].

Практика деятельности предпринимателей свидетельствует, что на пути развития предпринимательской деятельности имеются многочисленные административные барьеры: сложное законодательство непрямого действия; наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях; высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов предпринимательства; значительный объем различной отчетности и слишком большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования[19, С. 5].

Наличие таких барьеров связано  с рядом причин[12, С. 65]:

  • «Во-первых, «некачественное законодательство», которому не хватает прозрачности и которое  сложно исполнять.
  • Во-вторых, противоречия между федеральными и региональными законами, что создает массу конфликтов интересов.
  • В-третьих, необоснованный отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; длительный  процесс государственной регистрации, получения лицензий, сертификатов, отказ в предоставлении консультаций, например о порядке взимания отдельных видов налогов.
  • В-четвертых, проведение большого количества проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей многочисленными контролирующими органами, причем проверки они проводят несогласованно, нередко предприниматели и государственные служащие имеют разные права и обязанности, что приводит к неоправданным санкциям в случае выявления нарушений».

Несмотря на все усилия, предпринимаемы правительствами РФ и субъектами РФ, создать благоприятную среду предпринимательской деятельности еще не удалось, что и привело к несколько «однобокому» развитию российского предпринимательства[9, C. 9]:

  • «Основная часть предприятий, особенно в малом и среднем бизнесе занимается продажами товаров или предоставлением услуг, в то время как доля частных промышленных предприятий крайне мала;
  • В России недостаточно развито предпринимательство в сфере инновационных технологий, что связано, прежде всего, с недостаточность финансовых вложений в данную сферу»;

В процессе своей деятельности российские предприниматели сталкиваются с рядом трудностей[9, С. 11-14]:

  • Во-первых, история развития предпринимательства в России такова, что частный бизнес долгое время находился под запретом. Это привело к тому, что экономическая активность россиян крайне низка. А те, кто все же рискует открыть собственный бизнес, сталкивается с рядом препятствий, часто создаваемых местными властями;
  • Во-вторых, высокие процентные ставки по кредитам, которые не позволяют предпринимателям пополнять оборотные средства или модернизировать оборудование, а также закупать необходимые технологии.
  • В-третьих, в результате экономического кризиса снизилась покупательные возможности большинства населения страны, что привело к снижению платежеспособного спроса, а это в свою очередь вынуждает многие предприятия закрываться из-за невостребованности их продукции или услуг.

1.Общие проблемы. Общие проблемы предпринимательства - это проблемы макроэкономического уровня, с которыми сталкиваются в своей деятельности все предприниматели на различных этапах развития. К ним относятся[9, С. 13-15]:

1) Несовершенство законодательства:

  • невыполнение действующего законодательства. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.
  • нестабильность законодательной базы – недостаточная информированность предпринимателей о частых изменениях действующего законодательства;
    • пробелы в законодательной системе:

2) Несовершенство налоговой  системы.

      По словам  Председатель Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова, «налоговая нагрузка на малый бизнес в России по-прежнему остается высокой. В 2009 году только 43 субъекта Российской Федерации использовали свое право на снижение ставки налога по упрощенной схеме с 15 до 5 процентов» [25].

По данным Росстата «совокупные  изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные  бюджеты в виде более чем 40 налогов  и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и пр.»[30].

Так же здесь стоит упомянуть  о двусмысленности толкования нормативно-правовых актов налоговыми инспекциями.

3) Низкая эффективность  использования средств, выделенных  Фондом содействия развитию предпринимательства.

4) Отсутствие практических возможностей противодействия угрозам, встающими перед предприятиями в процессе осуществления их деятельности. Основные из них:

- несвоевременная оплата  потребителями продукции;

- невыполнение своих  обязательств поставщиками;

  - утечка информации  из коммерческих банков;

         5) Несовершенная система государственного  заказа - недостаточный объем закупок,  непрозрачна процедура проведения  торгов. Система электронных торгов развивается в субъектах Российской Федерации недостаточными темпами[9, C. 15].

6) Сегодня преобладающая часть доходов бюджетов бюджетной системы РФ поступает в федеральный бюджет (на его долю в консолидированном бюджете страны приходится почти 2/3 доходов). В связи с чем, муниципальные органы не имеют финансового стимула для развития малого и среднего бизнеса на местах. И именно поэтому наблюдается пассивность местных властей в поддержании предпринимателей;

7) Низкая доступность финансовых ресурсов;

8) Сложность с предоставлением земли и объектов недвижимости;

9) Недостаточная информационно-правовая поддержка;

10) Дефицит квалифицированных кадров.

11) Что же касается агробизнеса, то здесь, как отметила С. Орлова, «актуальной  проблемой остается сбыт произведенной продукции по объективным ценам, обеспечивающим перспективы дальнейшего развития производства»[25].

2.  Проблемы, возникающие на стадии организации малого предприятия. На стадии организации предприятия предприниматели сталкиваются с рядом препятствия[28]:

§ Поиск свободной ниши на рынке;

§ Узкий круг потенциальных партнеров;

§ Отсутствие или недостаточность стартового капитала;

§  Несовершенство систем:

    • регистрации предприятия (оформление большого количества документов, большие траты времени и средств);
    • лицензирования
    • сертификации товаров и услуг предприятий.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сказать, что  в России предпринимательская деятельность нуждается во всесторонней государственной поддержке, так как российские предприниматели сталкиваются со множеством трудностей, препятствующих осуществлению их деятельности, и которые затруднительно решить без вмешательства со стороны государства.

2.2. Пути решения проблем предпринимательства

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества. Об этом должно заботиться государство.

«Прерогатива государства  — обеспечение надежного правопорядка в стране и национальной безопасности, а это в свою очередь является основой для развития предпринимательства и экономики»[15, C. 127].

Механизм государственного регулирования предпринимательской  деятельности должен представлять целостную совокупность методов и инструментов управления.

Эффективный механизм государственного регулирования должен опираться на административно-контрольные и экономические инструменты. В то же время необходимо учитывать социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие факторы развития общества.

В современной России регулирование  предпринимательской деятельности первоначально (по мере возникновения) опиралось на административные механизмы, которые включали в себя: запреты, лицензии, ограничения, административные и уголовные меры. Экономические методы регулирования начали использоваться в 90-е годы XX века. Они базировались на принципах рыночного регулирования.

Практика хозяйствования показывает, что наибольший эффект от государственного регулирования достигается при комплексном использовании всех механизмов и методов.

Административные (прямые) инструменты  включают[15, с. 127]:

  • «комплекс законов о регулировании предпринимательской деятельности;
    • совокупность соответствующих стандартов и нормативов;
    • систему лицензирования хозяйственной деятельности;
    • аудит;
    • систему сертификации продукции;
  • добровольные согласования между государственными органами власти и предпринимателями;
  • методы и инструменты прогнозирования, планирования и программирования развития предпринимательской деятельности».

Экономические рычаги, используемые государством довольно разнообразны. Основные из них[15, с. 128]:

    • «налоги;
    • перераспределение доходов и ресурсов
    • ценообразование;
    • государственная предпринимательская деятельность;
    • кредитно-финансовые механизмы и др».

Государственное регулирование  является основополагающим, особенно в условиях нарастания количества факторов, дестабилизирующих равновесное состояние экономики.

Стимулирование тех или  иных форм предпринимательской деятельности со стороны государства, создание благоприятного климата для предпринимательства имеют своей целью создание условий для наиболее эффективного использования предпринимательских способностей в интересах развития экономики. Эффективными при этом признаются те формы, которые позволяют максимально результативно использовать наличный производственный аппарат, социальную инфраструктуру, трудовые, интеллектуальные и природные ресурсы, существующие экономические и правовые отношения[21, с. 46].

В России экономическая политика в сфере регулирования предпринимательства проводиться по следующим основным направлениям[15, С.131]:

  • «Установление порядка создания предприятий;
  • Лицензирование предприятий (определяет порядок лицензирования и лишает лицензии в случае нарушения правил);
  • Предупреждение и ограничение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов;
  • Регулирование цен и тарифов, предусмотренных рядом нормативных актов».

При осуществлении регулирования  предпринимательской деятельности государство использует как прямые, так и косвенные методы[18, с. 330] (Приложение Б):

Прямые методы  осуществляются в двух формах 1) административно-ведомственная  в виде прямого дотационного финансирования в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного  содействия развитию бизнеса, к которым относятся: субсидии, дотации, компенсации, выплаты из фондов поддержки предпринимательства, лицензирование, сертификация, установление квот и пошлин; 2) Прграммно-целевая — в виде финансирования целевых программ, где государство выступает в роли заказчика.

Информация о работе Развитие предпринимательства в россии