Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – на основе анализа истории становления предпринимательства в России рассмотреть проблемы его развития.
Для достижения поставленной цели, в ходе выполнения работы необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть теоретические подходы к определению предпринимательства и его сущности;
Изучить историю становления предпринимательской деятельности в России;
Определить состояние предпринимательства в России на современном этапе и обозначить наиболее острые проблемы;
Проанализировать выявленные проблемы и показать возможные пути их решения.
Внутренние факторы[21, С. 214]:
Глава 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
2.1. Факторы, сдерживающие развитие предпринимательства
Причины возникновения проблем. В России малый и средний бизнес развит слабо и работает неэффективно, о чем свидетельствует текущая структура малого и среднего предпринимательства в стране. «Так, в России доля малых предприятий в 2012 году ВВП страны составила 29%. По данным Росстата, количество малых предприятий в России составляет около миллиона, общая численность занятых на них работников – порядка 13 миллионов человек, в то время, как в странах Европы этот показатель в среднем составляет 50–70%. Более половины малых предприятий в России сосредоточено в 8 субъектах РФ, половина от этой половины - в Москве. Подавляющие большинство - в сфере торговли и общепита. Доля теневого сектора составляет от 30 до 50 % реального оборота субъектов малого предпринимательства в нашей стране»[30].
Одним из факторов, стоящим на пути российского предпринимательства являются административные барьеры.
«Административные барьеры - это установленные решениями государственных органов правила ведения определенной деятельности на рынке, соблюдение которых является обязательным условием ведения этой деятельности и при этом вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур, причем, как правило, не поступающие в бюджет»[19, С. 5].
Практика деятельности предпринимателей свидетельствует, что на пути развития предпринимательской деятельности имеются многочисленные административные барьеры: сложное законодательство непрямого действия; наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях; высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов предпринимательства; значительный объем различной отчетности и слишком большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования[19, С. 5].
Наличие таких барьеров связано с рядом причин[12, С. 65]:
Несмотря на все усилия, предпринимаемы правительствами РФ и субъектами РФ, создать благоприятную среду предпринимательской деятельности еще не удалось, что и привело к несколько «однобокому» развитию российского предпринимательства[9, C. 9]:
В процессе своей деятельности российские предприниматели сталкиваются с рядом трудностей[9, С. 11-14]:
1.Общие проблемы. Общие проблемы предпринимательства - это проблемы макроэкономического уровня, с которыми сталкиваются в своей деятельности все предприниматели на различных этапах развития. К ним относятся[9, С. 13-15]:
1) Несовершенство
2) Несовершенство налоговой системы.
По словам Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова, «налоговая нагрузка на малый бизнес в России по-прежнему остается высокой. В 2009 году только 43 субъекта Российской Федерации использовали свое право на снижение ставки налога по упрощенной схеме с 15 до 5 процентов» [25].
По данным Росстата «совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и пр.»[30].
Так же здесь стоит упомянуть о двусмысленности толкования нормативно-правовых актов налоговыми инспекциями.
3) Низкая эффективность
использования средств,
4) Отсутствие практических возможностей противодействия угрозам, встающими перед предприятиями в процессе осуществления их деятельности. Основные из них:
- несвоевременная оплата потребителями продукции;
- невыполнение своих обязательств поставщиками;
- утечка информации из коммерческих банков;
5) Несовершенная система
6) Сегодня преобладающая часть доходов бюджетов бюджетной системы РФ поступает в федеральный бюджет (на его долю в консолидированном бюджете страны приходится почти 2/3 доходов). В связи с чем, муниципальные органы не имеют финансового стимула для развития малого и среднего бизнеса на местах. И именно поэтому наблюдается пассивность местных властей в поддержании предпринимателей;
7) Низкая доступность финансовых ресурсов;
8) Сложность с предоставлением земли и объектов недвижимости;
9) Недостаточная информационно-правовая поддержка;
10) Дефицит квалифицированных кадров.
11) Что же касается агробизнеса, то здесь, как отметила С. Орлова, «актуальной проблемой остается сбыт произведенной продукции по объективным ценам, обеспечивающим перспективы дальнейшего развития производства»[25].
2. Проблемы, возникающие на стадии организации малого предприятия. На стадии организации предприятия предприниматели сталкиваются с рядом препятствия[28]:
§ Поиск свободной ниши на рынке;
§ Узкий круг потенциальных партнеров;
§ Отсутствие или недостаточность стартового капитала;
§ Несовершенство систем:
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в России предпринимательская деятельность нуждается во всесторонней государственной поддержке, так как российские предприниматели сталкиваются со множеством трудностей, препятствующих осуществлению их деятельности, и которые затруднительно решить без вмешательства со стороны государства.
2.2. Пути решения проблем предпринимательства
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества. Об этом должно заботиться государство.
«Прерогатива государства — обеспечение надежного правопорядка в стране и национальной безопасности, а это в свою очередь является основой для развития предпринимательства и экономики»[15, C. 127].
Механизм государственного
регулирования
Эффективный механизм государственного регулирования должен опираться на административно-контрольные и экономические инструменты. В то же время необходимо учитывать социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие факторы развития общества.
В современной России регулирование
предпринимательской
Практика хозяйствования показывает, что наибольший эффект от государственного регулирования достигается при комплексном использовании всех механизмов и методов.
Административные (прямые) инструменты включают[15, с. 127]:
Экономические рычаги, используемые государством довольно разнообразны. Основные из них[15, с. 128]:
Государственное регулирование является основополагающим, особенно в условиях нарастания количества факторов, дестабилизирующих равновесное состояние экономики.
Стимулирование тех или
иных форм предпринимательской
В России экономическая политика
в сфере регулирования
При осуществлении регулирования
предпринимательской
Прямые методы осуществляются в двух формах 1) административно-ведомственная в виде прямого дотационного финансирования в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия развитию бизнеса, к которым относятся: субсидии, дотации, компенсации, выплаты из фондов поддержки предпринимательства, лицензирование, сертификация, установление квот и пошлин; 2) Прграммно-целевая — в виде финансирования целевых программ, где государство выступает в роли заказчика.