Рациональность как норма поведения и степень её ограниченности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является описать рациональность как норму поведения, дать её краткую характеристику, указать её виды и степень её ограниченности, определить какую роль она играет в современной институциональной экономике.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассказать что такое рациональность.
2.Рассказать о рациональности как норме поведения.
3.Описать виды рациональности
4.Описать ограниченность рациональности

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.40 Кб (Скачать файл)

Понятие «рациональность» в  экономике не следует толковать  в том смысле, что студент, истративший  всю стипендию на букет цветов любимой девушке, «нерационален», а  его приятель, отложивший большую  часть стипендии в качестве сбережений для покупки нового телефона –  «рационален». С точки зрения экономиста, поведение и того, и другого  является рациональным, если оба студента действительно выбрали наиболее предпочтительные для себя варианты. Приведем еще два примера. В.С. Автономов  пишет: «Если под влиянием минутного  настроения человек решил покончить  жизнь самоубийством и рассчитал, что оптимальный способ сделать  это — отравиться, то, принимая яд, он действует рационально в экономическом  смысле слова» (Автономов, 1993, с.30). И  второй пример из книги П. Хэйне: «Мать  Тереза, получив в октябре 1979 года Нобелевскую премию мира, решила на 190 000 долларов своей награды построить  лепрозорий. Действовала ли она в  своих собственных интересах? Можно  ли назвать ее поведение эгоистичным?» (Хейне П., 1997). Другими словами, экономическая  рациональность в большинстве случаев  означает выбор оптимального варианта без каких-либо требований к содержанию самой цели.

Поэтому различие в подходах к исследованию экономического поведения  в значительной степени определяется различным пониманием рациональности представителями разных наук.

Выводы. Сравнивая модели экономического и социального поведения, мы сравниваем, прежде всего, подходы  к исследованию социально-экономических  явлений. Можно говорить о том, насколько  хорошо та или иная модель описывает  и предсказывает реальное человеческое поведение, но нельзя отождествлять  модель с конкретным поведением человека в реальной жизни. Любая модель строится на определенных допущениях. Модели являются инструментом анализа, и как всякий инструмент должны выбираться или конструироваться в зависимости от целей исследователя, обеспечивая лучший научный результат. Приведем простой пример. Предположим, задача состоит в определении размеров комнаты. Для измерения можно воспользоваться линейкой или рулеткой, а можно измерить ширину стен шагами. Результаты измерения будут различаться точностью, затратами времени, ресурсов и пр. Выбирая инструмент, важно четко сформулировать цель. Если приоритетом является точность, то, вероятно, следует потратиться на приобретение рулетки. Если же требуется выполнить действия максимально быстро и/или с минимальными затратами, – нужно измерять шагами. Соответственно, если задача заключается в измерении расстояния от дома до места работы, то потребуются другие инструменты и, возможно, другие критерии. На основании сказанного выше, можно сделать следующие выводы.

1. Каждая из моделей  (Homo economcus и Homo sociologicus) позволяет решать  определенный круг задач в  рамках «своей» науки, поскольку  фиксирует те свойства человеческого  поведения, которые представляют  интерес для данной отрасли  знания, и абстрагируется от его  остальных признаков.

2. Вопреки распространенному  мнению, мы не считаем данные  модели полярными или противоречащими  друг другу. Причина их противопоставления  часто кроется в некорректном  понимании экономической рациональности  и принципа индивидуализма (их  трактовке в обыденном, а не  экономическом смысле).

3. Мы допускаем возможность  разработки универсальной модели  исключительно на основе экономической  модели человека RREMM. В доказательство  этого утверждения есть как  минимум три аргумента. Первый: современные достижения экономической  психологии и социологии не  отменяют гипотезы о рациональности  экономического поведения, а только  расширяют возможности его исследования. Второй аргумент содержится в высказывании Г. Беккера: экономический подход не требует, чтобы отдельные агенты непременно осознавали свое стремление к максимизации или чтобы они были в состоянии вербализовать либо как-то иначе внятно объяснить причины устойчивых стереотипов в своем поведении. Таким образом, в этом он совпадает с современной психологией, придающей особое значение подсознанию, и социологией, выделяющей функции явные и латентные (Беккер Г., 2003). Следует отметить, что область научных интересов Беккера — влияние на экономическое поведение человека отношений, обычно изучаемых другими науками (социологией, демографией, криминологией). В 1992 году Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике «за расширение области применения микроэкономического анализа к широкому кругу проблем человеческого поведения и взаимодействия, включая поведение вне рыночной сферы». Третий аргумент содержится в высказывании представителя социологической науки: «Экономическая дисциплина, с ее теоретической опорой на микроанализ индивидуального поведения, зачастую неспособна сохранять общество в качестве ведущего аналитического понятия. Социология же грешит противоположным недостатком: при объяснении слишком многих социальных явлений не принимается во внимание теоретическая ведущая роль индивидуального поведения. Следовательно, интеграция этих двух дисциплин должна идти по одному пути, а именно: следует признать, что теоретическим приоритетом обеих дисциплин является теория индивидуального действия, а аналитическим приоритетом – общество» (Корвер Т., 2001).

На наш взгляд именно модель экономического человека открывает  широкие перспективы для выработки  единого подхода в социальных науках.

1.2. Рациональность как фактор познания экономической деятельности.

Фундаментальной предпосылкой экономической теории является рациональность поведения экономических субъектов  и всей экономической системы  в целом. В рамках ряда философских  направлений были разработаны концепции  рациональности экономической науки, хотя в большинстве случаев и  в неявном виде. Неклассическая теория использует концепцию классической рациональности, но именно применение концепции неклассической рациональности помогает разрешению ряда теоретических проблем, которые стоят перед современной экономической наукой. При этом в экономической литературе можно встретить самые разнообразные подходы к понятию рациональности. Можно отметить, например, работы О. Уильямсона, Р. Швери, Й. Конлиск. На основе того или иного определения рациональности современные авторы выходят на достаточно широкий спектр проблем, в рамках которых рациональность является тем понятием, вокруг которого в дальнейшем проводятся систематические теоретические исследования. Однако, фактор рациональности интересен не только с точки зрения экономической теории как таковой, но и с точки зрения задач изучения экономических процессов и экономической деятельности в конкретных прикладных сферах. Конечно, речь идет об экономическом рационализме, о моделях рационального экономического поведения, а шире - о рационализме в контексте экономической культуры, в составе новой экономической парадигмы, что органически связано с современной интерпретацией феномена рациональности в рамках концептуального аппарата современной теории познания. Следует отметить, что анализ природы рациональности и ее значения в системе человеческой деятельности представляет собой проблему, интенсивно обсуждаемую в современной философской литературе.

Нередко проблема рациональности идентифицируется с проблемой определения  точных критериев научной иррациональности, причем в ряде работ сама проблема рациональности отождествляется с  проблемой неклассической рациональности. Это весьма обстоятельно рассмотрено в работах В.С. Степина, В.С. Швырева, А.Л. Никифорова. Отметим лишь, что эти проблемы фактически не отождествляются. Действительно, в современной литературе имеет место определенное размывание четких критериев научной рациональности. Однако проблема эта до некоторой степени может быть снята в том отношении, что сама проблема рациональности как таковая шире, чем она представлена в науке и в теоретическом познании вообще, ибо фактически рациональность будет охватывать не только рациональные формы познания и сознания, но и способы человеческого действия и поведения.

Современный кризис самой  идеи классической рациональности - это  именно кризис классических представлений  о ней. Он выступает как симптом  общего кризиса методологических основ  классической европейской науки  и связан с утратой ясных ориентиров, которые были свойственны классической интерпретации рациональности. Характерной  особенностью понимания проблем  рациональности как в зарубежной, так и в отечественной литературе является идея монологичности классического  разума, что не могло не привести к тому, что возник целый ряд  типов рациональности. В результате этого произошла определенная релятивизация  интерпретации научного знания. В  философии науки идея плюрализма типов рациональности в той форме, в которой она существует в  современном сознании, практически  лишает саму идею рациональности ее исходного  принципа, связанного с осознанным поиском глубинных основ адекватного  существования человека в окружающем его универсумуме, ибо рациональность как бы растворяется в технологиях  частных парадигм человеческой деятельности. Однако в таком случае утрачиваются основания для выделения рациональности как некоторого локального принципа культуры и способа отношения человека к миру. Очевидно, что в настоящее время необходимо жестко размежеваться с прямолинейностью классической рационалистической концепции. И в этом смысле вполне справедлива критика в адрес ее монополизма. Отметим, что рационалистический монополизм является предметом только философского мышления. Он весьма активно проявляется в ряде конкретных наук, которые пытаются выработать определенные рационалистические критерии для построения тех или иных моделей.

Такие характеристики, как  соразмерность, соответствие, адекватность позиции субъекта в действительности в широком смысле призваны обеспечить эффективность как рациональности познания, так и рациональности действия. Рациональное отношение к миру обязательно  предполагает нацеленность на эффективность, на успешность действия, так что  обязательным условием рациональной деятельности и рационального отношения к  миру выступает специальное усилие сознания по анализу позиций самого субъекта по отношению к той реальной ситуации, в которой он, собственно говоря, и находится. При этом постнеклассическая рациональность связана с адекватным пониманием проблемной ситуации, в  которой находится субъект действия в результате сознательного управления собственным поведением. Такая рациональность предполагает два обязательных условия: рефлексивный самоконтроль и учет требований реальности. Собственная ответственность  и рефлексивный самоконтроль определят  свободу субъекта действия, которая  противостоит субъективной зависимости  от внешних сил.

Рациональность предполагает альтернативность поведения, возможность  выбора вариативных способов действия. В зависимости от того, какие слои ментальных предпосылок деятельности и в какой степени становятся предметом рефлексивного контроля в процессе их объективирующего моделирования, устанавливаются различные уровни и степени рационализации деятельности.

Явной ограниченностью классического  рационализма являлось именно непонимание  сложности процесса рационализации, упрощенное представление о прозрачности собственного менталитета для рефлексирующего сознания. Неклассический рационализм должен исходить из относительности самоконтроля, в реальной жизни. Рациональность в смысле осознанного поиска позиции, адекватной действительности, не осуществляется в чистом виде; она охватывает какие-либо стороны человеческого мироотношения, переплетаясь, конечно, с нерациональными его формами.

Присущая рациональности свобода выбора реализуется в  поисках оптимального способа достижения определенных целей, причем степени  рациональности зависят от характера  и масштаба выбранных в данной парадигме целей, видов деятельности, ориентиров, моделей поведения и  т.д. В современной литературе на первый план выходит идея открытой рациональности, основа которой заключается  в осознанной готовности к постоянному  совершенствованию основания мироориентации человека как свободного субъекта, контролирующего свои позиции по отношению к окружающему его  миру. При этом проблема так называемой формальной ориентации в смысле Р. Швери  или в веберовском смысле отходит  на второй план. Идея же открытой рациональности как принцип рациональности на высоте ее возможностей оказывается связанной  с другими понятиями, характеризующими специфику человеческого бытия  и окружающей его действительности.

В неклассической теории основная модель поведения человека, например на рынке товаров и услуг, в принципе не отличается от поведения человека на рынке труда и капитала. Однако это происходит тогда, когда сам предмет теории включает все возможные области человеческого поведения. В этом случае определение предмета теории уже будет аналитическим, а не просто классификационным. С другой стороны, аналитическое определение предмета теории имеет в виду собственный подход в исследовании, что делает необязательным выделение какой-то особой области.

Нельзя не отметить, что  многие ученые, особенно в сфере экономики, не придерживаются неклассической традиции, но широко пользуются классификацией рабочих моделей для обозначения специфических характеристик предлагаемых подходов. При этом в ряде случаев подобные подходы означают классификацию всех моделей поведения по двум основным критериям: информационная обеспеченность и ориентация на собственный интерес.

Информация о работе Рациональность как норма поведения и степень её ограниченности