Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 07:06, курсовая работа
Цель работы – на основе анализа публикаций по данной тематике изучить методы планирования хозяйственной деятельности предприятия.
Задачи:
- охарактеризовать понятие, виды планирования;
- рассмотреть основные методы планирования хозяйственной деятельности предприятия;
- раскрыть основные особенности бизнес-плана.
Введение…………………………………………………………………....2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ…………..4
1.1 Основные понятия планирования……………………………………4
1.2 Виды и принципы планирования………………………………….....7
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ..................................................13
2.1 Балансовый и нормативный методы……………………………....13
2.2 Расчетно-аналитический и экономико-математический
методы………………………………………………………………...15
2.3 Графоаналитический и программно-целевой методы…………...16
ГЛАВА 3. БИЗНЕС-ПЛАН, КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………....19
3.1 Роль и значение бизнес-плана в хозяйственной
деятельности предприятия………………………………………….19
3.2 Разделы бизнес-плана……………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………….28
Научность планов
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.
2.1 Балансовый и нормативный методы.
Балансовый метод является одним из основных методов планирования и имеет универсальное значение как способ, увязывающий потребности с ресурсами, т. е. способствующий решению основной проблемы в экономике. С помощью балансового метода вскрываются диспропорции, регулируются народнохозяйственные пропорции, обосновываются необходимые соотношения между разделами и показателями плана; выявляются резервы, устанавливаются макроэкономическое равновесие.
Использование балансового метода сводится к составлению отдельных балансов.
Все экономические балансы можно разделить на 4 группы:
1) Материальные
балансы. К ним относятся
2) Трудовые балансы.
Это баланс труда в народном
хозяйстве, отраслевые и
3) Финансовый баланс. Балансы денежных доходов (расходов) населения, госбюджетов и т.д.
4) Баланс общественного продукта, баланс национального дохода, баланс основных фондов и другие синтетические балансы.
Схема материального баланса.
I часть - ресурсы, остатки на начало периода, импорт, мобилизация внутренних ресурсов.
II часть - распределение: производственно-
Нормативный метод, как и балансовый выражает важнейшие требования планово-расчетных работ, то есть пропорциональность развития народного хозяйства, отдельных отраслей и производств. Нормативный метод применяется для расчета и прогнозных и плановых показателей. Норма и нормативы разрабатываются заранее на законодательной или ведомственной основе. Норма – максимально допустимая величина. Норматив – соотношение элементов производственного процесса (составляющая норму).
В прогнозировании
Нормы и нормативы
Разновидностью нормативов
2.2 Расчетно-аналитический и экономико-математический методы.
Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.
Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.
Экономико-математический
2.3 Графоаналитический и программно-целевой методы.
Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда.
Графические методы могут иметь различные формы: сетевой; линейный, который составляется в осях координат (по такому же методу рассчитывается точка безубыточности предприятия). Сетевой метод применяется при планировании подготовки производства новой продукции. С помощью этих методов моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.
Программно-целевые методы позволяет составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Характерная черты программы – ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель – стратегические и тактические цели – программы работ) составляется граф типа «дерево целей» - исходная база для формирования системы показателей программы и оргструктуры управления ею. Программно-целевой метод применяется при разработке сложных проектов, где участвует много исполнителей. [13]
Дерево
целей целевой комплексной
Ц – цель работы или
И – исполнители;
С – срок выполнения работы;
Ф – размер финансирование;
ГЛАВА 3. БИЗНЕС-ПЛАН, КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
3.1 Роль и значение бизнес-плана в хозяйственной деятельности предприятия.
Планирование — сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес-планов. Этот термин стал достаточно широко использоваться в России сравнительно недавно — лишь в начале 1990-х годов, однако к настоящему времени практически любой более или менее крупный проект предваряется разработкой детального бизнес-плана.
В зависимости от масштаба и значимости вопросов, затронутых и конкретном бизнес-плане, его можно трактовать и как стратегический план развития компании, и как лишь отдельный элемент более широкого плана действий. Подобные планы нужны прежде всего для обоснования некоторого нового направления развития, т. е. нередко они носят разовый, а не регулярный характер. Бизнес-план - это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесообразность некого проекта, четко и наглядно раскрывающий путь предполагаемого нового направления деятельности фирмы. Отсутствие такого документа приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых и материальных ресурсов; не позволяет сконцентрировать усилия всего персонала на решении наиболее перспективных задач; создает сложности для проведения аффективного контроля, позволяющего оценить степень отклонений фактически достигнутых результатов от запланированных.
Можно без преувеличения
Первая функция связана с возможностью
использования бизнес-плана для формирования
концепции развития,
т. е. разработки стратегии бизнеса. Данная
функция крайне необходима в период создания
фирмы, а также при разработке принципиально
новых направлений ее деятельности В этом случае бизнес-план
используется как некое формализованное средство
качественного и количественного обоснования
целесообразности и правильности выбранного
курса.
Вторая функция — собственно планирование. Она служит для экономической оценки выбранного направления деятельности и идентификации ключевых ориентиров, а в случае реализации бизнес-плана — для контроля за его выполнением.
Третья функция
— привлечение займов и кредитов.
Для того чтобы застраховать
себя от вполне возможного не
возврата предоставляемых
кредитов, банки, как правило,
требуют — и их требования
следует признать, обоснованны
ми — не только гарантий
и реального залога, но и тщательно проработанной
концепции стратегии бизнеса. Ни один
солидный кредитор или банк не выдаст
под новое дело кредиты, если ему не будет
предоставлен убедительный и обоснованный
план работы фирмы, поэтому хорошо подготовленный
бизнес-план становится одним из ключевых
факторов в решении вопроса о привлечении
источников финансирования.
Четвертая функция — рекламно-пропагандистская. Она необходима для привлечения к новому делу потенциальных партнеров, которые могут вложить в намечаемый проект собственный капитал или содействовать мобилизации иных источников. В этом случае бизнес-план может разрабатываться как документ, предназначенный для того, чтобы убедить потенциальных партнеров либо инвесторов в перспективности будущего дела и возможности личного участия в нем.
. Кроме общего плана будущей деятельности фирмы могут разрабатывать частные бизнес-планы, отражающие те или иные ее аспекты (реализация определенной идеи, выдвижение на рынок конкретных видов товаров, услуг и т. д.). Необходимость подобных планов определяется, в частности, идеей диверсификации деятельности, как известно являющейся одним из основных способов обеспечения стабильности функционирования компании, страхования ее владельцев от финансовых потерь в связи с возможным спадом спроса на продукцию в той или иной конкретной сфере производства. Таким образом, бизнес-план используется как внутренний документ, являющийся ориентиром для принятия решений на всех уровнях управления.
Бизнес-план разрабатывается на год или на более длительный период в зависимости от масштаба целевого проекта. Чем короче планируемый период, тем более детальной должна быть проработка основных аспектов деятельности. В том случае, если проект рассчитай па несколько лет, ключевые показатели и ориентиры для первого года даются в разбивке по месяцам; для последующих лет обычно ограничиваются годовыми данными.
Прежде чем приступить к планированию будущей деятельности, необходимо четко определить направления развития своего дела, разработать стратегические цели, сформулировать концепцию бизнеса, наметить стратегию поведения на рынке. Необходимо также решить, на кого будет рассчитана предпринимательская деятельность (массовый потребитель или отдельные группы потребителей), специализированным или неким типовым видом деятельности будет заниматься фирма. Лишь после этого целесообразно приступать к составлению плана.
Информация о работе Роль государства в современной рыночной экономике