Роль потребителя в развитии экономики и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

Целью нашей работы, исходя из актуальности темы, является изучение подхода к пониманию сути и принципов общественного потребительского выбора.

Содержание

1. Потребитель в экономике
2. Потребность, виды потребностей
3. Влияние на потребительский выбор цен и дохода
4. Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории
5. Эволюция экономических теорий потребительского поведения
6. Потребитель и его права
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тема1.docx конт.docx

— 54.16 Кб (Скачать файл)

Немецкий социолог и экономист  В. Зомбарт предложил концепцию роскоши. Другой немецкий социолог М. Вебер сформулировал концепцию статусных групп и протестантской этики.

Конечной целью анализа  данной проблемы является теория спроса, устанавливающая основные зависимости  между ценовыми и неценовыми факторами  и рыночным спросом. В основе современной  теории потребительского выбора лежит  неоклассическая теория. Это было время, когда в качестве центральной проблемы экономической теории рассматривалась проблема формирования цены или ценности.  В трудах экономистов-классиков была тенденция при рассмотрении данной проблемы делать акцент на объективных понятиях, таких как прибыль, заработная плата, рента и т.д., характеризующих производственный процесс и определяющих предложение.         Творцы маржиналистской революции - К. Менгер, Л. Вальрас и У.С. Джевонс - переместили акцент в сторону индивидуального потребителя и стали подчеркивать значение удовлетворения потребителя для формирования цены товара. Была развита идея, согласно которой при покупке товара потребитель максимизирует полезность - психологическое удовлетворение от использования того или иного блага. При этом действует принцип убывания предельной полезности, согласно которому полезность потребляемого блага убывает по мере увеличения его потребления. Впервые данный принцип был сформулирован одним из предшественников маржинализма Г. Госсеном. Эти идеи позволили объяснить закон спроса: принцип убывания предельной полезности при определенных допущениях можно использовать для объяснения на индивидуальном уровне того, почему при снижении цены потребитель будет склонен купить следующую единицу товара.

Идея полезности как основы мотивации  потребителя привела к постановке в экономической литературе проблемы измерения полезности. Пионеры маржинализма практически не обращали внимания на этот вопрос и обходились общими замечаниями. Л. Вальрас, под влиянием выдающегося  математика Ж. Анри Пуанкаре постепенно пришел к выводу о том, что полезность, хотя и является количественной величиной, неизмерима. К. Менгер также не вдавался в детали этой проблемы и связывал возможность измерения полезности с психологией и психофизикой.

Наконец, У.С. Джевонс предложил косвенный метод измерения полезности в виде количества денег, которое потребитель готов заплатить за товар. Впоследствии данный метод был взят на вооружение и усовершенствован А. Маршаллом.

Заметим, что проблема измерения  полезности представляла собой только трудности верификации теории предельной полезности, но никак не затрагивала  логическую целостность.

Вначале полезность рассматривалась  как психическая реальность и ее измерение считалось делом техники. Наиболее перспективной казалась идея прямого измерения полезности на основе "фундаментального закона психофизики" Вебера-Фехнера, устанавливающего алгебраическую зависимость между интенсивностью ощущения и физически измеримым внешним стимулом. Применительно к теории полезности данный закон мог бы быть преобразован в зависимость соответственно между получаемой полезностью и потребляемым товаром.

    6. Кто такой потребитель и какие его права?

Закон регулирует не только сферу  производства, но также и сферу  потребления. Будучи потребителями, мы часто заказываем, покупаем товары, пользуемся услугами ателье, гостиниц, прачечных или ремонтных мастерских, надеясь на высокое качество сервиса. Юридически потребитель считается  всякий человек, который для личной пользы, а не для получения прибыли, приобретает, заказывает или использует товары, работы и услуги и платит за них. А тот, кто выполняет их, называется исполнителем. Действия исполнителя  также регулируются правовыми нормами.

Потребитель - гражданин, имеющий намерение  заказать, приобрести товары, работы, услуги для личных нужд, не связанных с  извлечением прибыли.

Исполнитель - организация, независимо от её формы собственности, а также  индивидуальный предприниматель, выполняющие  работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Основные права потребителя  они записаны в Гражданском кодексе, Законе о защите прав потребителей. Права, указанное в документах, не распространяются на лиц, не являющихся потребителями.

Закон установил, что все товары, работы, услуги, должны соответствовать  стандарту и санитарным нормам. Такие  нормы, выработанные специалистами, позволяют установить, какой товар является качественным и какие услуги - надёжными. У потребителя есть право на подробную информацию о качестве, свойствах товара, им приобретаемого. На спец. этикетках должна быть указана марка производителя с его названием и местонахождением.

                      

Список использованной литературы

1)Аникин А. История финансовых потрясений (российский кризис в свете мирового опыта). - М.: Олимп Бизнес, 2002.

2)Лауфер М. Глобализация финансовых рынков на рубеже тысячелетий // Финансы и кредит, 2000

3)Делягин М. Экономика неплатежей: как и почему мы будем жить завтра. - М., 1997.

4)Кац А. Динамический экономический оптимум. - М.: Экономика, 1970.

5)Коноплянник А., Субботин М. Государство и инвестор: об искусстве договариваться. Ч.2. - Харьков: Фолио, 1996.

6)Малахов С. Деньги и экономическая психология // Деньги и кредит, 1992,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Экономические  ресурсы и факторы производства. Экономический выбор.

 

План:

  1. Экономические ресурсы
  2. Факторы производства
  3. Экономический выбор

Список использованной литературы

 

Введение 

 

Хозяйственная жизнь общества основывается на необходимости удовлетворять  потребности людей в различных  экономических благах.

Производство является материальным основанием любой экономики. Оно  представляет собой процесс, при  котором человек воздействует на объект природы для того, чтобы  создать материальные блага, которые  необходимы для развития и существования  общества. При этом совокупность социальных, природных и духовных сил, которые  участвуют в создании услуг, товаров  и других ценностей, составляет ресурсы  или источники производства.

Первым поводом к изучению экономических ресурсов и факторов производства  является то, что этот вопрос имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения. Такие задачи как о распределении ресурсов стоит как перед каждым человеком, так и перед предприятием, обществом в целом.

В научной литературы затрагивается  данная тема, потому что она

непосредственно влияет на дальнейшее развитие общества. Одни авторы делают упор на то, что ограниченность ресурсов и благ является относительной, а не абсолютной проблемой.

Другие считают, что ресурсы  есть и абсолютно ограниченные, и  относительно ограниченные.

Целью данной работы является рассмотрение экономических ресурсов, факторы  производства и экономический выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономические ресурсы

Для удовлетворения потребностей общества необходимы экономические блага.

Для того чтобы иметь экономические  блага, необходимо организовать их производство.

Для того чтобы организовать производство благ, необходимо располагать соответствующими экономическими ресурсами.

Экономические ресурсы есть совокупность возможностей и предпосылок, имеющихся в распоряжении и достаточных для создания экономических благ и удовлетворения потребностей человека и общества.

Экономические ресурсы – это  все природные и произведенные  человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

 Все это включает большой круг объектов:

а) фабричные и сельскохозяйственные строения, всякого рода оборудование, инструменты, машины, используемые в  производстве промышленных товаров  и продуктов сельского хозяйства;

б) разнообразные средства транспорта и связи;

в) бесчисленные виды труда, землю и всевозможные полезные ископаемые.

Среди экономических ресурсов выделяются четыре группы:

1. людские (трудовые) ресурсы -- это трудоспособная часть населения, рабочая сила, готовая быть включенной в процесс производства. К ним относят тех, кто не только располагает определенным уровнем подготовки, квалификацией, но и способен приобрести специальность, повысить квалификацию с учетом имеющегося образования, культуры;

2. материальные ресурсы -- это, прежде всего имеющиеся оборудование и здания, постройки, запасы сырья и материалов, а также ранее созданные организационные структуры и институты национальной экономики в виде предприятий, фирм или объединений, которые в состоянии вести хозяйственную деятельность;

3. финансовые ресурсы -- в виде валютных резервов и благородных металлов, денежных сбережений домашних хозяйств и предприятий. С учетом современного понимания к финансовым ресурсам можно отнести имеющуюся возможность получить кредит (для предприятия) или внешний займ (для страны), а также организационно-институциональное оформление денежно-кредитной сферы;

4. природные ресурсы -- в виде имеющихся в распоряжении общества разведанных запасов полезных ископаемых, плодородие почвы, а также географическое положение страны, природно-климатические условия, приемлемые для жизни и для ведения сельского хозяйства.

Все экономические ресурсы можно  разделить на материальные ресурсы (земля, капитал) и людские ресурсы (труд и предпринимательская способность).

Материальные экономические  ресурсы

Земля - понятие, включающее в себя собственно землю, недра, водные, лесные и др. ресурсы.

Капитал - экономический ресурс, выраженный в денежной форме, или в средствах производства (денежный и реальный капитал).

Людские экономические  ресурсы

Труд - люди с их способностью производить товары и услуги.

Предпринимательская способность - способность людей к организации  производства товаров и услуг.

Некоторые ученые включают в набор  экономических ресурсов так же научно-технический  прогресс и информацию.

Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся  в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым  он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой  ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом.

Ресурсы имеют свою цену. Она определяется на рынках ресурсов, где собственники ресурсов продают их и получают от этого доход в виде платы за использование ресурсов:

- трудовых - заработную плату;

- предпринимательской способности  - предпринимательский доход;

- научно-технического прогресса  - доход от интеллектуальной собственности;

- природных - ренту (земельную, горную, плату за воду и т. д.);

- капитала - процент (как  доход собственников денежного  капитала).

Различают абсолютную и относительную  ограниченность ресурсов. Под абсолютной понимают недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Относительная ограниченность предполагает наличие определенных ресурсов для удовлетворения каких-нибудь выбранных потребностей. Ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор между относительно редкими ресурсами, вследствие приходится принимать решения о том какие товары и услуги производить, а от каких следует отказаться. Экономическая наука есть наука о выборе оптимального экономического решения.

Некоторые экономисты выделяют как  особый экономический ресурс время. Люди в своей производственно-экономической  деятельности располагают ограниченным количеством этого невоспроизводимого ресурса.

Следует различать понятие «ресурсы производства» от понятия «факторы производства». Факторы производства - это реально вовлеченные в  процесс производства ресурсы. Следовательно, понятие «ресурсы производства»  более широкое, чем понятие «факторы производства».

 

  1. Факторы производства

Факторы производства – это производящие ресурсы.

В отличие от ресурсов, факторы  становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее единство его факторов.

В экономической теории существует несколько классификаций факторов например, марксистская теория в качестве факторов производства выделяет личный (рабочую силу) и вещественный (средства труда и предметы труда) факторы.

Современная экономическая наука  определяет три основных фактора  производства:

1) земля – как фактор производства имеет троякое значение: в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы; в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) “земля” есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и “предметом труда”, и “средством труда”; в пределах всей экономики “земля” может выступить как объект собственности (в этом случае ее собственник непосредственного участия в процессе производства может не принимать, – он участвует опосредованно, предоставлением “своей” земли);

2) “капитал” – так  называют материальные и финансовые  ресурсы в системе факторов  производства: денежные активы, акции,  оборудование, здания, транспорт и  средства связи, сырье и т.д.;

3) “труд” выступает как  любая физическая и интеллектуальная  деятельность человека, направленная  на изготовление благ и оказания  услуг. Совокупность способностей  личности, обусловленная образованием, профессиональным обучением, навыками  здоровьем, представляет собой  человеческий капитал. Это та  часть общества, которая непосредственно  занята в процессе производства (иногда используют и такой  термин, как “экономически активное  население”, который охватывает  только трудоспособных, занятых в производстве).

Каждый из названных факторов производства способен принести своему владельцу доход:

Ресурсы

Факторы

Доходы

природные

земля

рента

материальные и финансовые

капитал

процент

трудовые

труд

зарплата

Информация о работе Роль потребителя в развитии экономики и их классификация