Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 15:36, реферат
Цель работы заключается в рассмотрении теоретических аспектов фирмы в системе рыночных отношений, а также анализ ее организационно-правовых форм для малого и крупного бизнеса.
Для достижения поставленной цели работы необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач. Задачами работы является:
– обзор литературных источников относительно рассматриваемой темы работы;
–анализ различных подходов к определению фирмы;
– определение роли фирмы в рыночной экономике;
– рассмотрение организационно-правовых форм предприятия их свойств в малом и большом бизнесе;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ФИРМЫ 6
1.1 Понятие фирмы 6
1.2 Роль фирмы в рыночной экономике 11
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ СВОЙСТВА 15
2.1 Малый бизнес: индивидуальные предприятия и товарищества 15
2.2. Крупный бизнес: акционерные общества 21
3 НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 24
3.1 Совместная предпринимательская деятельность в форме простого товарищества 24
3.2 Правовые основы коммерческой концессии 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной экономической реформы в России, которая осуществляется в направлении рыночных преобразований, фирма является основным экономическим агентом. Под фирмой принято понимать организацию, которая владеет определенным количеством предприятий (одно, несколько) и использует ресурсы с целью производства товаров или услуг для получения прибыли.
Современные экономические условия позволяют предприятиям осуществлять свою производственно-хозяйственную деятельность самостоятельно, усовершенствовать формы хозяйствования, маркетинга, планирования и организации производства для достижения эффективности и прибыльности деятельности. Финансовая устойчивость предприятия является важнейшей характеристикой финансового положения предприятия, поэтому необходимо постоянно анализировать показатели эффективности его работы.
Турбулентность внешней среды, форсированное развитие форм и видов предприятий предъявляет к участникам предпринимательской деятельности новые требования, требует освоения новых профессий, получения новых знаний, поиска современных подходов к людям, а также к их деятельности. Одной из наиболее важных проблем, особенно в период осуществления реформ, является правильный выбор организационно-правовой формы предприятия. Существующие в настоящий период времени организационно-правовые формы предприятий (организаций) проявляют некоторую неэффективность по некоторым параметрам, также формы коммерческих организаций, которые предусмотрены законодательно, не могут реализоваться в полной мере.
Актуальность
данной темы курсовой работы обосновывается
тем, что фирмы являются основным
звеном экономической рыночной системы,
создают подавляющую часть
Цель работы заключается в рассмотрении теоретических аспектов фирмы в системе рыночных отношений, а также анализ ее организационно-правовых форм для малого и крупного бизнеса.
Для достижения поставленной цели работы необходимо определить и последовательно решить ряд взаимосвязанных задач. Задачами работы является:
– обзор литературных источников относительно рассматриваемой темы работы;
–анализ различных подходов к определению фирмы;
– определение роли фирмы в рыночной экономике;
– рассмотрение организационно-правовых форм предприятия их свойств в малом и большом бизнесе;
– рассмотрение новых организационно-правовых форм предпринимательства.
Теоретическую и методологическую основу курсового исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, касающиеся вопросов организационно-правовых форм предприятий, а также законодательные документы, нормативные акты.
Методологической базой курсовой работы явились такие общенаучные методы как анализ, синтез, обобщение, сравнение, историко-логический метод.
Логика, цель и задачи курсовой работы обусловили ее структуру, которая включает введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Во введении кратко обусловливается актуальность выбранной темы курсовой работы, формулируется цель и задачи работы.
В
первой главе рассматриваются
Во второй главе курсовой работы рассматриваются организационно-правовые формы предприятий малого и крупного бизнеса.
В третьей главе курсовой работы анализируются новые организационно-правовые формы предпринимательства.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, приводятся ее ключевые моменты.
1 РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К
1.1 Понятие фирмы
Анализ вопросов, касающихся фирмы как субъекта рыночных отношений, автор курсовой работы считает целесообразным начать с анализа различных подходов к определению фирмы.
Фирма является основным экономическим агентом рыночной экономики. Фирма – организация, которая владеет определенным количеством предприятий (одно, несколько) и использует ресурсы с целью производства товаров или услуг для получения прибыли.
Уточним кратко понятие предпринимательства. Под предпринимательством понимается определенный способ организации экономических сил, свободная инициативная хозяйственная деятельность людей, обязательное условие для стабильного функционирования рынка.
Предпринимательство как особая форма занятия человека ведет свою историю с древних времен. Одним из важных этапов постижения сущности предпринимательства являются работы известного экономиста Жана Батиста Сэя. В то время предприниматель представлялся как человек, который организует других людей в рамках производственной единицы.
Первая половина XX века принесла новые оттенки в понятие предпринимательства. Основу современного предпринимательства составляют труды Шумпетера1.
Итак, в современной экономической теории предпринимательство определяется как инициативная, самостоятельная хозяйственная деятельность людей, которая направлена на получение прибыли путем эффективной организации и использования ресурсов с целью производства и реализации товара.
Неотъемлемой чертой предпринимательства является риск. Предпринимательство связано с не страхуемым риском, так как у предпринимателя нет гарантий в том, что он продаст товар, а полученная выручка покроет все издержки и принесет прибыль.
Сущность любого экономического явления более глубоко раскрывается через функции. Предпринимательство выполняет такие функции:
– ресурсная функция – проявляется в том, что происходит мобилизация капитала и ресурсов (трудовых, материальных, информационных) с целью их производительного использования;
– организаторская функция – проявляется в том, что предприниматель берет на себя функции по организации производства, сбыту продукции, исследованию рынкам для эффективного использования мобилизованных ресурсов;
– творческая функция – проявляется в том, что предприниматели постоянно нацелены на поиск и внедрение новых решений в бизнесе.
Предпринимательство возможно при наличии определенных условий, в том числе при соответствующих имущественных правах на условия и результаты производства, определенной экономической, правовой и политической среде, полной экономической ответственности предпринимателя за результаты деятельности.
Успешное предпринимательство достигается при соблюдении участниками этого процесса морально-этических норм, среди которых выделяются обязательность, честное соперничество, общая высокая культура и образованность, контактность, умение общаться с людьми2.
Также как и любой другой вид деятельности, предпринимательство имеет нкоторые виды, которые обладаю общими сущностными чертами, но и имеют специфические характеристики. Объективная основа выделения разных видов предпринимательства содержится в самом процессе движения средств предпринимателя. Специализация среди предпринимателей способствует сокращению времени оборота денежного капитала, уменьшению общих затрат ресурсов, а следовательно, повышению обобщающего показателя эффективности предпринимательской деятельности – нормы прибыли.
Итак, фирма является субъектом рыночной экономики (см. рис. 1.1).
Рисунок
1.1 – Экономические субъекты рынка
Классификация фирм в рыночной экономике проходит по различным признакам, среди которых выделяют форму собственности и величину фирмы.
По форме собственности выделяют такие виды фирмы:
– индивидуальное (частное предпринимательство) – владельцем такого бизнеса является один человек, который несет неограниченную имущественную ответственность;
– товарищество (партнерство) – в таком бизнесе присутствует несколько владельцев;
– корпорации (акционерные общества) – предполагают объединение совокупности лиц для совместной предпринимательской деятельности как единого юридического лица.
Далее в курсовой работе мы более подробно рассмотрим организационно-правовые формы предприятий малого и крупного бизнеса.
По признаку величины фирмы в рыночной экономике выделяются малые, средние и крупные фирмы. Оптимальный размер фирмы зависит от отрасли, технологии, от степени интеграции фирмы.
В теории фирмы принято различать вертикальную и горизонтальную интеграцию фирмы. Под вертикальной интеграцией понимается объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху. Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других фирм, занимающихся одним и тем же бизнесом.
В экономической теории существует два основных подхода к рассмотрению природы фирмы: технологический и институциональный.
Рассмотрим технологический подход. Основой этого подхода служат неоклассические взгляды на микроэкономические процессы. Иногда экономическая литература данный подход классифицирует как функциональный.
Согласно технологическому подходу центральной проблемой является процесс определения оптимального размера фирмы, которым, согласно эффекту экономии на масштабах производства, считается тот объем, до достижения которого не происходит резкий рост переменных издержек.
Технологический подход ограничен тем, что не дает возможности выяснить, какие процессы происходят внутри фирмы. Альтернативой технологическому подходу является институциональный подход, который связывается со статьей Коуза Р. «Природа фирмы».
Итак,
согласно институциональному подходу
центральной проблемой при
Рынок
обеспечивает свободу, а фирма ее
в некоторой степени
Таким образом, можно сделать вывод, что создание фирмы является альтернативным способом координации деятельности индивидов, сокращение величины издержек.
Р. Коуз определяет фирму следующим образом: «система отношений, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя»3.
Фирма не уничтожает трансакционные издержки, внутри нее содержатся трансакционные издержки административного управления, издержки измерения выполняемых работником функций.
Итак, можно сказать, что фирма является определенной структурой деятельности, которая направлена на поиск наболее выгодного способа производства в условиях неопределенности.
Современная институциональная теория предполагала еще более глубокий анализ сущности экономической природы фирмы, согласно которому, фирму можно определить как сеть долгосрочных отношенческих контрактов между собственниками преимущественно интерспецифических активов с целью минимизации трансакционных издержек в условиях неопределенности и оппуртунистического поведения агентов. То есть инстиутуциональный подход к изучению фирмы не ограничивается поиском оптимального размера фирмы, а исследует причины ее происхождения, механизмы внтренней координации ее деятельности. Эти механизмы во многом определяют лицо фирм – их организационные формы.
Итак, в данном параграфе нами были рассмотрены основные теоретические подходы к определению фирмы, уточнена ее сущность и природа. В следующем параграфе определим какую роль фирма играет в рыночных отношениях.
1.2 Роль фирмы в рыночной экономике
Учитывая
изложенный в первом параграфе курсовой
работы материал, можно сказать, что
фирме в рыночной экономике принадлежит
одно из центральных мест. Отметим,
что рассматривая роль фирмы для
общества, можно отметить, что фирма является
генератором богатства (см. рис. 1.2)4.