Российская "теневая экономика": причины возникновения и особенности функционирования (особенности теневой экономики во внешнеэкономи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблем «теневой экономики» в России связана с тем, что удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов. В условиях криминализованной экономики возрастает потребность в комплексном изучении теневой, скрытой от регистрации и противоправной экономической деятельности как с позиции криминологии, криминалистики, уголовного права, так и экономических наук.
Одной из наиболее значимых проблем теневой экономики, по мнению автора курсовой работы, как сотрудника МВД, является внешнеэкономическая деятельность, как одна из составляющих современной экономической деятельности в России.

Содержание

Введение


1. Определение и сущность теневой экономики

1.1. Понятие теневой экономики…………………………………………3
1.2. Масштабы явления теневой экономики……………………………..4
1.3. Структура теневой экономики……………………………………….7

2. Причины и последствия теневой экономики

2.1. Причины возникновения теневой экономики……..…………..……....11
2.2. Эволюция теневой экономической деятельности…………..….……..13
2.3. Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности……………………………………….....16

3. Методы борьбы с теневой экономикой

3.1 Социально-правовой и Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью в России……………….……………………………..……..27

3.2 Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики…….35



Заключение………………………………………………………………….38

Вложенные файлы: 11 файлов

теневая экономика ИГ АТОН.pdf

— 392.37 Кб (Скачать файл)

Теневая экономика в России.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

      различных видов контроля за  социально-экономическими и политическими

      процессами, за финансовыми и товарными потоками (бюджетного,

      банковского, валютного, таможенного  и других). Причем в среднесрочной

      перспективе это направление  может дать большие результаты, чем

      контроль за отдельными лицами. а за социально-экономическими

      процессами. Сложность проблемы  состоит в том, что углубление

      дискреционного контроля является  фактором коррупции и экономической

      преступности.

   3. Последовательно вводить ограничения  на совмещение должностей в  системе

      государственной службы и в  акционерных обществах с долей

      государственного участия. В настоящее  время такое совмещение вполне

      законно. Так, Указом Президента  РФ "О мерах по реализации  промышленной

      политики при приватизации государственных предприятий" (1992 г.)

      утвержден список важнейших отраслей  промышленности, где разрешается

      поручать на контрактной основе  представлять интересы государства  в

      советах директоров должностным  лицам органов государственного

      управления за соответствующее вознаграждение. Пользуясь этим, многие

      высокопоставленные чиновники министерств  и ведомств входят в советы

      директоров различных акционерных  обществ. Этот феномен представляет

      собой не что иное как узаконенную  коррупцию.

   4. Нуждается в правовой регламентации  процесс перехода государственных

      служащих на должности руководителей  коммерческих предприятий.

      Целесообразно в этом отношении  учесть зарубежный опыт урегулирования

      подобных вопросов. Во многих странах государственное должностное лицо

      после увольнения со службы  в течение установленного периода  должно

      получать разрешение правительства, прежде чем принять приглашение  на

      работу в частном секторе или  начать заниматься коммерческой

      деятельностью, имеющей отношение  к его прежней должности. В  России

      подобное, фактически коррупционное  поведение является вполне законным.

 

   5. Необходимо закрепить реально  действующие формы коррупции  в уголовном

      законодательстве. К ним, в частности, относятся: коррупционный

      лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы  на политические цели,

      взносы на проведение выборов, предоставление конфиденциальной

      информации, традиции перехода государственных  чиновников на должности

      почетных президентов корпораций  и частных фирм, инвестирование

      коммерческих структур за счет  бюджета, перевод государственного

      имущества в акционерные общества, обучение детей за рубежом  за счет

      спонсоров и многие другие  опасные завуалированные формы коррупции.

   6. Важной антикриминогенной мерой  является скорейшее законодательное

      решение вопроса о предоставлении  государственными должностными  лицами

      сведений об имущественном положении  членов семей. Финансовый контроль

      за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех

      цивилизованных странах. Это нашло  отражение в Международном кодексе

      поведения государственных должностных  лиц.

   7. Необходимо принятие законов "О  борьбе с коррупцией", "О борьбе с

      организованной преступностью" и "О борьбе с отмыванием доходов,

      полученных незаконным путем".

   8. Ввести обязательную криминолого-экономическую  экспертизу проектов

      криминологически значимых законодательных  и иных правовых актов в

      целях недопущения в них положений (пробелов, исключений и иных

      недостатков), прямо или косвенно  способствующих совершению

      преступлений в сфере экономики. Проект положения о криминологической

      экспертизе был разработан по  распоряжению Совета безопасности РФ более

      двух лет тому назад, но так  и не был принят, тогда как  Положение об

      экологической экспертизе принято.

   9. Необходима практическая реализация  конституционного принципа равенства

      всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ). Это

      предполагает принятие законов  об уточнении депутатского иммунитета, об

      ответственности должностных лиц  категории "А" (в том числе  и

      руководителей субъектов Федерации) за нарушения законов и о  ликвидации

      необоснованных привилегий.

  10. Создание механизма парламентского  контроля над уголовной политикой  в

      сфере борьбы с экономической  преступностью.

  11. Важным направлением социально-правового  контроля над экономической

      преступностью является эффективное использование гражданско-правовых

      инструментов. Не будучи связанным  с применением уголовно-

      процессуального законодательства  эти меры позволяют на совершенно

      легитимной основе, без применения  сомнительных репрессивных действий

      существенно подорвать финансово-экономическую  основу наиболее опасных

      видов преступности, в том числе  коррупционной.

 

 

 

      3.2   Подходы к «высветлению»  теневой экономики

      В государственных властных  структурах,  общественных  организациях  и

научных учреждениях доминируют  два  подхода  к  решению  проблем  «теневой»

экономики.

      Первый —радикально-либеральный, реализуемый  с конца 1991 — начала 1992

г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы  первоначального

накопления капитала. Печальные  итоги  воплощения  данного  подхода  налицо:

отмеченные выше критические масштабы  «теневой»  составляющей  отечественной

экономики   и   образование   мощных   финансово-производственных    кланов,

проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление  нормальной

предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, —  с  другой.

Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи  относительно  того,

чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и  начать  жизнь

с чистого листа». Вряд ли такие веяния  получат  общественную  поддержку,  в

том числе со стороны «теневиков»-хозяйственников, испытавших все  «прелести»

сотрудничества  с  организованными  преступными  сообществами   и   желающих

«начать  жизнь  с  чистого  листа»  без  угрозы  быть  застреленными,  снова

подвергаться налетам рэкетиров и т.п.

      Второй — репрессивный — подход  возник  как  своеобразная  реакция  на

социальные негативы описанного либерального. Он предполагает:  расширение  и

усиление  соответствующих  подразделений  МВД,  ФСБ,  налоговой   инспекции,

налоговой полиции  и  Министерства  финансов  РФ;  улучшение  взаимодействия

спецслужб  в  рассматриваемом  отношении,  формирование  системы  тотального

контроля   и    доносительства:    общее    ужесточение    законодательства,

направленного  против  «теневой»  экономики,  усиление  мер   наказания.   В

качестве  одной  из   попыток   реализации   репрессивного   подхода   можно

рассматривать   принятие   Государственной    Думой    в    первом    чтении

представленного Минфином РФ законопроекта  «О  государственном  контроле  за

соответствием  крупных  расходов  на   потребление   фактически   получаемым

физическими лицами доходам».

      Идея проекта,  казалось  бы,  естественна:  поскольку  государству  не

удается зарегистрировать доходы,  следует  поставить  под  контроль  расходы

граждан (от 500 до 1000 минимальных  окладов  в  течение  года)  и  подобным

путем, во-первых, выявить действительные  доходные  параметры  состоятельных

групп  населения,  во-вторых,  принудить  их  раскрыть  источники   сокрытых

средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для  достоверного

прогнозирования последствий проектируемых действий  необходимо  вернуться  к

причинам  разбухания  теневой  части  экономики.  Их   много,   но   главные

замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние  подавляют

отечественное производство, вынуждают предпринимателей  укрывать  доходы  от

неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу  и

за границу, криминализируют общество. Не только богатый мировой опыт (в  том

числе примеры латиноамериканских стран),  но  и  практика  преобразований  в

России  свидетельствуют:  «теневая»  экономика  есть  реакция  хозяйствующих

субъектов и граждан на систему,  которая  поставила  их  в  положение  жертв

правового  и  экономического  беспредела  (чего  стоит  недавнее   публичное

признание председателем  Верховного  суда  РФ  того,  что  судебные  решения

исполняют криминальные структуры).

      Реализация рассматриваемого законопроекта  лишь ужесточит эту  систему.

Под пресс попадут прежде всего мелкие и средние предприниматели, а также  те

трудящиеся, которым  удалось  получить  некоторые  денежные  средства  сверх

мизерных окладов (у  воротил  же  бюрократическо-криминальной  экономики,  в

руках которых как раз  и  сосредоточена  основная  масса  не  контролируемых

государством  доходов,  особых  проблем  не  возникнет:  их   регистрируемые

доходы,  образующие  «надводную  часть  айсберга»,  настолько  велики,   что

достаточны для оправдания любой текущей покупки, сколь значительной  бы  она

ни была). Причем поведение этих «накрываемых» карающими статьями закона  лиц

спрогнозировать несложно: чтобы  не  «засвечиваться»,  они  или  отложат  на

время кампании крупные покупки (что безусловно  снизит  общую  хозяйственную

активность), или постараются обойти закон (к  примеру,  подкупать  возможных

осведомителей,  оформлять  торговые  сделки  по  частям  или  вообще  их  не

документировать). Приближенные же  к  власти  имеют  высокие  шансы  обрести

благодаря законопроекту эффективные экономические и политические рычаги  для

шантажа и устранения конкурентов (внешне мотивы задействования этих  рычагов

будут самыми благовидными — наказание за сокрытие  доходов).  Став  фактором

поощерения тотального доносительства,  подобный  закон  не  дал  бы  никаких

гарантий от  утечки  соответствующей  информации  от  чиновников  уголовному

миру.

      В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей,

а  не  на   устранение   условий,   препятствующих   превращению   «теневой»

деятельности в легальную, экономические результаты его принятия окажутся  во

многом противоположными декларируемым: вместо расширения  налоговой  базы  —

ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций — их усиление.

      Не  более  благоприятными  будут,  пожалуй,  и  социальные  результаты

использования  преимущественно  репрессивных  методов.  Проводя  этот  курс,

власти столкнутся с сопротивлением  не  только  «теневиков»-хозяйственников,

ставших, как уже  отмечалось  жертвой  губительных  для  производства  общих

условий хозяйствования, но и значительной части  рабочих,  которым  «теневая

экономика»  помогает  своевременно  получать  заработную  плату  и  избегать

безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно  слабых  ныне

групп рядовых бюджетников,  пенсионеров,  рабочих  и  служащих  «лежащих  на

боку» предприятий, как  представляется,  не  позволит  создать оптимального

баланса  сил  в  обществе.  Уровень   поддержки   населением   властей   при

использовании  комплекса  репрессивных  мер   оценивается   экспертами   как

«относительно низкий», а -уровень сопротивления властям — как  «относительно

высокий».  В  общем,  задействование  репрессивных   методов,   не   сулящее

перспектив существенного обогащения государственной  казны,  чревато  ростом

социального  напряжения:  всплеском   безработицы,   ослаблением   кадрового

потенциала руководящего  звена  экономики  (в  связи  с  возможным  бегством

способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.

      Существует мнение о том, что  предлагаемый вариант легализации теневого

капитала желателен, но нереалистичен,  ибо  «теневики»-хозяйственники  этого

не захотят. Однако в этой дискуссии  важно  принять  во  внимание  следующие

очевидные обстоятельства.

      Предприниматели  рассматриваемой  категории  постоянно  находятся  под

«дамокловым мечом», причем угрозы идут и от государства, и  от  криминальных

элементов. Уходя от налогов, «теневик»-хозяйственник  не  избегает  поборов:

взяток  чиновникам-коррупционерам  и  платы  криминалитету   (за   «крышу»).

Экономические последствия этих поборов ддя  предпринимателей  те  же  самые,

что и  результаты  жесткого  налогового  прессинга,  однако  соответствующие

средства  выплачиваются  государственным  и  частным  рэкетирам,  а  значит,

Вредная привычка.doc

— 29.00 Кб (Скачать файл)

Вадим Радаев.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Текстовые материалы.doc

— 834.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Статья Ясина Вредная привычка.doc

— 43.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Рисунок 1.xls

— 22.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Титульный лист.xls

— 16.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Курсовая работа.doc

— 185.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Российская "теневая экономика": причины возникновения и особенности функционирования (особенности теневой экономики во внешнеэкономи