Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:16, курсовая работа
Актуальность проблем «теневой экономики» в России связана с тем, что удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов. В условиях криминализованной экономики возрастает потребность в комплексном изучении теневой, скрытой от регистрации и противоправной экономической деятельности как с позиции криминологии, криминалистики, уголовного права, так и экономических наук.
Одной из наиболее значимых проблем теневой экономики, по мнению автора курсовой работы, как сотрудника МВД, является внешнеэкономическая деятельность, как одна из составляющих современной экономической деятельности в России.
Введение
1. Определение и сущность теневой экономики
1.1. Понятие теневой экономики…………………………………………3
1.2. Масштабы явления теневой экономики……………………………..4
1.3. Структура теневой экономики……………………………………….7
2. Причины и последствия теневой экономики
2.1. Причины возникновения теневой экономики……..…………..……....11
2.2. Эволюция теневой экономической деятельности…………..….……..13
2.3. Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности……………………………………….....16
3. Методы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой и Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью в России……………….……………………………..……..27
3.2 Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики…….35
Заключение………………………………………………………………….38
По оценкам специалистов, в США ежегодно потери от преступности корпораций превышают 200 млрд., а от компьютерных преступлений - 6 млрд. долл. В Великобритании компьютерные преступления обходятся в 2 млн. фунтов стерлингов в день Во Франции общий ущерб от экономических преступлений вдвое превышает совокупный бюджет МВД, юстиции и здравоохранения, ежегодные потери от неуплаты налогов составляют 60 млрд. франков, а в ФРГ - 16 млрд. марок. Кроме материального ущерба рассматриваемые преступления причиняют большой физический вред, связанный с нарушением техники безопасности и законов об охране здоровья, а также с выпуском недоброкачественных продуктов питания и медикаментов. Сотни тысяч людей гибнут, получают увечья, травмы, отравления, становятся нетрудоспособными. В России, например, в 1994 году от травм на производстве потеряли трудоспособность 300 тыс. и погибли 6770 человек, а в 1996 году - соответственно 360 тыс. и 7600(9).
В качестве примера, иллюстрирующего состояние проблемы, приведем показательные данные по Германии. Согласно данным журнала союза немецких банков "Die Bank", каждое второе предприятие в Германии становится жертвой "внутренних" преступлений, таких как обман, мошенничество, сокрытие доходов.
Значительно возрос в последние годы уровень экономической преступности. Если в 1991 году полицейская уголовная статистика зарегистрировала около 435 000 подобных деяний, ущерб от которых составил четыре миллиарда марок, то в 1997 году было уже 780 000 случаев (12,6 миллиардов ДМ). В 1998 году убытки, предположительно, возросли. Кроме того, как отмечает журнал, надо учитывать и "черные кассы".
По
данным исследования Wirtschaftspruefungsgesellscha
Важнейшей причиной растущей преступности многие фирмы называли возрастающую сложность деловых операций. 45 процентов правонарушений совершались, по полученным данным, сотрудниками фирм, 38 процентов - деловыми партнерами и остаток - совместно обеими категориями. Самая большая доля в совокупном ущербе приходится на предприятия с большими объемами оборота.
См. также: "Особенности экономической преступности в России"
Эволюция уголовного законодательства в сфере экономики
Экономическая преступность в отличие от традиционной (преступления против личности и имущественные преступления) возникает лишь на определенном этапе развития экономики и выступает как новая "нетрадиционная" преступность.
Важное место среди отраслей права, регулирующих экономическую жизнь, принадлежит административно - правовому регулированию, главными формами которого являются антимонопольное и финансовое законодательство. Важной тенденцией последних полутора сотен лет является повышение роли уголовно-правовых норм в регулировании экономических отношений. Рассмотрим наиболее важные этапы эволюции уголовного законодательства в сфере экономики развитых стран с рыночной системой хозяйства и России.
Развитие уголовного законодательства в сфере экономики стран с рыночной системой хозяйства прошло ряд этапов. Конкретные варианты периодизации, отраженные в литературе, несколько различаются(10). Однако есть основания выделить следующие основные этапы.
Первый этап относится к периоду первой промышленной революции (первая четверть XIX века). В уголовное законодательство была включена значительная часть хозяйственных и тесно связанных с последними деяний, ранее регулировавшихся нормами гражданского права.
Так, в классический уголовный кодекс Наполеона (1810 г.) вошли нормы об ответственности за банкротство, нарушение постановлений об игорных домах, лотереях и кассах ссуд, о публичных торгах, мануфактуре, торговле и искусствах, за проступки поставщиков и др. В дальнейшем система дополнялась нормами, направленными на охрану коммерческой тайны, авторского права, регулирующими взаимоотношения между нанимателями и работниками.
До 70-х годов XIX века уголовная ответственность применялась лишь при совершении таких традиционных экономических преступлений, совершаемых отдельными лицами, как взятки, ростовщичество, мошенничество, растрата и др.
Второй этап ознаменовался принятием в США первых актов антитрестовского законодательства. Оно было направлено на ограничение экономической власти и ценовых злоупотреблений крупных монополий, установивших контроль над многими ключевыми рынками. Непосредственным поводом для принятия данных норм явилась деятельность компании "Стандарт Ойл Огайо" Дж. Рокфеллера. Акт Шермана (1890 г.) объявил монополии вне закона и содержал уголовные санкции за его нарушение, в том числе для юридических лиц. Однако антитрестовское законодательство оказалось малоэффективным для обеспечения действенного антимонопольного контроля. Позднее оно совершенствовалось и дополнялось - были приняты законы Клейтона (1914 г.), Робинсона-Патмана (1936 г.), Селлера-Кефовера (1950 г.) и ряд других.
Третий этап относится к 30-40 годам ХХ века. Он ознаменовался ужесточением ответственности за экономические преступления. В этот период в США был принят ряд законов, где практически за все деяния предусматривались уголовные санкции. В качестве примера можно привести Закон о ценных бумагах (1933 г.), Закон о защите владельцев ценных бумаг (1940 г.). В Японии в 1947 году принят Антимонопольный закон.
Четвертый этап (50-70 гг. ХХ века) - введение уголовно-правовых норм об ответственности за экологические, компьютерные преступления и ряд других.
Пятый этап относится к середине 70 - 80 гг. В этот период практически все развитые страны приняли специальные законы о борьбе с экономической преступностью или ужесточили существующие санкции.
|
|
|
В США были приняты Закон о товарообмене 1946 года, Закон о тайне банковских вкладов 1976 года, Закон о защите компьютерных систем 1979 года, Закон о международной коррупции 1977 года. В Германии в 1974 году были внесены изменения в Закон о недобросовестной конкуренции 1899 года, закрепившие уголовную ответственность за большинство правонарушений. В Швеции в 1976 и 1986 гг. были приняты законы о борьбе с экономической преступностью. В 1978 - 1980 г.г. приняты законы по ограничению деятельности торговых компаний по защите потребителей и кредиторов. В Великобритании в 1987 году принят закон о защите потребителей. В Австралии в 1974 году принимается Закон о торговой деятельности, направленный на запрещение недобросовестной конкуренции и защиту прав потребителей. |
|
7. Теневая экономика в сфере
внешнеэкономической
В стране сформировалась организованная сеть нелегального (теневого)
обращения и перевода за границу товарных, валютных, сервисных и
интеллектуальных ресурсов.
Одним из каналов
утечки валюты из России
Денежные средства за якобы поставленные товары или оказанные услуги
направляются на счета иностранных фирм в российских банках и затем через
корреспондентские счета иностранных банков перемещаются за рубеж. Часто
встречаются случаи, когда иностранная фирма сначала приобретает товар на
территории России, а затем здесь же перепродает его по более высокой цене.
Эта операция не является незаконной, однако ее результатом является
сокращение валютных резервов государства без увеличения соответствующих
товарных ресурсов.
Значительная часть неучтенного валютного оборота образуется и при
незаконном импорте товаров. Кроме того, в целях уклонения от уплаты
необходимых таможенных сборов и налогов фактические объемы и цены
импортируемых товаров, как правило, искажаются в сторону занижения.
Неучтенные в значительных объемах товары реализуются теневыми структурами.
Российские участники внешнеэкономической деятельности (как
государственные, так и частные) при проведении внешнеторговых операций
нередко прибегают к методу существенного занижения цен главным образом на
вывозимые энергоносители и цветные металлы, и, наоборот, их завышения на
ввозимые товары. Получаемая в результате неучтенная валютная выручка в
сумме разницы между фактическими и контрактными ценами, как правило,
остается на счетах в зарубежных банках, иностранных партнеров, совместных
или оффшорных компаний.
Так, по данным Российского торгпредства в США при общем объеме
экспорта за 1994-1995 года в 1,4 млрд долларов потери валютной выручки от
необоснованного занижения ценовых, количественных и качественных параметров
внешнеторговых контрактов составляли 230 млн долларов, или 16,4 %. По
оценке ВЭК России ежегодный ущерб, причиняемый государству от занижения
контрактных цен экспортируемых из Российской Федерации одних только
лесоматериалов, нефти и нефтепродуктов, достигает 1,2-1,6 млрд долларов.
Нередки факты уклонения от обязательной продажи государству части
валютной выручки, проведения валютных операций, связанных с движением
капитала, без оформления лицензии Банка России, недооценки качественных
характеристик ряда валютоемких российских товаров, нелегального вывоза из
страны интеллектуальной собственности, которая вовлекается в хозяйственный
оборот за рубежом без всякой компенсации для России.
За последнее время
в сфере ТЭК органами
23 проверки соблюдения
валютных средств. Общий объем контрактной стоимости поставляемых на экспорт
нефтепродуктов, оборудования для их переработки и других ресурсов составил
283,8 млн долларов. Причем невозврат
валютной выручки в
превысил 70 млн долларов. Сумма предъявленных штрафных санкций составила
2,3 млрд рублей и 1,7 млн долларов, в том числе взыскано в пользу бюджета
707,4 млн рублей и 1,4 млн долларов. Наиболее значительное непоступление
валютных средств в предусмотренные законодательством сроки по данным ГТК
России имеет место по поставкам природного газа, чугуна, проката, лома и
отходов черных металлов, цветным и редкоземельным металлам, нефтепродуктам
и сырой нефти, включая газовый конденсат.
8. Челноки
Характерной формой проявления теневой экономики во
внешнеэкономической сфере является уход от налогообложения неорганизованной
торговли так называемых "челноков".
На долю неорганизованой торговли в общем внешнеторговом обороте
России приходится 10-12 %. В товарообороте неорганизованной торговли доля
стран СНГ составляет примерно 30 %. В дальнем зарубежье осуществляется
примерно две трети всех закупок российских "челноков". Основные объемы
неорганизованного импорта поступали из Турции, Италии, Китая, Сирии, ОАЭ,
Таиланда, Польши, а также из Литвы и Украины.
9. Реимпорт и реэкспорт.
Серьезный ущерб национальной экономике наносят также осуществляемые
чрез страны СНГ операции по реимпорту товаров из третьих стран и, наоборот,
реэкспорту российских товаров в страны дальнего зарубежья.
Из-за пробелов в законодательстве в обход таможенно - банковского и,
соответственно, валютного контроля широкие масштабы приобретают так
называемые "толлинговые" операции, когда заключается экспортный контракт на
поставку сырья, которое за границу фактически не вывозится и
перерабатывается на месте, но уже как зарубежное давальческое сырье, и в
итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы Российской Федерации без
уплаты соответствующих налогов и пошлин. Именно по такой схеме примерно 80
% фактически произведенного в России чистого алюминия вывозится за рубеж.
Подобные факты вскрыты на ряде предприятий черной и цветной металлургии,
где в ходе выборочных проверок 18 экспортных контрактов на общую сумму
152,1 млн долларов установлено
непоступление валютной
28,1 млн долларов. В настоящее время ситуация обостряется, поскольку
толлинговые операции приняли массовых характер не только в цветной и черной
металлургии, но и в легкой, текстильной и других отраслях промышленности.
Масштабный характер приобрели операции по незаконному вывозу
значительных партий морепродуктов за пределы Российской Федерации.
О масштабах незаконных действий участников внешнеэкономической
деятельности свидетельствует хотя бы тот факт, что если за 1995 год
таможенными органами Российской Федерации было возбуждено 87,8 тысяч
административных и уголовных дел, то в 1996 году этот показатель составил
164 тысячи дел (увеличение - 88 %). Общая сумма наложенных взысканий,
конфискованных товаров и ценностей в 1996 году составила 5,1 трлн руб.
По расчетным данным при экспорте товаров наибольший экономический
ущерб государству причинялся за счет перепатриации валютной выручки и