Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:16, курсовая работа
Актуальность проблем «теневой экономики» в России связана с тем, что удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов. В условиях криминализованной экономики возрастает потребность в комплексном изучении теневой, скрытой от регистрации и противоправной экономической деятельности как с позиции криминологии, криминалистики, уголовного права, так и экономических наук.
Одной из наиболее значимых проблем теневой экономики, по мнению автора курсовой работы, как сотрудника МВД, является внешнеэкономическая деятельность, как одна из составляющих современной экономической деятельности в России.
Введение
1. Определение и сущность теневой экономики
1.1. Понятие теневой экономики…………………………………………3
1.2. Масштабы явления теневой экономики……………………………..4
1.3. Структура теневой экономики……………………………………….7
2. Причины и последствия теневой экономики
2.1. Причины возникновения теневой экономики……..…………..……....11
2.2. Эволюция теневой экономической деятельности…………..….……..13
2.3. Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности……………………………………….....16
3. Методы борьбы с теневой экономикой
3.1 Социально-правовой и Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью в России……………….……………………………..……..27
3.2 Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики…….35
Заключение………………………………………………………………….38
равнялся 20 % стоимости охваченных контролем экспортных сделок, что в
стоимостном выражении составляет до 3 млрд долларов США. Неохваченные
валютным контролем внешнеэкономические сделки имеют латентность совершенных
правонарушений порядка 16 % (стоимостное выражение - до 4,5 млрд долларов
США).
Оценка объемов импорта при рассмотрении его удельных составляющих до
и после отмены большинства льгот показывает, что ожидаемым эффектом такой
отмены должно было стать сокращение объемов ввоза товаров на 10 %. При
этом, однако, внутреннее потребление не сократилось и скачка цен на
потребительские импортные товары не произошло, что свидетельствует о
перемещении значительной части импорта в теневой сектор. Соответствующие
досчеты на латентность правонарушений при импорте показывают, что
стоимостное выражение теневой составляющей при импорте достигает в 1996
году 8 млрд долларов США.
Из приведенных данных видно, что стоимостное выражение теневой
составляющей в сфере ВЭД оценивается в 15,5 млрд долларов США.
Следует отметить, что за последние три года, особенно после введения
с 1 января 1994 года таможенно-банковского контроля за поступлением
валютной выручки от экспорта товаров с таможенной территории России,
положение дел в этой области заметно улучшилось. Величина необоснованных
непоступлений валютной выручки сократилась примерно с 40 % в 1992-1993
годах до 9 % в 1995 году и до 7 % - в 1996 году. Однако абсолютные масштабы
теневой экономики в сфере ВЭД, как было указано выше, все еще достаточно
велики, что требует осуществления дополнительных мер по ее сокращению.
Теневая экономика: причины и последствия для стран евразийского союза.
Для сохранения стабильности экономики, и в частности для предотвращения социально-экономических кризисов, необходимы изучение причин возникновения экономических угроз, количественная оценка, определение пороговых значений индикаторов и контроль над тенденциями их развития. Например, развитие "теневой" экономики препятствует установлению партнерских отношений между государством и национальным капиталом на основе открытости, которые крайне необходимы для осуществления эффективных и быстрых антикризисных действий.
Постановка проблемы теневой экономики относится к 1940-м гг. XX в. Она рассматривалась как часть экономической преступности в сфере бизнеса, которую осуществляли высокопоставленные лица. Впоследствии к экономическим преступлениям стали относить уклонение от налогов, компьютерные преступления и целый ряд других, отличительной чертой которых являлось то, что они направлены на причинение ущерба государству, отдельным секторам экономики, предпринимательской деятельности, а также отдельным группам граждан.
Собственно экономика разделяется
на черную (собственно криминальную); теневую
(полулегальную-
Теневая экономика, по мнению Д. Макарова - неконтролируемая экономикой совокупность легальных, но не выявляемых открытыми проверочными методами финансово-хозяйственных операций.
К криминальной экономике относятся деяния, прямо запрещенные законодательством, и она (в отличие от теневой) считается черной, нелегальной, преступной.
Борьба с этими негативными явлениями - дело правоохранительных органов. Что касается теневой экономики, то она, как это следует из приведенного определения, является не криминальной, а вполне легальной деятельностью. Центральное понятие здесь - степень открытости, прозрачности, контролируемости экономической деятельности. Именно в недостаточности характеристик и состоит главная причина возникновения "тени", затемненности, скрытности. Именно отклонение от правовых норм делает экономическую деятельность криминальной или теневой, т.е. речь идет о степени отклонения: прямое противоречие закону или уклонение от его требований. Проблема теневой экономики экономико-правовая, и для борьбы с ней можно и нужно использовать нормы уголовного и другого права. В части экономической проблемности теневой экономики речь должна идти о нарушении экономических или функционально-управленческих законов.
В связи с тем, что легальная, нормальная экономическая деятельность может находиться под криминальным контролем, разделение экономической деятельности может быть осуществлено с учетом законности осуществления этой деятельности:
* законная;
* противозаконная;
* внезаконная.
Противозаконная экономическая деятельность - это преимущественно проблема обеспечения действенности законодательства и прямая задача соответствующих государственных структур.
Внезаконная деятельность служит резервуаром для наращивания криминальной и полукриминальной сфер экономической деятельности и в силу своей нейтральности по отношению к отсутствующему либо недостаточно эффективному законодательно-правовому полю постоянно опережает и будет опережать как законодательство, так и усилия органов правопорядка. Законодательная и последующая правоохранительная деятельность возникают уже после того, как антиобщественный характер той или иной экономической деятельности не только осознан обществом и государством, но и признан нетерпимым.
Важным методологическим аспектом собственно теневой деятельности на товарных рынках являются ее оценка и дифференциация в связи с условиями и предпосылками теневого экономического поведения.
Содержание теневой экономики и теневой деятельности на товарных рынках не только близки и взаимозависимы, но они являются также звеньями, элементами некоей структуры теневой деятельности. Теневая деятельность, проявляющаяся на товарных рынках, берет свое начало в фазе планирования и осуществления производства. Так, реализация товаров с нарушением эргономических требований и стандартов, контрафактной и заведомо фальсифицированной продукции - лишь заключительный этап теневой деятельности. Даже производство товаров, соответствующее всем требованиям технологии и качества, несет в себе теневую составляющую, приобретенную на стадии закупки материально-технических ресурсов и/или на стадии формирования цены сбыта.
В самом общем виде к теневой экономике можно отнести объемы производства и реализации продукции, а также торговый оборот, бытовые и финансовые услуги, не получающие отражения в бухгалтерской и статистической отчетности и не попадающие в налогооблагаемую базу. Здесь и бартерные операции, и реализация нелегально ввезенной импортной продукции, и просто украденные и проданные за так называемый черный нал ценности.
К теневой экономике относятся и официально реализуемые товары, изготовленные из украденных материалов, вставленных для переработки по подложным документам, а также часть банковского оборота, которая включает в себя нелегальные, попросту - "отмываемые" (в том числе криминальные) деньги. В тень уводятся и колоссальные средства, оставляемые в зарубежных банках по результатам экспортных операций и мнимая предоплата за импортные товары, которых никогда не увидит потребитель.
Имеются и чисто "рыночные" способы теневой деятельности (злоупотребление доверием, обман покупателей и т.д.). Однако ограничение теневой деятельности исключительно фазой товарной реализации сводит проблему к сектору мелкого мошенничества и не соответствует действительному масштабу проблемы. Поэтому теневая деятельность на товарных рынках должна рассматриваться на основе теории отраслевых товарных рынков, т.е. начиная с планирования производства товаров и до их реализации.
Распространенной практикой является то, что значительную часть своих доходов физические лица получают в неучтенной, "серой" форме и часто те же самые граждане не платят никаких налогов со своих параллельных заработков в "сером" секторе.
В зависимости от систем мотивации выделяются следующие основные формы теневой экономической деятельности.
1. Псевдотеневая или полутеневая деятельность (планирование налогов). Любые налоги и платежи уменьшают доход, поэтому их следует избегать. Пример такого поведения хозяйствующих субъектов - массовая регистрация малых предприятий на начало периода объявленных налоговых льгот и столь же массовое их закрытие по истечению "налоговых каникул". Эта деятельность совершенно законна, поскольку не уклоняется от требований налоговой системы, а приспосабливается к ней. Но она приобретает полутеневой характер, ибо может сопровождаться "адаптацией" показателей деятельности к требуемым.
2. Рациональная (вынужденная)
теневая деятельность. Так как
цена законопослушного
3. Иррациональная теневая
деятельность является
В каждой из перечисленных трех форм теневой деятельности предусматривается сознательный выбор, обоснованный или необоснованный, верный или неверный, свободный или вынужденный. Во всех трех случаях легальная прозрачная деятельность возможна, хотя и обременительна.
Формы теневого экономического поведения, в которых доминирует не субъективный (сознательный выбор), а объективный фактор, не предполагающий выбора, следующие.
7. Теневая деятельность
как форма коллективного
2. Теневая деятельность
как форма индивидуального
3. Традиционная теневая деятельность как стереотип национального поведения и национального менталитета (неформальные сделки, шабашничество в странах Евразийского союза и др.), когда иной вариант экономического поведения просто не рассматривается.
4. "Идейная" теневая деятельность. В ее основе лежит убежденность в невозможности иного способа действий, поскольку экономика государства представляет собой тупиковый вариант экономической системы с теневой ориентацией.
В мировой практике обычно выделяют следующие факторы (тенденции), определяющие масштабы и динамику "теневой" экономики:
7. Общее состояние экономики.
Активное формирование
2. Степень свободы бизнеса. Тенденция устранения государства от своих регулирующих и надзорных функций ведет к росту теневого сектора экономики. Снятие всех запретов, преобладание технократических подходов и концепций "экономического романтизма" в управлении государством; отсутствие и/или несовершенство необходимой нормативно-законодательной и организационно-правовой базы приводит, как правило, к существенному свертыванию регулятивных и надзорных функций государства в ряде секторов экономики (2) и в конечном итоге к потере его экономической безопасности (3).
3. Отсутствие и/или
Кроме того, наличие непрозрачного механизма предоставления налоговых льгот способствует коррумпированности власти и сдерживает развитие конкурентной среды в экономике.
4. Тяжесть налогообложения.
Уровень налогов и социальных
отчислений в 33% оценивается в
мировой практике критическим
в плане провоцирования