Российская "теневая экономика": причины возникновения и особенности функционирования (особенности теневой экономики во внешнеэкономи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблем «теневой экономики» в России связана с тем, что удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов. В условиях криминализованной экономики возрастает потребность в комплексном изучении теневой, скрытой от регистрации и противоправной экономической деятельности как с позиции криминологии, криминалистики, уголовного права, так и экономических наук.
Одной из наиболее значимых проблем теневой экономики, по мнению автора курсовой работы, как сотрудника МВД, является внешнеэкономическая деятельность, как одна из составляющих современной экономической деятельности в России.

Содержание

Введение


1. Определение и сущность теневой экономики

1.1. Понятие теневой экономики…………………………………………3
1.2. Масштабы явления теневой экономики……………………………..4
1.3. Структура теневой экономики……………………………………….7

2. Причины и последствия теневой экономики

2.1. Причины возникновения теневой экономики……..…………..……....11
2.2. Эволюция теневой экономической деятельности…………..….……..13
2.3. Социально-экономические последствия теневой и криминальной
экономической деятельности……………………………………….....16

3. Методы борьбы с теневой экономикой

3.1 Социально-правовой и Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью в России……………….……………………………..……..27

3.2 Практикуемые подходы к «высветлению» теневой экономики…….35



Заключение………………………………………………………………….38

Вложенные файлы: 11 файлов

теневая экономика ИГ АТОН.pdf

— 392.37 Кб (Скачать файл)

Теневая экономика в России.doc

— 425.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Вредная привычка.doc

— 29.00 Кб (Скачать файл)

Вадим Радаев.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Текстовые материалы.doc

— 834.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Статья Ясина Вредная привычка.doc

— 43.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Рисунок 1.xls

— 22.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Титульный лист.xls

— 16.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Курсовая работа.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

2. Социальные факторы:

- низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;

- высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом; (по официальным данным Федеральной службы государственной статистики уровень безработицы составил в 1992 г.  – 16,8%, 2001 г. – 29,2%, в 2004 г. 32,5% от трудоспособного населения)3 . Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т.д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди потерявшие работу, не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д. Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д. (по официальным данным Федеральной службы государственной статистики уровень миграции из стран СНГ в Россию составил в 1995 г.  – 134,4 тыс. человек, 2004 г. – 221,9 тыс. человек)3.

- неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

3. Правовые факторы:

_________________________________________________________________

3. – «Россия в цифрах»: официальное издание Федеральной службы госстатистики, 2005 г. стр. 86-87.

- несовершенство законодательства; так не предусмотрены механизмы контроля в режиме реального времени предоставляемых документов для лиц,

осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

- недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;

- несовершенство механизма координации по борьбе с экономической

преступностью.

С точки зрения автора курсовой работы, все три вышеперечисленных фактора необходимо рассматривать в их совокупности. При этом особое место занимает деятельность правоохранительных органов, ведь несовершенство законодательства, и высокий уровень коррумпированности органов власти и управления резко снижает эффективность по пресечению и предупреждению преступлений и правонарушений в сфере экономики и внешнеэкономической деятельности в частности.

- незащищенность прав собственности. В «черной экономике» широко используются услуги так называемых «черных рейдеров», осуществляющих недружественные захваты предприятий различных форм собственности, в том числе и с привлечением силовых структур. Данный фактор порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что права собственности могут быть рано или поздно нарушены, в то время как существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту. Поэтому следствием этого является установка предпринимателя на использование имеющихся возможностей по максимуму: «Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать».

- политическая нестабильность.

Этот фактор так же, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет "затенения", но и по причине элементарного свертывания деятельности "до лучших времен".

В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом, причин существования теневой экономики будет больше или меньше, а степень влияния разных из них будет варьироваться.

Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая с вседозволенностью, деформация морально этических требований. Имеющиеся локальные разработки, правила распространяются на определенные группы промышленников и предпринимателей, но не на все общество в целом.

2.2. Эволюция теневой экономической  деятельности.

Сравнение результатов исследований, проведенных социологами позволяет дать оценку изменениям, которые произошли в теневой экономике.

Первый бесспорный факт состоит в резком увеличении доли населения, осуществляющего теневую деятельность. По данным опросов, в 1990 г. наряду с работой по официальному месту занятости подрабатывали на теневом рынке труда около 8% трудоспособного населения. К 2001 г. доля населения, совмещающего работу в официальной экономике с теневой деятельностью, составила 41% от количества опрошенных граждан. Из их числа треть (34%) занимается незарегистрированным бизнесом, а 66% – работают по найму на теневом рынке труда. Кроме этого, немало людей, которые порвали с официальной экономикой и заняты только на нелегальном рынке труда. С учетом того, что в теневой экономике реализуются интересы большой массы населения, требуется максимальная продуманность мер государственного воздействия на нее. В ином случае неизбежен рост социальной и политической напряженности в обществе.

Второй существенный аспект выражается в том, что за годы реформ теневая экономика заняла в нашем обществе качественно иную нишу. Раньше она была в роли антагониста идеологической системы и командной экономики, хотя и компенсировала изъяны последней. Теперь же она и официальная экономика имеет общую рыночную основу и, в известной мере, общую идеологическую базу. Но объективные противоречия между ними, в центре которых находится государство, стали более существенными. В повседневной практике это выражается в том, что интерес государства состоит в пополнении финансовых ресурсов за счет налогоплательщиков. А вектор интереса предприятий и населения развернут прямо противоположно. На этом и держится теневая экономика, сокращающая налогооблагаемую базу, а то и прямо «атакующая» "бремя" налоговых и других выплат. В нынешних условиях, при которых выживание официальной экономики связано с большим трудом, и ее неспособностью обеспечить эффективную трудовую занятость и приемлемый жизненный уровень людей, теневая экономика, как говорится, обречена на дальнейшее развитие. Возможности применения репрессий против нее ограничены, да и прямое административное давление малопродуктивно. Поэтому необходим поиск таких экономических решений, которые будут способствовать сбалансированию интересов государства и других субъектов экономических отношений.

Третья важная сторона проблемы связана с тем, что теневая экономика выросла до масштабов параллельной экономики. Прежде она была только спутником официальных товарно–денежных отношений и занимала несколько процентов ВВП. Участие в ней выражалось в приписках объемов работ и продукции, в мелкой спекуляции, в разных видах нелегального ремесленничества и т. п. В настоящее она срослась с официальной экономикой и часто конкурирует с ней в использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

По данным опросов руководителей предприятий и организаций, 38,3% из них в прошлом (2000 г.) регулярно или периодически занимались выпуском "левой" продукции, 57,6% -остоянно или достаточно часто нанимают работников без официального оформления. На частных предприятиях практика нелегального труда наблюдается чаще, чем государственных. Проникновение теневой экономики в разные отрасли народного хозяйства показывают такие примеры. В декабре 2000 г. (только за один месяц) осуществляли на теневом рынке пошив и ремонт одежды 19,9% опрошенного населения, ремонт квартир и сантехники – 15,8%, ремонт бытовой техники – 12,5%, пользовались услугами автосервиса – 10,9%, покупали стройматериалы и заказывали строительные работы – 10,5% и т.д.

По данным автора курсовой работы, полученным им в результате своей деятельности, проникновение теневой экономики в сферу внешнеэкономической деятельности составляет до 90%4. Приведенные факты говорят о величине «вклада» теневой экономики в удовлетворение массовых потребностей населения. Как пример можно рассматривать импорт товаров народного потребления по демпинговым ценам в ущерб собственным производителям. Этот вклад также заслуживает внимательного учета при разработке мер воздействия на нее. Учета как в плане насыщения рынка товарами и услугами, так и в связи с ценами, ибо теневой рынок более адекватен, нежели официальная экономика платежеспособности населения.

Четвертая особенность развития ситуации проявляется в том, что теневая экономика образует симбиоз с теневой деятельностью представителей органов власти и активно утверждается в социальной и духовно–психологической сферах общества. Проникновение теневых отношений в органы правопорядка, юстиции и нелегальная коммерциализация бюджетных учреждений таковы, что вряд ли стоит рассчитывать на их самоочищение.

Во - первых, в различных структурах государственной службы пустила глубокие корни, чуть ли не отлаженная система поборов;

Во - вторых, при самом негативном отношении общества к поборам многие граждане предпочитают откупаться при решении жизненно важных вопросов.

Однако проблема столь остра, что противодействие ее разрастанию

_________________________________________________________________

4. – Материалы уголовных дел, расследованные СЧ СУ при УВД ЮВАО г. Москвы 2001-2006 г.г.

 

 

требует решительных мер. Бюрократическое вмешательство в экономику,

инициируемое с целью наживы, глушит легальную экономическую деятельность, стимулирует развитие теневых отношений и превращает в фарс борьбу государства с их распространением. Как пример можно рассмотреть неоднократное повышение «заградительных пошлин» на ввоз автомашин, якобы для защиты отечественного производителя, что приводит к возникновению различных схем по минимизации уплаты таможенных пошлин и налогов, так называемый лоббизм интересов различных финансовых групп и т.д.

Если смотреть на проблему «в общем», то наличие теневых отношений в системе государственных учреждений, в здравоохранении, образовании, науке, культуре резко ускоряют процесс утраты правовых и нравственных ограничителей в обществе. Рекламные призывы к населению от имени налогового ведомства типа "Уплати налоги и спи спокойно" недостаточны, чтобы исправить ситуацию. По данным различных социологических опросов, только около 23,5% руководителей предприятий видят реальную опасность быть уличенными в уклонении от налогов; считают допустимым не платить налоги с доходов от индивидуальной трудовой деятельности 64,3% населения.

Эволюцию теневой экономики в сфере внешнеэкономической деятельности можно рассмотреть на следующих примерах:

Если в начале рыночных реформ для сферы внешнеэкономической деятельности было характерным почти полное игнорирование соблюдения законов, направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности (вместо дорогостоящих товаров в документах декларировались дешевые, ввоз товаров безо всякого декларирования вообще, ложный транзит), то в настоящее время данная деятельность завуалирована, ей придается видимость легальной. При этом создаются и используются различные многоступенчатые схемы по ввозу контрабандных товаров, их легализации, переводам денег через корреспондентские счета банков-нерезидентов и т.д. (см. рис. 1).

Примером служит уголовное дело по ст. 188 ч.4 УК РФ в отношении директора и декларанта ООО «Главевротранс», возбужденное по материалам проверки ОБЭП УВД ЮВАО г. Москвы и расследованное СЧ СУ при УВД ЮВАО г. Москвы. Приговором Никулинского суда г. Москвы директор и декларант указанной организации приговорены к 7 годам лишения свободы5.

Еще одной разновидностью теневой экономики в сфере ВЭД является незаконное возмещение НДС из Федерального бюджета. Под видом экспорта дорогостоящих товаров в страны дальнего зарубежья, на имя подставных фирм получателей производится отправка товаров «нулевой» стоимости – так называемый «лжеэкспорт». При этом создается видимость получения денежных средств за поставленный товар (денежные средства «прогоняются» по счетам подставных фирм, часто имеющих счета в одном и том же банке, где имеется корреспондентский счет банка фирмы получателя товара). Ярким примером пресечения такого вида деятельности может служить уголовное дело по ст. 159 УК РФ, возбужденное по материалам проверки ОБЭП УВД ЮВАО г. Москвы в отношении генерального директора и главного бухгалтера ООО «ЭСТЭЛЭС», которое находилось в производстве СЧ СУ при УВД ЮВАО г. Москвы 2004-2005 г.г5. Данный вид преступления был бы невозможен без наличия коррупционных связей с сотрудниками таможенных органов, которые в силу своих должностных обязанностей должны выявлять данные преступления еще на стадии подачи документов в таможенные органы.

2.3. Социально-экономические последствия  теневой и криминальной экономической  деятельности.

Теневая и криминальная экономика является сегодня составным _________________________________________________________________

5. – Приговор Никулинского суда г. Москвы в отношении директора и декларанта ООО «Главевротранс», 2006 г.

элементом хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам и проявлением криминальной и теневой экономики.

Рассмотрим преимущественно негативные последствия криминализованной теневой экономической деятельности, неразрывно связанной с совершением общественно вредных незаконных деяний. При определенных условиях криминальная экономика превращается в доминирующий, системообразующий сектор экономических отношений, определяющий направленность развития всей социально-экономической системы и создающий условия для своего функционирования. В наиболее сложных случаях криминализации подвергаются и государственные институты, органы власти и управления, демократические учреждения, контролирующая, правоохранительная система. Известны случаи, когда криминальная экономическая деятельность становится основой международной специализации, определяющей место страны в международном разделении труда. Конкретные социально-экономические последствия криминальной экономики крайне многообразны, как многообразна и разнопланова самая эта деятельность

Негативные последствия теневой и криминальной экономической

деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях. Вот всего лишь несколько примеров имеющихся последствий применительно к рассматриваемой теме:

- деформация налоговой сферы. Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности. Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений. Таким образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений.

- деформация бюджетной сферы. Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры. Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений. Сокращение государственных расходов обостряет структурный кризис, ставя в тяжелое экономическое положение предприятия обрабатывающей промышленности, военно-промышленного комплекса и других отраслей промышленности, где сосредоточены высокие технологии и наиболее квалифицированный трудовой потенциал (так называемая «утечка мозгов»). Уменьшается роль государства в поставке на рынок общественных благ - образование, здравоохранение, культура, которые финансируются на 30-50%. Невыполнение бюджетом своих обязательств, а в результате этого недофинансирование государственных расходов, является одной из важнейших причин кризиса неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания. Значительные масштабы имеет неэффективное распределение бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской деятельности, перераспределение экономических возможностей за счет незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий. Здесь в качестве примера можно привести выявленные факты злоупотреблений должностных лиц Министерства Экономического Развития (уголовное дело по фактам незаконных поставок в Россию мясной продукции, ввезенной на территорию России сверх установленных правительством квот по лицензиям, выданным Министерством экономического развития. В результате неуплаты таможенных пошлин в полном объеме бюджету страны нанесен крупный материальный ущерб. По оценкам экспертов, он составляет около 1 млрд. рублей.)

Информация о работе Российская "теневая экономика": причины возникновения и особенности функционирования (особенности теневой экономики во внешнеэкономи