Россия и ЕС : анализ внешнеэкономических связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:13, контрольная работа

Краткое описание

Одной из основных тенденций развития мировой экономики на рубеже XX-XXI вв. становится усиление интеграционных процессов. Интеграция рассматривается как проникновение отдельных элементов экономики одних стран в экономику других стран, процесс объединения национальных хозяйств в единую систему. Начинается он на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все большее количество стран. Наиболее совершенным примером такого процесса является создание Европейского союза (ЕС).

Содержание

Введение

Глава 1. Экономические отношения Россия – ЕС
Глава 2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС
Глава 3. Договорно-правовая база для торговых отношений
Глава 4. Перспективы развития внешнеэкономических связей Россия - ЕС
Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

россия -ЕС.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Тема: Россия и ЕС : анализ внешнеэкономических связей

 

 

 

Содержание 

 

Введение

 

Глава 1. Экономические отношения Россия – ЕС

Глава 2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС

Глава 3. Договорно-правовая база для торговых отношений

Глава 4. Перспективы развития внешнеэкономических связей Россия - ЕС

Заключение 

 

Список использованной литературы

 

Введение

 

Одной из основных тенденций  развития мировой экономики на рубеже XX-XXI вв. становится усиление интеграционных процессов. Интеграция рассматривается  как проникновение отдельных  элементов экономики одних стран  в экономику других стран, процесс  объединения национальных хозяйств в единую систему. Начинается он на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все большее  количество стран. Наиболее совершенным  примером такого процесса является создание Европейского союза (ЕС).

Интеграционные процессы, сформировавшие современный облик  ЕС, развиваются в двух основных направлениях: расширение интеграции за счет присоединения новых государств-членов к Европейскому союзу и ее углубление – переход от более простых  форм сотрудничества к более сложным.

На сегодняшний день Евросоюз насчитывает 27 стран-членов, среди которых  Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Гренландия, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария и  Румыния.

ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров  современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией. Это  – крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся  странам.

Сегодня ЕС – главный  экономический партнер Российской Федерации. Западная Европа выступает  также крупнейшим инвестором России, хотя в этой сфере экономических  отношений она испытывает мощную конкуренцию со стороны Соединенных  Штатов Америки.

Торговля является основной формой экономического сотрудничества между Россией и государствами, входящими в ЕС, и останется  таковой в обозримом будущем. После расширения ЕС его значение для России как торгового партнера еще больше возрастет: если предположить, что нынешняя товарная структура  внешней торговли сохранится, на долю расширенного ЕС будет приходиться  более половины общего объема российского  экспорта и импорта.

При этом экономической сфере взаимоотношений между Россией и ЕС сохраняется ряд проблем. Прежде всего, речь идет о явной и скрытой дискриминации России в торговле, практике жестких антидемпинговых процедур, фактическом запрете на наш доступ на рынок высоких технологий. Постоянным источником напряженности является то, что ЕС отказывается считать российскую экономику рыночной. Это вызывает массу проблем, в том числе отразилось на длительности процесса вступления России в ВТО.

 

Глава 1

Экономические отношения  Россия – Европейский союз

 

Европейский союз - основной торговый партнер России, на долю которого в 2011 году приходилось 48% российского товарооборота (из них 67,6% составлял экспорт и 32,4% - импорт). Россия, со своей стороны, входит в тройку ведущих партнеров ЕС (после США и Китая).

В 2011 г. общий товарооборот вырос на 28,3% по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года и составил 394,0 млрд. долл. США, российский экспорт  составил 266,5 млрд. долл. США  (+ 26,0%), а импорт – 127,5 млрд. долл. США (+ 33,5%).

Среднегодовые темпы прироста товарооборота России с ЕС в 2005-2011 гг. – 26,4%. Место ЕС в рейтинге партнеров  России среди всех стран в 2011 г. – 1. Положительное сальдо России в торговле с ЕС в 2011 г. составило 138,9 млрд. долл. США.

Несмотря на стабильный рост показателей, Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли ЕС во внешней торговле, сколько в диверсификации экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров.

Российская Федерация  занимает уникальное положение наиболее удобного и безопасного на данное время маршрута движения Европа –  Азия. Потенциально Россия могла бы извлекать из своего географического  положения существенные экономические  выгоды. В настоящее время Европейский  союз стремится к усилению своего присутствия на российских транзитных магистралях, в первую очередь –  воздушной. С этой целью Комиссия ЕС (КЕС) ведет борьбу за отмену выплат европейскими компаниями компенсационных платежей за пролеты по транссибирской магистрали. В случае положительного для ЕС решения данного вопроса будет создан важнейший прецедент, который позволит странам Евросоюза наращивать масштаб перевозок через российскую территорию, существенно теснить позиции российских авиаперевозчиков и не компенсировать России финансовые потери. Одновременно Россия недостаточно использует потенциал железнодорожных перевозок Европа – Азия, который способствовал бы ее реальной интеграции с Европой и в мировое хозяйство в целом. Повышение экологических требований затруднит проекты по транспортировке российских энергоносителей через Балтийское море.

Существует прямая зависимость между качеством экономической политики внутри России и состоянием торгово-экономических отношений с ЕС. В связи с этим улучшение их состояния невозможно без внутренних изменений в России, модернизации ее экономики и повышения качества государственного управления экономикой.

В настоящее время структура  российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и соответствует  реальной конкурентоспособности российской продукции. Более того, экспорт российских нефти и газа в страны ЕС имеет  традиционный характер и выступает  в качестве своеобразной «подушки безопасности»  против непредсказуемого осложнения политических отношений. Но для углубления отношений  с Евросоюзом этого недостаточно. Расширение товарной номенклатуры и  изменение соотношения отдельных  ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных  товаров и услуг внутри России.

Сами страны ЕС не проявляют  чрезмерной заинтересованности в расширении спектра товаров российского  экспорта, рассматривают и, в среднесрочной  перспективе, будут рассматривать  Россию скорее как сырьевой придаток. В сочетании с поддержанием элементарной политической стабильности, обеспечение  устойчивых поставки энергоресурсов являются главными приоритетами политики ЕС.


При этом нельзя забывать, что  сами страны ЕС стремятся к развитию новых источников природных энергоресурсов с целью обезопасить себя от потенциальных  внутрироссийских катаклизмов и лишить Россию теоретической возможности использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического влияния.

Политико-экономические  системы России и ЕС сейчас малосовместимы. Российские реформы изначально проходили под сильным влиянием так называемого англосаксонской модели и не ориентировались на континентальные стандарты Евросоюза. Несмотря на то, что влияние европейских образцов постепенно усиливается, эта тенденция не является превалирующей в развитии российского законодательства, в том числе из-за неясных перспектив отношений с Евросоюзом. Как Россия не определилась с «европейским выбором», так и ЕС не определился с долгосрочной политикой в отношении России.

Относительно отношений  с ЕС в контексте вступления России в ВТО эксперты разошлись во мнениях  о том, как расценивать условия, на которых Россия подписала с  Евросоюзом протокол о завершении переговоров, а также каким образом использовать это с максимальной выгодой.

Большинство участников придерживаются мнения, что, несмотря на позитивное значение подписания протокола, уступки, на которые  Евросоюз заставил пойти Россию, могут  нанести значительный урон как российской экономике в целом, так и отдельным  российским корпорациям. Неясен и вопрос о балансе выгод и ущерба в  результате ратификации Россией  Киотского протокола. Вместе с тем, сам факт «закрытия» темы ВТО позитивен, так как снимает с российско-европейской  повестки дня один из главных раздражителей.

В настоящее время практически  нет механизмов и инструментов защиты интересов российского частного бизнеса на уровне отношений Россия – Евросоюз. Во-первых, за редкими  исключениями сам российский бизнес не готов серьезно инвестировать  в создание такой лоббистской  инфраструктуры, а, во-вторых, современный  формат взаимоотношений бизнеса  и властей в России не способствует защите интересов российских предпринимателей вовне.

Сложность отношений между  властью и бизнесом в современной  России является, по мнению подавляющего большинства участников ситуационного  анализа, одной из главных причин общей незащищенности российских экономических  игроков в отношениях с ЕС.

Во многом поэтому переговорный процесс Россия – ЕС остается закрытым и непрозрачным для российского бизнес-сообщества, что приводит к недостаточному и неполному учету его интересов ответственными ведомствами. Консультации с представителями бизнеса ведутся только на самой ранней стадии переговорного процесса с Брюсселем. Часто для решения политических задач российские представители на переговорах с ЕС жертвуют материальными интересами бизнеса, даже если это касается крупных корпораций с государственным участием. КЕС действует ровно противоположным образом: скрупулезно торгуется даже по мелким вопросам.

 

Глава 2.

Внешнеторговый  товарооборот между Россией и  ЕС

 

Евросоюз располагает 0,6 % мировых запасов нефти (у США  – 2,5 %, у России – 6,6 %). На Европейский  союз приходится 2,9 % мирового производства (на Соединенные Штаты – 8 %, на Россию – 12,3 %). Доля от мирового потребления  составляет в случае Европейского союза 18,6 % (США – 24,1 %, Россия – 3,3 %). Что  касается газа, то на территории единой Европы находится 1,3 % мировых запасов (в Соединенных Штатах – 3,3 %, в  России – 26,3 %). На ЕС приходится 7,1 % мировой  добычи газа (США – 18,5 %, Россия – 21,3 %) и 17 % мирового потребления (Соединенные  Штаты – 22 %, Россия – 15,1 %). Ввоз энергоресурсов в Европу будет постоянно расти, что часто преподносится как  усиление энергетической зависимости  от поставщиков, в первую очередь  от России.

Поставки газа в Евросоюз составляют 84,8 % от всего российского  экспорта. 26,3 % газа, потребляемого на территории Европейского союза, приходит из России. Экспорт нефти из постсоветских  стран в ЕС составляет 83,3 % от всех поставок из этой зоны и покрывает 38,7 % общего потребления нефти в Европе. Нефть, поступающая с постсоветского пространства в США, покрывает лишь 1,79 % потребностей этой страны. 75 % российских экспортных доходов непосредственно  зависят от европейского энергетического  рынка. Последняя цифра лучше  всего отражает тесную взаимозависимость  России и Европы в данной сфере.

Евросоюз является основным рынком сбыта для российского  экспорта, а также крупнейшим поставщиком  импортных товаров в Россию. Наиболее важными торговыми партнерами России в Евросоюзе являются Германия (объем  торгового оборота 15 млрд. долл.) и  Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две  страны приходится около 40% российского  экспорта в Европу и из них поступает 30% европейского импорта. США является пятым торговым партнером России после Германии, Белоруссии, Украины  и Италии, однако торговый оборот с  США в 7,5 раз меньше, чем с Европейским  Союзом.

Роль России как торгового  партнера для Евросоюза возрастает. По отдельным товарным позициям значимость России существенно выше. Так, например, Россия обеспечивает 17% европейского импорта энергоносителей.

В структуре российского  экспорта в ЕС преобладают топливо  и сырье (до 90%), а импортируются, главным  образом, потребительские товары и  оборудование (по оценке, 66-67%).

Энергоносители составляют 67% российского экспорта в ЕС. Лидерами по объемам импортируемого из России топливно-энергетического сырья  являются Германия и Италия: в эти  две страны поставляется свыше половины (54%) всех экспортируемых в Евросоюз энергоносителей. На рынки ЕС поставляется существенная часть российского  экспорта металлов (35%), древесины и  целлюлозы (30%), продуктов химии (24%).

В структуре российского  экспорта в страны ЕС по итогам  2011 г. основная доля поставок приходится на следующие товарные группы: минеральные продукты (в основном, продукция ТЭК) – 82,4% всего объема экспорта, а также на металлы и изделия из них (8,0%).

Удельный вес продукции  химической промышленности - 3,9%, драгоценных  камней и драгметаллов (2,0%), машин, оборудования и транспортных средств (1,8%), древесины  и целлюлозно-бумажных изделий (1,1%).

Основные экспортные товары (около 85% всех поставок): сырая нефть, нефтепродукты (преимущественно дизельное топливо и мазут), природный газ, уголь каменный, полуфабрикаты из нелегированной стали, никель необработанный. При этом на первые три позиции приходится более 80% объема российского экспорта в страны ЕС.

Структуру импорта формируют: машины, оборудование и транспортные средства - 46,2%, продукция химической промышленности (23,7%), продовольствие и  сельхозсырье (12,8%).

Удельный вес металлов и изделий из них в российском импорте составляет 6,2%, древесины  и целлюлозно-бумажных изделий (4,1%), текстиля и изделий из него, обуви (2,5%), минеральных продуктов (1,0%).

Основные импортные товары (67% объема импорта): легковые и грузовые транспортные средства, их части и компоненты; лекарственные средства, сыворотки и компоненты крови, продовольственные товары: мясо (свинина) и мясные полуфабрикаты, сыры, фрукты, шоколад, алкогольные напитки, корма для животных; авиационная техника, пластмассы и изделия из них, парфюмерно-косметические средства, телефонная аппаратура, подъемно-транспортное и насосно-компрессорное оборудование; бумага, картон и изделия из них; тракторы, дорожно-строительная техника, оборудование нагревательное, трубы и изделия из черных металлов, аппаратура и инструменты медицинские; центрифуги и фильтровальные агрегаты, электротехническое и электросиловое оборудование (электрогенераторные установки, трансформаторы электрические, двигатели и генераторы электрические, провода и кабели), мебель, сельскохозяйственная техника, арматура для трубопроводов и котлов; нефтепродукты, оборудование для заполнения, закупорки, наклейки этикеток, части к радиоэлектронной аппаратуре, прокат плоский из легированных и нелегированных сталей, оборудование для обработки минеральных ископаемых, лакокрасочная продукция, электробытовая техника, оборудование для пищевой промышленности, холодильное оборудование и кондиционеры воздуха, обувь, мебельная фурнитура, оборудование для производства изделий из резины и пластмасс, суда круизные, вычислительные машины и их блоки.

Информация о работе Россия и ЕС : анализ внешнеэкономических связей