Россия и ЕС : анализ внешнеэкономических связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:13, контрольная работа

Краткое описание

Одной из основных тенденций развития мировой экономики на рубеже XX-XXI вв. становится усиление интеграционных процессов. Интеграция рассматривается как проникновение отдельных элементов экономики одних стран в экономику других стран, процесс объединения национальных хозяйств в единую систему. Начинается он на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все большее количество стран. Наиболее совершенным примером такого процесса является создание Европейского союза (ЕС).

Содержание

Введение

Глава 1. Экономические отношения Россия – ЕС
Глава 2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС
Глава 3. Договорно-правовая база для торговых отношений
Глава 4. Перспективы развития внешнеэкономических связей Россия - ЕС
Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

россия -ЕС.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

Возможность ассоциированного членства в ЕС в нынешней ситуации также сомнительна, поскольку она предполагает одностороннее восприятие Россией европейского законодательства без участия в его выработке и, соответственно, утрату самостоятельности в проведении внутренней экономической политики. Поэтому отношения с единой Европой вряд ли могут развиваться в направлении интегрирования России в политико-экономические структуры Евросоюза. Скорее, речь может идти об использовании в полной мере положений имеющегося соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а также об изучении возможностей продвижения к зоне свободной торговли в связи с вступлением России в ВТО.

Практика последнего времени показывает, что ЕС неохотно идет на открытие своих рынков перед российскими производителями, опасаясь конкуренции с их стороны. После принятия ЕС решения о предоставлении России статуса страны с рыночной экономикой, в регламенты Евросоюза, относящиеся к подобным странам, перенесены положения, которые закреплены в регламентах, касающихся нерыночных экономик. В частности, устанавливается, что при проведении антидемпинговых расследований могут использоваться «суррогатные» цены (цены третьих стран) и мировые цены, если подразумевается, что отечественная цена товара искусственно занижена, обмен товаром в стране в значительной части осуществляется по бартеру или в процессе его переработки имеют место некоммерческие расчеты. Указывается, что антидемпинговые санкции, которые обычно вводятся в отношении отдельных предприятий, могут применяться и в отношении страны в целом. Хотя в этих нововведениях в регламенты Россия прямо не упоминается, адресат их очевиден. В связи с регулированием цен на товары и услуги естественных монополий и сохранением бартерного обмена в нашей стране под дискриминационные положения регламентов могут подпадать фактически все российские предприятия-экспортеры.

Крупнейшей проблемой, которая должна быть разрешена в будущем, является налаживание интеграционного взаимодействия между Россией и ЕС, контуры которого продолжают обсуждаться в режиме постоянного диалога с 2001 г.

Речь идет о создании общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) и зоны свободной торговли. Создана совместная рабочая группа высокого уровня, которая должна была к концу 2003 г. разработать концепцию формирования ОЕЭП.

Вхождение России в ОЕЭП потребует от нашей страны принятия целого ряда норм хозяйственного и внешнеторгового законодательства, идентичных действующим в Евросоюзе, что может позитивно сказаться на состоянии отечественной экономической среды. Однако нельзя при этом забывать, что Россия никак не сможет влиять на дальнейшие изменения в европейском законодательстве и неизбежно будет вынуждена воспринимать вырабатываемые единой Европой правила, что может привести к утрате самостоятельности в проведении внутренней экономической политики.

 

Заключение

 

ЕС в настоящее время, несмотря на глобальный экономический кризис и угрозы Великобритании, Испании и Греции о выходе из состава участников, идет по пути трансформации в федеративную сверхдержаву, играющую важную роль на мировой арене в качестве экспортера товаров, капитала и услуг и донора развивающейся периферии мирового сообщества. Страны объединенной Европы занимают ведущие позиции во внешнеэкономических связях России. С расширением Евросоюза за счет стран Центральной восточной Европы значение торгово-экономического сотрудничества с ним для нашей страны еще более возрастет.

При этом непростые вопросы, стоящие на повестке дня в отношениях с объединенной Европой, не дают оснований рассчитывать на то, российско-европейское сотрудничество в ближайшем и более отдаленном будущем будет развиваться безоблачно и только по восходящей линии. Евросоюз, если судить не по официальным заявлениям, а по практическим действиям его комиссий в последние годы, не склонен рассматривать нашу страну как равноправного партнера и считает вполне допустимым осуществлять в отношении нее определенный диктат.

В этих условиях России предстоит приложить серьезные усилия к отстаиванию своих интересов и находить такие развязки возникающих проблем, которые сводили бы к минимуму возможное негативное влияние на ее экономику изменений в режиме взаимодействия с Европой, включая и его интеграционный аспект.

 От того, как будут решаться упомянутые проблемы, на какие компромиссы смогут пойти в итоге наша страна и объединенная Европа, во многом будут зависеть характер дальнейшего взаимодействия с Евросоюзом, его влияния на отечественную экономику в целом и отдельные отрасли народного хозяйства в частности.

 

Список использованной литературы

 

 

1. Белянин А. Открывая ящик Пандоры, или Что нас ждет в ВТО и как в нее вступать // Pro et Contra. - 2002. - Т. 7. - N 2.

2. Бордачев Т. Россия и Европейский союз: требуется департамент. - М., 2002. - (Брифинг Моск. Центра Карнеги; Вып. 3).

3. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М. Юнити, 2004.

4. May В., Новиков В. Отношения России и ЕС: пространство выбора или выбор пространства // Вопр. экономики. - 2002. - N 6.

5.«Мировая экономика» под ред. А.С.Булатова. М-2005.

6. Ослунд А. Протекционизм против России // Моск. новости. - 2002. - 5-11 нояб.

7. Отношения России и Европейского союза: современная ситуация и перспективы // ситуационный анализ под руководством С.А. Карганова, М. - 2005

8. Путин В. Россия на рубеже тысячелетий. - М., 2004.

Россия в глобальной политике. // № 1, Январь - Февраль 2008 г.

9. Стратегия внешнеэкономических  связей России в условиях глобализации (сценарий до 2025 года) / Центр внешнеэкономических  исследований ИМЭПИ РАН. –  М.,2004

10.Сумароков В.Н. Расширение  Европейского союза и внешнеэкономические  связи России. – М. Научное  издание, 2007.

11.Сафонов И. А. Внешнеэкономические  связи России со странами Еврозоны  в контексте расширения ЕС  – М.: Экономика. – 2006. – с. 58-73

12. Сутела П., Россия и Европа. Некоторые аспекты экономических взаимоотношений, Московский центр Карнеги. - M.: Гендальф, 2004.


Информация о работе Россия и ЕС : анализ внешнеэкономических связей