Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение понятия и сущности лидерства и руководства организации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и роль лидерства в организации, а также выявить особенности лидерских отношений;
- рассмотреть современные модели и стили руководства;
- изучить лидерство и руководство организации на примере магазина «Хозяюшка».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты лидерства и руководства организации 5
1.1 Понятие и сущность лидерства 5
1.2 Понятие руководства: его стили и уровни 8
1.3 Анализ проблем лидерства и руководства организаций 12
ГЛАВА 2. Общая экономическая характеристика магазина «Хозяюшка» 15
2.1 Краткая характеристика магазина 15
2.2 Анализ стиля управления и лидерства магазина 21
2.3 Рекомендации по формированию оптимального стиля руководства 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский
государственный торгово-
Уфимский институт (филиал)
Факультет юриспруденции и заочного обучения
Курс 1 (3,5 г.)
Специальность 060400 «Финансы и кредит»
Фатихова Юстина Раиловна
Руководство и лидерство в организации.
Курсовая работа
по дисциплине: «Экономическая теория»
К защите допускаю:
_________________
Оценка при защите
______________________________
Дата_________Подпись__________
Уфа-2011г
Содержание
Одним из самых главных
признаков успешности предприятия
является эффективная система
Под эффективной системой управления, применительно к данной работе будем понимать систему, обладающую двумя свойствами:
- максимальной эффективностью
решений, принимаемых
- эффективностью исполнения этих решений подчинёнными.
Причём на всех уровнях управленческой иерархии задачи руководителей сходны. Действительно, и генеральный директор, и начальник отдела выполняют две основные функции: формулируют задачи и побуждают подчинённых выполнить поставленные задачи максимально быстро и качественно. Разница в масштабах и ответственности: генеральный директор занимается стратегическими проблемами, а начальник отдела решает текущие задачи в рамках общей стратегии, выработанной руководителями более высоких звеньев. Но оба они должны принимать максимально эффективные решения и с помощью своих подчинённых воплощать их в жизнь.
Об актуальности темы “Лидерство и руководство в организации” говорить не приходится. С этим встречается почти каждый человек в своей жизни, который в какой-либо степени находился в коллективе.
Лидерство и руководство – два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство–это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей. Лидерство – комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих: - ассоциация с человеческими качествами;
-процессом, в котором “ведут ведомых”;
- результат деятельности человека.
Определяющая роль руководителя проистекает из того, что это лицо, наделенное полномочиями принимать решения, “это тот, кто решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность”. Обладая реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него, - на характер и результаты функционирования самого объекта. Особо важно отметить то, что он воспроизводит кадры системы по своему подобию: авторитетный руководитель окружает себя квалифицированными, знающими свое дело коллегами, а слабый еще более слабыми подчиненными. И, как следствие, первый руководитель ведет систему к процветанию, а слабый со своими кадрами загоняет ее, в конце концов, в тупик. Умелый руководитель четко формирует задачи коллектива, ясно понимает свою роль в их решении, способен задействовать внутренние стимулы к самостоятельным действиям и предвидеть возможные трудности, предупредить неудачи и находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации.
В наше время руководить – это значит неустанно подтверждать свое соответствие занимаемой должности, постоянно держать экзамен перед своими подчиненными, вышестоящим начальством.
Целью курсовой работы является изучение понятия и сущности лидерства и руководства организации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и роль лидерства в организации, а также выявить особенности лидерских отношений;
- рассмотреть современные модели и стили руководства;
- изучить лидерство и руководство организации на примере магазина «Хозяюшка».
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций[1].
Лидерство определяют как
процесс социального влияния, при
котором лидер ищет добровольного
участия подчиненных в
Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы[3].
Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.
Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.
Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Собственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер – последователь».
Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Оно – суть неформальное руководство. «Руководство - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический»[5]. Руководство – явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнений и настроений членов группы, чем лидерство.
По механизму своего выдвижения лидер может быть формальным или неформальным. В первом случае его назначают сверху или же выдвигают и избирают и он приобретает, таким образом, официальный статус руководителя. Неформальный же лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психологических и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить оппозицию формальному руководителю.
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.
В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.
Неудачи постигают лидеров по разным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует. Что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации.
В современных условиях эффективное лидерство – это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.
Управление – необходимый вид деятельности. Оно осуществляется руководителем или менеджером. Обычно руководителя характеризуют по его роли в организации. В социологии роль определяется как поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенное положение и обладающего определенным статусом. Руководитель занимается управлением – это его основная функция. Управление нередко рассматривают как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.
Руководителей традиционно делят на группы.
1. Технологический уровень – ежедневно осуществляющиеся операции и действия.
2. Управленческий уровень – координирует работу внутри организации, согласовывая разные формы деятельности.
3. Институционный уровень – занимаются разработкой долгосрочных планов, установлением целей, изменениями политики организации, ее связями с другими организациями.
Эти группы соответствуют 3 уровням управления: 1) низовое звено; 2) среднее звено; 3) высшее звено.
Рассмотрим характеристики каждого уровня.
Руководители низового звена. Руководители низового звена, или первого ранга имеют много общего независимо от того, в какой сфере они работают. Руководители этого ранга выполняют следующие функции:
- осуществляют контроль за выполнением производственных заданий; постоянно поучают информацию о ходе выполнения заданий;
- распоряжаются выделенным им сырьем и оборудованием, несут ответственность за его сохранность;
- распределяют задания среди работников.
Руководители этого ранга занимают должности, имеющие следующие названия: мастер, бригадир, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, старший специалист и т. д. Этот уровень управления присутствует во всех организациях. В среднем срок выполнения заданий руководителем такого уровня небольшой – около 2-3 недель. Как правило, этим руководителям в основном приходиться общаться со своими подчиненными, что требует от них соответствующих качеств, которые должны учитываться при приеме на работу.
Руководители среднего
звена. В большой организации, имеющей
несколько уровней управления, может
быть и несколько уровней
К этим должностям относятся: заведующий отделом, декан в общеобразовательном учреждении, директор филиала, менеджер, армейские офицеры от лейтенанта до полковника.
Руководители этого
ранга возглавляют крупные
Руководители среднего
звена выполняют следующие
- выполняют работу руководителя высшего звена, если этой должности переданы соответствующие полномочия;
- принимают решения по работе своего подразделения;
определяют возникающие проблемы, выносят
их на обсуждение;
организуют разработку предложений по
улучшению работы;
- подготавливают информацию для вышестоящего руководителя и для своих подчиненных;
- доводят решения вышестоящего руководителя до своих подчиненных, реализуют их. Руководители этого звена характеризуются тем, что они наиболее часто подвергаются перестановке, а их должности наиболее часто сокращаются, видоизменяются. Большая часть их рабочего времени проходит в переговорах с другими руководителями.