Негативные
стороны рынка касаются социальной сферы:
- рынок не гарантирует права на труд и доход, более того, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;
- рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т. п.);
- рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.
1.5 Субъекты и объекты
рынка и их характеристика
Действующими лицами (Субъектами) рынка являются
домашнее хозяйство, фирма и государство.
- Домашнее хозяйство (семья) – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:
- Обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала (заботится о здоровье, воспитании, образовании своих членов);
- Самостоятельно принимает решения;
- Является собственником какого – либо фактора производства и может сдать в аренду или продать свое имущество, капитал, рабочую силу;
- Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
- Фирма – это экономическая единица, которая:
- Использует факторы производства для изготовления продукции с целью её продажи;
- Стремится к максимизации прибыли;
- Самостоятельно принимает решения.
- Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Домашнее хозяйство, фирмы
и государство вступают в экономические
отношения по поводу владения, использования, купли и
продажи объектов рынка.
Объектами рыночного
хозяйства являются:
- Товары и услуги;
- Факторы производства (труд, земля, средства производства);
- Деньги, ценные бумаги, субсидии, социальные выплаты и т. п.
1.6 Классификация рынков
Рынки классифицируют по
разным критериям, важнейшими из которых
являются:
- по организационному признаку (степени ограничения конкуренции);
- по пространственному признаку;
- по объектам купли-продажи.
Кроме этого, рынки классифицируют:
- по степени развития;
- по характеру ассортимента товаров;
- по характеру продаж;
- по уровню насыщения;
- по соответствию законодательным нормам;
- по товарным группам;
- по отраслевому признаку.
По организационному
признаку (степени ограничения конкуренции)
рынки подразделяются на:
- Рынок совершенной (свободной) конкуренции. Основные черты рынка совершенной конкуренции:
− значительное число
продавцов и покупателей на конкретном
рынке;
− объемы производства и
предложения отдельного производителя
составляют столь незначительную долю
в общем объеме предложения, что отдельная
фирма не может повлиять на цену;
− всеми продавцами предлагается
однородная, стандартная, унифицированная
продукция;
− все участники рынка
(продавцы и покупатели) обладают одинаковой
информацией о положении дел
на рынке;
− мобильность всех ресурсов,
предполагающая свободу вступления
в отрасль и выхода из нее: любая
фирма может начать производство
данного товара или беспрепятственно
покинуть рынок.
При соблюдении этих условий
возникает действительно равноправное
положение всех участников рынка. Такой рынок
позволяет перераспределять ограниченные
ресурсы общества в пользу наиболее эффективно
работающих предприятий. На рынке свободной
конкуренции производитель может увеличить
свои прибыли, лишь снизив издержки производства.
- Рынок монополистической конкуренции. Это такая рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурирует между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей.
Вход на рынок монополистической
конкуренции относительно свободен,
так как эффект масштаба не имеет
большого значения, а первоначальный
капитал, требующийся для начала
дела, относительно невелик.
- Олигополистический рынок. Это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует от трех до десяти фирм.
Характерной особенностью
олигополистического рынка является взаимозависимость
фирм – любой из олигополистов находится
под существенным воздействием поведения
остальных фирм и вынужден учитывать эту
зависимость. Конкурентное поведение
каждого отдельного продавца оказывает
влияние на поведение всех его конкурентов,
вызывая соответствующую реакцию последних.
- Монополистический рынок. Это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. Таким образом, основными признаками такого рынка являются:
− высокая концентрация хозяйственной
деятельности в руках одной или нескольких
объединившихся фирм;
− доминирующее, то есть преобладающее,
положение этих фирм на рынке определенных
товаров;
− установление монопольных цен (завышенных
при продаже и/или заниженных при покупке
товаров) и, благодаря этому получение
для себя сверхприбылей;
− барьеры для вступления в отрасль для
других фирм практически непреодолимы.
По пространственному
признаку рынки подразделяются на:
- Местный рынок (в пределах села, города);
- Региональный рынок (в пределах одного региона);
- Национальный рынок (внутренний);
- Мировой рынок – это совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.).
- Рынок покупателей – на этом рынке предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков;
- Рынок продавцов – этот рынок характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.;
- Рынок государственных учреждений – включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти;
- Рынок промежуточных продавцов – посредников – выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
По объектам купли-продажи рынки подразделяются на:
- Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) – включает в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления) и рынок средств производства (товаров, предназначенных для производственного потребления). Целевое назначение потребительских товаров состоит в достижении равновесия между спросом и его товарным покрытием.
- Рынок услуг – совокупность купли-продажи услуг образования, здравоохранения, общественного питания и др.
Инфраструктура рынка
товаров и услуг представлена товарными биржами, предприятиями
оптовой и розничной торговли, ярмарками
и аукционами, фирмами, занимающимися
рекламой, сбором и снабжением информацией
участников рыночных отношений.
- Рынок труда – на этом рынке осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи. Важнейшей функцией биржи труда является выполнение посреднических операций между предпринимателями и рабочими.
Кроме этого биржи
труда оказывают материальную поддержку
в случае вынужденной безработицы,
изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют
информацию об уровне занятости применительно
к тем или иным профессиям и регионам;
- Информационный рынок – поставщиками информации выступают институты и учебные заведения, научно-технические сообщества;
- Рынок капиталов – состоит из рынка денег и рынка ценных бумаг. Функционирование денежного рынка обеспечивается посредством банков и других организаций (страховых компаний, различных фондов), способных аккумулировать свободные денежные средства и превращать их в кредиты. Кредиты предоставляются за определенную плату в виде процента. Предназначение денежного рынка состоит в обеспечении инвестиционного процесса. Инвестиции (денежные вложения в общественное производство) способствуют экономическому росту.
- Рынок ценных бумаг. Ценные бумаги – кредитно-долговые обязательства продавца перед покупателем. Основные виды ценных бумаг – это акции и облигации. Все остальные (векселя, опционы, варранты, фьючерсные контракты и др.) – производные от основных.
- Рынок инноваций, т.е. рынок нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.
- Рынок лицензий – это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией.
В современных условиях
наибольшее распространение в международной
практике получили лицензионные соглашения,
предусматривающие комплексный
технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей
технические знания и практический опыт,
имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную
патентной защитой: спецификаций, формул,
рецептур, документации, схем организации
производства, характеристик технологического
процесса и пр.) и инжиниринговых услуг
по промышленной реализации передаваемой
технологии.
- Рынок жилья – до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.
- Условия функционирования рынков
Для успешного функционирования
рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение
ряда условий:
- свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской
деятельности;
- свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе
взаимодействия спроса
и предложения;
- конкуренция, которая является основой рынка;
- гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не
разрушающее рынок;
- устойчивые денежная и финансовая системы;
- стабильная политическая обстановка.
В качестве условий для
нормального функционирования
рынка некоторые
экономисты также выделяют:
- многообразие форм собственности;
- товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и
свободно распоряжаться
результатами своего труда;
- свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников