Рынок, его структура и условия функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.

Содержание

.Введение………………………………………………………………….3
2.Общая характеристика рынка…………………………………………..4
3.Методы государственного регулирования рынка…………………….13
4.Механизм рыночного саморегулирования…………………………….15
5.Конкуренция, ее роль и виды…………………………………………..17
6.Методы конкурентной борьбы………………………………………….22
7.Анализ современного состояния потребительского рынка и
перспективы его развития………………………………………………….28
8.Заключение………………………………………………………………..25
9.Список используемой литературы………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая экономика.doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

3) ценообразующая функция.  Эта функция заключается в том, что в результате взаимодействия производителей и потребителей (спроса и предложения) на рынке формируется цена, отражающая полезность товара и издержки на его производство. Эта функция предполагает, что рынок признает только те затраты на производство продукции, которые согласен оплатить конечный покупатель;

4) информационная функция.  Эта функция предполагает, что  информация о состоянии цен  на рынке дает возможность  участникам производства корректировать  объемы производства и ассортимент товаров и услуг, которые поставляются на рынок;

5) санирующая функция.  Эта функция заключается в  том, что с помощью конкуренции  рынок очищает общественное производство  от слабых, экономически неустойчивых  и хозяйственно нежизнеспособных  предприятий и некачественных товаров и, напротив, способствует более предприимчивым и эффективным предприятиям (фирмам).

Все эти функции рынка  основаны на взаимодействии спроса и  предложения посредством рыночной цены и конкуренции.

Спрос- это внедрение на рынок конкретных платежеспособных потребителей, которые могут быть удовлетворены при наличии соответствующего товарного предложения. В настоящее время происходит снижение платежеспособного спроса в связи с падением уровня жизни основной части населения, который происходит из-за кризиса финансово-кредитной системы.

Предложение- это масса товаров, предназначенных для реализации на рынке. Товарное предложение выступает как материальная основа удовлетворения потребностей рынка в потребительских товарах и характеризует количество и качество товаров, подлежащих реализации.

Цена- это денежное выражение стоимости товара, регулирует соотношение между спросом и предложением. Если рынок насыщен товарами, то снижается спрос- это является основой для снижения цен. Если потребительский спрос не удовлетворяется, то цены на товары могут расти. Цена является мощным рычагом экономического управления предприятием. Изучение спроса позволяет уменьшить риск ценовой политики.

Конкуренция является движущей силой рынка. Это состязание, соперничество между производителями и продавцами за овладевание рынка как по объему выпускаемой продукции, так и по ценовой политике. Конкуренция бывает ценовая и неценовая.

Условия, необходимые  для развития рынка и рыночной экономики:

1.Наличие соответствующего  уровня развития отношений собственности и равноправие всех его видов. В условиях рынка экономическая особенность товаропроизводителей предусматривает владение, пользование и распоряжение средствами производства, выпущенной продукцией, оказанными услугами, т.е реализацию своего труда.

2.Недопустимость административного вмешательства государственных органов управления в хозяйственную деятельность и предпринимательство предприятий независимо от форм собственности и хозяйствования. Должна быть обеспечена максимальная свобода хозяйственной деятельности, т.к основу рыночной экономики составляют свободные товаропроизводители, приумножающие свою собственность и в конечном счете- национальное богатство.

3.Широкая, в рамках  установленных правил игры конкуренция  производителей как субъектов рынка, стимулирующая деловую активность в увеличении производства, повышении разнообразия и качества продукции в соответствии с запросами потребителей, и снижение затрат на ее производство. Здоровая конкуренция достигается только при большом числе участников рыночных сделок, чтобы никто из них не мог диктовать цены в процессе купли-продажи.

4.Рыночное ценообразование.  Рыночный механизм эффективно  функционирует, если цены на  рынке формируются свободно, исходя  из взаимодействия спроса и  предложения. Государственный контроль за ценами допустим в определенной ограниченной сфере товаров и услуг, когда это диктуется интересами общества и экономики.

5. Демонополизация экономики.  Важной предпосылкой развития  здоровой конкуренции является  предотвращение возникновения в экономике монополизма (сговора продавцов, ведущего к установлению на рынке диктата производителей, и возможности манипулирования на нем ценами)

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         3. Государственное регулирование рынка.

Государственное регулирование рынка представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся:

  • Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
  • Борьба с инфляцией;
  • Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Государственное регулирование рынка ставит перед собой следующие цели: Стабилизация рыночных отношений, установление их равновесия или сдвиг, направленный на их равновесие или отклонение.

Методы государственного регулирования, с помощью которых  достигаются вышеуказанные цели:

  • Путем контроля за объемами производства и уровнем цен – в этом случае государством устанавливаются конкретные цены или вводятся рыночные квоты;
  • Путем применения государственных финансовых инструментов – выражается в введении налогов и дотаций на определенные сферы деятельности;
  • Путем установления фиксированных цен.

Введение налога на конкретную сферу производственной деятельности вызывает активный рост предложений, где стоимость налога вносится в государственный бюджет продавцами из средств покупателей, приобретающих товар. Дотация представляет обратную сторону налога, устанавливающаяся в определенном проценте к стоимости товара или в сумме (рассчитанной в рублях) на единицу товара. Дотации получают чаще всего производители, хотя существует реальная возможность получения и частному лицу. Фиксированные цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию, превышая уровень цен равновесия. Таким образом, методы позволяют регулировать цены на рынках государством.

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                4.Механизм рыночного саморегулирования

Рыночное  саморегулирование — автоматическое воздействие рыночного механизма взаимодействия спроса и предложения, конкуренции на формирование цен, объемов производства и продаж товаров, уровень потребления, эффективность производства, качество работы. Р.С. не имеет всеобщего характера и должно дополняться государственным регулированием, менеджментом, реакцией общественности, индивидуумов.

К основным рычагам  саморегулирования рынка труда  относятся:

-цена труда

-баланс платежеспособного  спроса на труд

- предложение  труда и конкуренция.

 Заработная  плата выступает на рынке труда  в качестве цены труда и  служит привлечению на рынок  труда той части населения,  которая не имеет других источников  к существованию. Рост общего  уровня заработной платы способствует  повышению общего уровня жизни  работоспособных наемных работников.

 При саморегулировании  на рынке труда важная роль  отводится прибыли предпринимателя.  Предприниматель является покупателем  на рынке труда, поэтому его  стремление извлечь из наемного  труда максимальную выгоду является  вполне естественным. Регулирующей силой, которая влияет на повышение или снижение цены, тем самым определяя динамику рынка, является прибыль предпринимателя, и поэтому она выступает в роли объекта конкуренции между предпринимателями. Она является экономическим механизмом, который регулирует движение прибыли и определяет цену труда. Цена труда также изменяется, находясь в зависимости от спроса и предложения труда на рынке. При этом необходимо принимать во внимание и то, что предприниматель предъявляет спрос на труд тогда, когда найм работников дает ему прирост доходов после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост уменьшается с наполнением рынка, то предприниматель чувствует это через снижение прироста дохода и ухудшение конкурентоспособности фирмы. Это вызывает сокращение производства и персонала. Способ саморегулирования рынка труда влечет его на такой уровень, при котором рост общего состояния безработицы соединяется с ростом удельного веса запаса рабочих мощностей. Участие государства в регулировании рынка труда нежелательно, так как помощь государства бедным слоям населения не способствует их трудовой активности, порождая социальное иждивенчество и тем самым снижая экономический рост. Увеличение налогового пресса на доходы предпринимателей ограничивает возможность внедрения новых технологий, снижая прибыль производства, и содействует оттоку капитала в другие страны.

Привлекательной стороной саморегулирования рынка  является ситуация, при которой в  рыночных условиях выживает сильнейший, с этой стороны видны перспективы экономического роста. Но для социальных взаимоотношений в обществе она неприемлема. Доход фирмы является экономической основой ее денежной активности. О степени успеха предпринимателя можно смело судить по размерам дохода. Если не принять экстренные меры, то падение доходности фирмы может повлечь за собой ее банкротство и выброс персонала фирмы на улицу. Немало тому примеров в практике рыночной экономики. При благоприятной деловой активности специалисты отмечают оживление процесса капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко увеличивается, растет заработная плата, которая привлекает наемных работников в развивающиеся области до полного их насыщения рабочей силой.

 

 

 

 

 

                              5. Конкуренция, ее роль и виды

Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Виды конкуренции по масштабам  развития

По масштабам развития выделяют следующее виды:

    • индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
    • местная (среди товаровладельцев какой-то территории);
    • отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
    • межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
    • - национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
    • - глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

   Виды конкуренции по характеру развития

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Ценовая конкуренция  наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Неценовая конкуренция  путем сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.

Можно выделить следующие  основные направления конкурентной деятельности фирмы:

  • конкуренция в области рынков сырья за завоевание позиций на ресурсных рынках;
  • конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;
  • конкуренция между покупателями на сбытовых рынках

Виды конкуренции в зависимости  от выполнения предпосылок конкурентного  равновесия рынка

Можно выделить совершенную  и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

Виды конкуренции в зависимости  от соотношения спроса и предложения(товаров, услуг)

Можно выделить следующие виды конкуренции (разновидности совершенной и несовершенной конкуренции):

  • чистая;
  • олигополистическая:
  • монополистическая.

Информация о работе Рынок, его структура и условия функционирования