Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:51, реферат
Рынок факторов производства отличается от обычного традиционного рынка, где реализуются товары для удовлетворения обычных потребностей человека, тем, что на этом рынке покупателями являются производители самых различных товаров личного и производственного назначения. Расходы, которые осуществляют в данном случае производители, выступают как доходы для продавцов ресурсов.
Цена на ресурсы
складывается, как на всяком рынке,
в зависимости от спроса и предложения.
Предложение ресурсов отражает прямую
связь между ценой на них и
реально имеющимся объемом; в
интересах самих владельцев ресурсов
поставлять последние по более высокой
цене. Так, выплата высокой заработной
платы работникам определенных профессий
стимулирует рост предложения соответствующих
категорий рабочей силы. Спрос
же на ресурсы повышается, предприятия
либо покупают их в меньшем количестве,
либо заменяют другими, относительно более
дешевыми ресурсами.
1. Особенности спроса на экономические ресурсы.
Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Иначе говоря, ресурсы удовлетворяют потребности не прямо, а через готовую продукцию. Следовательно, изменение спроса на ресурсы также является величиной зависимой – прежде всего от изменения спроса на готовую продукцию.
На движение спроса на ресурсы влияет и производительность труда: если она растет, их требуется больше. Каждая дополнительная единица ресурсов дает приращение продукта – предельный продукт (в денежном выражении – предельный доход). В то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение издержек. Но фирмы стремятся уменьшить издержки производства. Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравнятся с предельными издержками на них. Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на ресурсы растет, в противоположной ситуации – уменьшается.
Изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики спроса на другие ресурсы, т.е. от изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд заменяется капиталом) и на дополнительные (например, ресурсы на изготовление пленки и программного обеспечения являются дополнительными по отношению к тем, что идут соответственно на изготовление камеры и ЭВМ).
При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый – эффект замещения – связан с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (скажем, замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличение спроса на капитал). Второй – эффект объема производства – выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства и соответственно сокращение спроса на ресурсы (на капитал). То есть, эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение его в цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в противоположном направлении.
Производный спрос
на ресурсы возрастает, если увеличивается
спрос на продукт, повышается производительность
труда в выпуске готовой
Характеристика эластичности спроса на ресурсы раскрывается через его производный характер.
Чувствительность спроса, его реакцию на изменение цены ресурсов определяют три фактора. Первый – эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурсы. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор – замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если при повышении цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина – дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине). Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, - их доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растет, это приводит к падению спроса на данные ресурсы. Чем больше доля ресурсов в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.
Хотя ресурсы ограниченны, но на какой-то данный момент их общее предложение – величина вполне определенная (например, в таком-то году рабочая сила составила столько-то миллионов человек, посевные площади – столько-то тысяч гектар, добыто столько-то миллионов тонн нефти и т.д.). Следовательно, величина ресурсов не строго фиксирована; больше того, величина ресурсов может изменяться и очень часто реально изменяться под воздействием тех или иных усилий людей. Так, элементы физического капитала можно произвести и построить; изменяя продолжительность рабочего дня и величину заработной платы, можно влиять на предложение труда. Даже отличающееся от других факторов производства фиксированное природой предложение земли тоже может быть увеличено посредством, например, мелиоративных работ. Однако недостаточно продуманные агротехнические мероприятия могут способствовать разрушению плодородия земли и тем самым уменьшать ее пахотные площади.
Действие закона спроса и предложения для ресурсов, как и для других товаров, зависит прежде всего от условий рынка. В основе предложения ресурсов лежат предельные издержки, а спроса на ресурсы – предельный денежный продукт.
В условиях совершенной
конкуренции фирмы не влияют на цены
продуктов; это – работа рынка. Спрос
на ресурсы зависит от того, насколько
эффективно они используются, какой
приносят денежный доход, каков из предельный
денежный продукт. Фирмы увеличивают
использование ресурсов до тех пор,
пока получаемый благодаря их применению
предельный денежный продукт не сравняется
с предельными издержками ресурсов.
Если каждая последующая единица
ресурсов добавляет к общему доходу
фирм больше, чем к их общим издержкам,
то стимулируется дальнейшее привлечение
дополнительных ресурсов. В этом случае
фирмы присваивают
В условиях несовершенной конкуренции увеличение спроса на ресурсы происходит вместе с уменьшением цены на них, а увеличение предложения – при ее возрастании. Фирмы стремятся ограничить спрос на ресурсы и обеспечить превышение предельного денежного продукта над предельными денежными издержками продукта. В результате извлекается добавочная прибыль. Поставляя на рынок меньше продукта, несовершенный конкурент предъявляет и меньший спрос на ресурсы.
Важнейшее следствие закона спроса и предложения на рынке ресурсов – высокий доход на дефицитные ресурсы, которые остро необходимы для производства предметов потребления; и, напротив, падение дохода на ресурсы, имеющиеся в изобилии, или на появляющиеся их заменители.
Каждый из видов рынков ресурсов (труда, капитала, земли) имеет свои специфические особенности. Важнейшим из всех рынков является рынок труда, имеющий дело с человеческим капиталом. Согласно теории «человеческого капитала» ресурс «К» является главным из всех ресурсов, а инвестиции в него – наиболее эффективны.
Рынок труда - самый
сложный из всех рынков ресурсов, что
связано прежде всего с самим
объектом рынка. Рабочая сила (труд)
как ресурс характеризуется, во-первых,
разными физическими данными
и разными способностями, в результате
чего при заключении трудового контракта
невозможно заранее определить реальный
уровень трудовых усилий работника;
во-вторых, неодинаковой квалификацией,
диктующей необходимость
Рынок труда имеет несколько структур – конкурентную, монопсоническую, профсоюзную – в зависимости от характера формирования спроса и предложения труда, а также цены труда, способности покупателей и продавцов труда воздействовать на соотношение спроса и предложения и уровни заработной платы. На конкурентном рынке труда ни продавцы, ни покупатели не способны влиять на условия купли-продажи труда. На монопсоническом рынке покупатель определяет масштабы спроса и уровень цены, на профсоюзном – продавец товара.
Конкурентный рынок труда характеризуется: а) большим количеством фирм, нанимающих рабочую силу; б) множеством рабочих одинаковой квалификации; в) невозможностью для фирм и рабочих контролировать уровень зарплаты.
Модель монопсонии. Эта структура рынка труда характеризуется наличием одного покупателя. У последнего возникает возможность одного покупателя. У последнего возникает возможность воздействовать на величину зарплаты. Для этого необходимо, чтобы фирма была крупным нанимателем рабочей силы в данной отрасли, а также чтобы труд на данной фирме был бы малоподвижным – затруднен переход по каким-то причинам на альтернативные рабочие места, а также отлив рабочих в другие регионы. Такая ситуация возникает в небольших городах, занятость населения в которых зависит от одной фирмы. Когда существует 3-4 фирмы, нанимающие рабочих, возникает олигопсония.
Профсоюзная модель. На многих рынках рабочие продают свою рабочую силу коллективно через профсоюз. Профсоюзы используют следующие способы повышения заработной платы.
1. Введение ограничений на предложение труда. Иммиграционные барьеры, законодательство об ограничении рабочей недели, длительный период ученичества, запрет на принятие новых членов в профсоюз и на занятие рабочих мест нечленами профсоюза – все эти ограничительные меры использовались в прошлом. Применялись и более тонкие ограничения: лимитировалась тяжесть труда, например число обслуживаемых станков или количество укладываемых кирпичей, ширина малярной кисти; использовались и другие меры замедления работы.
2. Увеличение уровня стандартной заработной платы. Прямые ограничения на предложение труда не нужны профсоюзам, за исключением поддержания высокого уровня стандартной заработной платы. Если предприниматель выплачивает нанятым рабочим стандартную заработную плату, профсоюз не регулирует количество занятых. Предприниматель набирает нужное ему количество рабочих, все остальные искатели рабочих мест автоматически исключаются с рынка труда.
3. Увеличение спроса на труд. Профсоюза изучают пути снижения цен на производимые товары путем повышения производительности труда и качества управления. Они помогают рекламировать товар, агитируют за принятие тарифов для защиты местного рынка, стремятся убедить правительство платить более высокие цены по трудовым контрактам.
4. Устранение эксплуатации труда монополистом. Профсоюзы противостоят монополистической власти предпринимателей на рынке труда, например в небольшом городке, где действует всего одна фирма. В этой ситуации единственный продавец – организация профсоюза – может иметь результатом своей деятельности более высокий уровень заработной платы без сокращения занятости.
Рынок природных ресурсов, т.е. практически рынок земли. Вследствие фиксированности площади земельных угодий природой предложенной земли характеризуется в общественном масштабе совершенной неэластичностью, хотя для конкретного пользователя землей дело обстоит иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить имеющуюся у него земельную площадь за счет конкурентов.
Ограниченность предложения
земельных ресурсов усиливается
закрепленностью земли в
В условиях, когда
предложения земли совершенно неэластично
(по отношению к ее цене), доход, полученный
посредством любого производства, выступает
в виде чистой экономической ренты.
Такая характеристика дохода означает,
что данный конкретно рассматриваемый
фактор производства не имеет (в силу
ограниченности земли) альтернативной
стоимости, поэтому любой доход
здесь оказывается
С чистой экономической рентой связано такое понятие, как цена земли. Когда земля приобретается в собственность, ее цена, как и прочие цены, определяются спросом и предложением. Рыночная цена земли есть капитализированная рента, т.е. она равна суммарной величине всех будущих арендных платежей, которые, как ожидается, способен принести конкретный земельный участок.
Чистая экономическая
рента не связана со способами
использования земельных