Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
Лица, незанятые |
из них имеют статус безработного: |
из числа безработных получают пособие по безработице |
Заявленная предприятиями
потребность в работниках, |
Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию, человек | |||
человек |
процентов |
человек |
процентов | ||||
2004 |
9511 |
8493 |
89,3 |
7464 |
87,9 |
5403 |
1,8 |
2005 |
10713 |
9802 |
91,5 |
8781 |
89,6 |
5045 |
2,1 |
2006 |
12054 |
11186 |
92,8 |
9837 |
87,9 |
5917 |
2,0 |
2007 |
11608 |
10354 |
89,2 |
9286 |
89,7 |
7435 |
1,6 |
2008 |
12011 |
10665 |
88,8 |
10025 |
94,0 |
7949 |
1,5 |
I квартал |
12656 |
11336 |
89,6 |
10661 |
94,0 |
8368 |
1,5 |
I полуго-дие |
12069 |
10730 |
88,9 |
9908 |
92,3 |
12427 |
1,0 |
9 месяцев |
12544 |
10996 |
87,7 |
9977 |
90,7 |
11242 |
1,1 |
2009 |
9096 |
8241 |
90,6 |
6895 |
83,7 |
9774 |
0,9 |
I квартал |
9275 |
8078 |
87,1 |
6908 |
85,5 |
8661 |
1,1 |
I полуго-дие |
8507 |
6809 |
80,0 |
5688 |
83,5 |
13762 |
0,6 |
9 месяцев |
8804 |
7673 |
87,2 |
6367 |
83,0 |
12468 |
0,7 |
Лица, незанятые трудовой деятельностью, ищущие работу в 2009 году составляют 9096 человек, из них имеют статус безработного 8241 человек или 90,6 %, из числа безработных получают пособие по безработице 6895 человек или 83,7 %, заявленная предприятиями потребность в работниках 9774 человек, нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию 0,9 человек.
Постановлением правительства области утверждена программа по стабилизации ситуации на рынке труда региона в этом году. В ее рамках организуются временное трудоустройство, опережающее обучение, общественные работы, содействие развитию малого предпринимательства. На реализацию программы выделяется 372 миллиона рублей, из них средства федерального бюджета составляют более 353 миллионов.
Главы местного самоуправления должны определить операторов по организации общественных работ, временного трудоустройства безработных, выпускников учебных заведений и работников, которым грозит массовое увольнение. В специальный перечень войдут предприятия и организации, на которых будут организованы общественные работы для временного трудоустройства. Планируется, что в рамках реализации программы на временную работу устроятся 18 тысяч 600 человек, 1200 выпускников образовательных учреждений пройдут стажировку.
По предварительной оценке под сокращение в этом году могут попасть почти 54 тысячи жителей области. В первую очередь это работники обрабатывающих производств (производство машин и оборудования и строительных материалов, металлургия, химические предприятия), торговле, строительству, транспорту и связи, сельскому хозяйству.
В основном в 2009 году на рынке труда были востребованы рабочие специальности: токари, фрезеровщики, электрогазосварщики, слесари, повара, медсестры и другие. Среди специалистов требовались инженеры, программисты, бухгалтеры, врачи. В то же время уменьшение числа вакансий наблюдается в обрабатывающем производстве, строительстве, оптовой и розничной торговле, транспорте и связи.
В рамках реализации программы для их трудоустройства будут организованы общественные и временные работы по благоустройству территорий. В том числе – демонтажу старых построек, ветхих объектов АПК, расчистке лесопосадок, родников.
Опережающее обучение пройдут три тысячи сто двадцать человек, из них 324 жителя области устроятся на работу на другие предприятия по новой специальности. А пятистам сегодняшним безработным – потенциальным предпринимателям помогут открыть свое дело. На базе учреждений начального профессионального образования есть возможность обучиться 56 специальностям. Среди них – каменщик, маляр, штукатур, токарь и другие. Выучиться на техника или технолога можно в одном из 24 учреждений среднего профессионального образования.
Для того, чтобы сохранить 9 тысяч 100 рабочих мест, правительство области заявило о своем участии в федеральных программах реформирования ЖКХ, поддержки малого предпринимательства. На их реализацию выделяются средства из федерального бюджета. Так, в рамках программы реформирования ЖКХ будет проведен капитальный ремонт домов и переселение жителей региона из аварийного жилья. Это позволит сохранить почти три тысячи рабочих мест в строительстве. Также планируется получение субсидии на поддержку малого предпринимательства (микрозаймы, предоставление грантов начинающим предпринимателям, субсидирование процентных ставок по кредитам). В первую очередь предполагается стимулировать малый бизнес в сельском хозяйстве, в частности, в рамках областной программы «Семейные фермы Белогорья». Для этого потребуются инвестиции в размере от 15 до 400 тысяч рублей.
Планируется, что реализация программы позволит удержать уровень зарегистрированной безработицы на уровне 1,8 процента от числа экономически активного населения области.
2. Цена труда
В соответствии с рыночным законом спроса и предложения уровень и динамика заработной платы на конкретном предприятии устанавливаются с учетом соотношения спроса и предложения труда. Однако наряду с равновесной ставкой, при которой спрос на труд равен его предложению, на уровень рыночной заработной платы влияют и результаты договоренности между профсоюзами и работодателями, которые являются субъектами рынка труда. Рыночная ставка заработной платы зависит также от гарантий и ограничителей, установленных органами государственной власти. Под влиянием всех перечисленных факторов и формируется рыночная цена труда, которая является основой при установлении заработной платы на предприятиях.
В условиях рыночной экономики изменение конъюнктуры на рынке труда может привести к резкому снижению спроса на те или иные категории персонала, а следовательно, к значительному падению их уровня заработной платы. Кроме того, наемному работнику в одиночку чаще всего трудно противостоять давлению работодателя, заинтересованного в максимизации прибыли за счет сдерживания темпов роста заработной платы.
Защитить наемного
работника в рыночных условиях можно,
установив определенные гарантии как
по минимальной заработной плате (4330
рублей), так и по тарифным ставкам (окладам) и
другим компенсационным выплатам различным
профессионально-
Дифференциация заработной платы по категориям персонала на предприятиях осуществляется в зависимости от требуемых на данном рабочем месте профессиональной подготовки, физических и умственных усилий, ответственности за персонал или (и) используемые средства и предметы труда и др., а также с учетом условий труда. Кроме того, на различия в заработной плате работников существенное влияние оказывают результаты труда. Вся эта совокупность факторов, определяющих различия в заработке работников, может быть названа, как количество и качество труда. Таким образом, дифференциация заработной платы должна осуществляться с учетом количества и качества труда и обеспечивать заинтересованность персонала в повышении как своей квалификации, так индивидуальных результатов труда.
Важную роль в регулировании заработной платы играет индивидуальный трудовой договор. "Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя". Возможны два основных варианта регулирования заработной платы в трудовом договоре независимо от того, является он бессрочным или срочным:
- оплата труда на условиях, общих для всех работников;
- оплата труда
на индивидуальных для
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Среднемесячная плата работников Белгородской области по полному кругу организаций приведена в таблицах 4 и 5.
Среднемесячная заработная плата работников Белгородской области
(по полному кругу организаций)
|
Отчетный месяц |
Период с начала года | ||
рублей |
в % к соответствующему месяцу прошлого года |
рублей |
в % к соответствующему периоду прошлого года | |
2009г. | ||||
Январь |
12815,0 |
107,9 |
12815,0 |
107,9 |
Февраль |
12489,3 |
102,5 |
12646,0 |
105,1 |
Март |
13255,0 |
103,8 |
12844,6 |
104,6 |
Апрель |
13540,6 |
106,1 |
13018,5 |
105,0 |
Май |
13723,3 |
103,6 |
13158,7 |
104,7 |
Июнь |
14554,3 |
105,9 |
13393,6 |
104,9 |
Июль |
14670,6 |
103,6 |
13572,4 |
104,7 |
Август |
14359,4 |
102,3 |
13670,3 |
104,3 |
Сентябрь |
14445,3 |
103,0 |
13755,5 |
104,2 |
Октябрь |
14545,5 |
100,5 |
13833,1 |
103,8 |
Ноябрь |
14454,8 |
106,0 |
13887,4 |
103,9 |
Декабрь |
17182,6 |
111,7 |
14159,9 |
104,7 |
2010г. | ||||
Январь |
14058,1 |
110,6 |
14058,1 |
110,6 |
Из таблицы видно, что среднемесячная заработная плата работников в Белгородской области в 2009 году увеличилась с 12815,0 рублей в январе до 17182,6 рублей в декабре. В январе 2010 года среднемесячная заработная плата составила 14058,1 рубль и уменьшилась по сравнению с декабрём 2009 года на 3124,5 рублей или на 17,7%, а по сравнению с январём 2009 года увеличилась на 1243,1 рубль или на 10,6%. В среднем за год среднемесячная зарплата за 2009 год увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 4,7 %.