Рынок ценных бумаг и особенности его формирования в странах с переходной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг и его роли в системе рыночных отношений, анализ состояния рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь на современном этапе и разработка предложений по дальнейшему развитию рынка белорусских государственных обязательств.
Изучение рынка ценных бумаг и его роли в экономике является довольно актуальной на сегодняшний день проблемой, потому что в развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства. Особенно актуальна проблема рынка государственных ценных бумаг в нашей стране. В связи с нестабильностью экономики, незначительными налоговыми поступлениями, значительной социальной направленностью бюджетных расходов, бюджет Республики Беларусь постоянно дефицитен. В условиях экономического кризиса, высоких темпов инфляции выпуск государственных ценных бумаг является единственным приемлемым вариантом для сбалансирования доходной и расходной части бюджета. Кроме того, в Республике Беларусь остро стоит проблема обуздания инфляции, правильного регулирования денежной массы в обращении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 5
1.2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 8
2 ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ 14
2.1 ПОНЯТИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 14
2.2 ОСНОВНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ 16
2.2.1 Акции, их классификация и особенности 16
2.2.2 Облигации, их классификация и особенности 20
3 РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ (РЕСПУЛИКА БЕЛАРУСЬ) 25
3.1 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 25
3.2 ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
3.3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaa_rinok_cennih_bumag.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)
type="1">
  • Министерство финансов — эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг.
  • Национальный банк Республики Беларусь — экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг.
  • Инвесторы — профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями, обладающие избытком финансовых средств, инвестируемыми в ценные бумаги Правительства.
  •       Инвесторы, активно участвующие в фондовых операциях, выполняющие определенные требования финансовой достаточности и не имеющие нарушений в финансовой деятельности, допускаются Национальным банком к участию в первичном размещении ценных бумаг Правительства и имеют статус первичных инвесторов. В Республике Беларусь первичные инвесторы государственных облигаций – это банки или филиалы банков на правах юридического лица, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Реализованный в Республике Беларусь институт первичных инвесторов, формирующих первичный рынок государственных ценных бумаг, по своему характеру наиболее близок к европейской модели.

          Первичное размещение облигаций в Республике Беларусь, как и в экономически развитых государствах, проходит в виде закрытого аукциона. Участники аукциона резервируют денежные средства в день его проведения и выставляют конкурентные предложения, в которых указывается цена покупки размещенных ценных бумаг. В неконкурентном предложении указывается сумма денежных средств, которую первичный инвестор готов направить для приобретения облигаций по средневзвешенной цене.

          В настоящее время структура рынка  государственных ценных бумаг в Республике Беларусь представлена следующим образом:

    • государственные краткосрочные облигации (ГКО);
    • долгосрочные государственные облигации (ДГО);
    • государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО).

          Выпускаются и ценные бумаги Национального банка Республики Беларусь, которые по своей экономической сути близки к государственным ценным бумагам.

          Выпуск  государственных краткосрочных облигаций (ГКО) осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.

          Первый  аукцион по размещению ГКО Министерства финансов Республики Беларусь был проведен в феврале 1994 году. Этот период характеризуется  медленными темпами развития рыночных отношений, отсутствием развитой инфраструктуры и соответствующей законодательной базы, нехваткой квалифицированных специалистов, а также прогрессирующими инфляционными процессами. Как следствие, за 1994 год было осуществлено всего 3 выпуска ГКО, привлечено только 9,6 млрд. руб., что составило 1% бюджетного дефицита /5, с.6/.

          Эмиссия ГКО осуществляется регулярно, не реже одного раза в три месяца. Срок обращения составляет от одного до двенадцати месяцев. Выпуск облигаций признается состоявшимся в том случае, если продано не менее 10 % от общего их количества.

          ГКО являются дисконтными ценными бумагами. Их продажа может осуществляться по стоимости ниже номинальной по предлагаемым на аукционе ценам, но не ниже цен, установленных Министерством финансов в день проведения аукциона с учетом предложений Национального банка. Инвесторы получают доход по этим ценным бумагам в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.

          В процессе выпуска ГКО функции  центрального депозитария выполняет Национальный банк Республики Беларусь на основе договора, заключенного с Министерством финансово. Это значит, что инвесторы, отобранные Национальным банком и осуществляющие первичное размещение ГКО, обязаны до начала аукциона перечислить на временный счет в Национальном банке средства для приобретения намеченного количества облигаций по предлагаемым ценам. Инвесторам, не выполнившим это требование, доступ на аукцион закрыт. После проведения аукциона Национальный банк обязан вернуть участникам излишне перечисленные или неиспользованные средства.

          Первичные инвесторы, приобретшие на аукционе облигации, выполняют функции субдепозитариев. Основанием для этого служит договор, который в обязательном порядке заключается с Национальным банком. Субдепозитарии занимаются размещением облигаций на вторичных рынках (через биржи) и проведением расчетов по ним. Для обеспечения своевременности расчетов первичные инвесторы должны до срока погашения облигаций представить Национальному банку заявки на их погашение. В свою очередь Национальный банк осуществляет расчеты с первичными инвесторами по погашению облигаций после поступления средств от Министерства финансов. В такой же срок после поступления средств от Национального банка первичные инвесторы обязаны рассчитаться с другими инвесторами за погашенные облигации. Погашение облигаций происходит в безналичной форме путем перечисления их номинальной стоимости первичным инвесторам в соответствии с количеством приобретенных на закрытом аукционе облигаций.

          Долгосрочные  государственные облигации Республики Беларусь (ДГО) являются государственными ценными бумагами, выпускаемыми Министерством финансов по решению Совета Министров Республики Беларусь. Они могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы и услуги), могут выступать предметом залоговых обязательств. Срок обращения этих, ценных бумаг - один год и более.

          ДГО выпускаются в целях снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам, в связи с этим порядок их размещения совершенно отличается от ГКО.

          По  законодательству первичными держателями  ДГО являются юридические лица Республики Беларусь, определяемые в установленном порядке Министерством финансов по согласованию с отраслевыми министерствами или другими центральными органами управления. Эти юридические лица должны иметь специальные счета, на которые зачисляется определенное количество ДГО.

          При работе с ДГО Национальный банк, на основании договора с Министерством  финансов, выполняет функции центрального депозитария и платежного агента. Однако по решению Национального банка обслуживание держателей ДГО может проводиться через уполномоченные им депозитарии.

          Размещаются ДГО на основании документов Министерства финансов о первичных держателях, в которых оговаривается количество зачисляемых облигаций. Первичное размещение Национальный банк производит путем зачисления определенного количества ДГО на счета «Депо» первичных держателей, открываемые в депозитарии. При этом первичные держатели должны не позднее одного дня до даты начала размещения ДГО заключить с Национальным банком договор на открытие счета «Депо». На основании Глобального сертификата производится зачисление ДГО и на счет «Депо» Министерства финансов.

          ДГО могут продаваться на вторичном  рынке. Сделки по передаче прав собственности ДГО или купли-продажи ДГО проходят обязательную проверку и регистрацию в депозитарии Национального банка или в уполномоченном депозитарии. Для совершения данных сделок покупатель ДГО должен иметь счет «Депо» в депозитарии Национального банка или открыть его в соответствии с установленной процедурой.

          Погашение ДГО производится Национальным банком в сроки, установленные в Глобальном сертификате на основании заявок владельцев ДГО на их погашение. Министерство финансов в течение 3-х рабочих дней по истечении срока обращения перечисляет Национальному банку денежные средства на погашение облигаций по номинальной стоимости, увеличенной на сумму процентной ставки, а также комиссионное вознаграждение за проведение выпуска ДГО.

          Государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) выпускаются Министерством финансов от имени Правительства Республики Беларусь в целях изыскания безинфляционных источников возмещения бюджетного дефицита за счет привлечения свободных средств юридических и физических лиц.

          В соответствии с законодательством  выпуск ГДО происходит на регулярной основе, не реже одного раза в 12 месяцев. Срок обращения облигаций составляет один год и более.

          Владельцы ГДО имеют право на получение  номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации.

          Формой  размещения данных облигаций выбран закрытый аукцион, правила проведения которого установлены Национальным банком. Участниками аукциона являются инвесторы, определяемые Национальным банком по согласованию с Министерством финансов. Кроме того Национальный банк выполняет функции центрального депозитария по обслуживанию ГДО и регистрирует в обязательном порядке все сделки с этими ценными бумагами.

          Процедура закрытого аукциона аналогична процедуре  аукциона по размещению ГКО. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении реализовано не менее 10 % от общего количества облигаций.

          Первичные инвесторы, как и в случае с ГКО, выполняют функции субдепозитариев на основании договоров с Национальным банком и совершают операции по вторичному размещению облигаций (через биржи) и расчетам по ним.

          Выплата купонного дохода осуществляется Национальным банком путем перечисления необходимых средств первичным инвесторам, а они, в свою очередь, обязаны в течение одного дня после поступления средств от Национального банка рассчитаться с владельцами облигаций. Погашение облигаций происходит в безналичной форме путем перечисления первичным инвесторам номинальной стоимости и процентов по последнему купону в соответствии с количеством приобретенных на закрытом аукционе облигаций.

          На  первичном рынке ценных бумаг  в 2005 году размещено государственных облигаций в национальной валюте (ГКО и ГДО) по фактической стоимости на сумму 502,4 млрд. рублей, в том числе государственных краткосрочных облигаций (ГКО) – на сумму 17,2 млрд. рублей /6, с.7/.

          В 2005 году Министерством финансов произведено погашение ГКО и ГДО по фактической стоимости на сумму 395,04 млрд. рублей. В результате на 01.01.2006 финансирование дефицита республиканского бюджета за счёт эмиссии государственных облигаций в национальной валюте (ГКО, ГДО) составило 107,3 млрд. рублей /6, с.7/.

          Объём находящихся в обращении на 01.01.2006 ГКО, ГДО увеличился с начала года на 152,8 млрд. рублей и составил 310,4 млрд. рублей по номиналу, в том числе ГКО – на сумму 277,9 млрд. рублей, ГДО – на сумму 32,5 млрд. рублей.

          По  состоянию на 01.01.2006 среди владельцев ГКО и ГДО 24 процента составляют юридические лица, 75,5 процента – банки, 0,5 – не резиденты Республики  Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь в своём портфеле ГКО и  ГДО не имеет/6, с.7/.

          Что касается ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь, то основной целью их эмиссии является компенсация изменения краткосрочной ликвидности банковской системы, возникающей под влиянием других секторов финансового рынка, сглаживание пиковых нагрузок рублевой массы на различные его сегменты, регулирование денежной массы в конкретный промежуток времени.

    3.3. Предложения по  совершенствованию  рынка государственных ценных бумаг

          Рынок государственных ценных бумаг является лишь одним из сегментов финансового  рынка государства. Это означает, что он взаимодействуют со всеми остальными сегментами, подвержен влиянию с их стороны. Понятно, что невозможно усовершенствовать одно из звеньев системы, в то время как остальные не способны нормально функционировать. Это приводит к сведению к нулю всех попыток проводимых усовершенствований.

          Основные  же направления совершенствования  рынка государственных ценных бумаг  Республики Беларусь следующие:

          1. Одна из основных проблем Республики  Беларусь – несовершенство законодательной базы. Так, например, закон «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12.03.92г. регулирует выпуск и обращение акций и облигаций. Обращение на рынке остальных ценных бумаг, в том числе и государственных, регулируется различными нормативными актами Правительства, Министерства финансов, Национального банка. На основании этого можно сделать вывод, что необходима разработка нового закона «О ценных бумагах и фондовых биржах».

          2. Необходимо увеличение числа  инвесторов. Размещение государственных  ценных бумаг среди новых участников фондового рынка позволит постепенно наращивать объемы привлекаемых денежных средств без увеличения доходности данного инструмента финансового рынка. Для этого деятельность организаторов рынка должна осуществляться по трем направлениям:

          - привлечение свободных денежных средств региональных инвесторов,

    Информация о работе Рынок ценных бумаг и особенности его формирования в странах с переходной экономикой