Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 20:37, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия).
Введение 3
Глава 1. Сущность и элементы рыночного механизма 5
1.1. Сущность рынка 5
1.2. Понятие рыночного механизма 7
1.3. Спрос и предложение 9
Глава 2. Механизм рыночного равновесия 15
2.1.Взаимодействие спроса и предложения. 15
2.2.Установление равновесной цены 18
2.3. Равновесие рынка 19
Глава 3. Цена как элемент рыночного механизма 22
3.1. Сущность цены и ее функции 22
3.2. Рыночный механизм ценообразования 25
Заключение 31
Список используемой литературы 32
Идеальная конкуренция возможна лишь в условиях, когда число продавцов и покупателей велико и объем их производства или закупок составляет незначительную долю от общего выпуска данной продукции и все покупатели и продавцы имеют одинаковые возможности выбирать соответственно между продавцами и покупателями.
Противоположная ситуация на рынке называется монополией. В этом случае один из предпринимателей диктует свои условия рынку. В частности, имеет возможность а определенных пределах повышать цену (при продаже) или занижать ее (при купле), не опасаясь сокращения объема продаж. Образование монополии может быть связано с разными причинами. Она может быть естественной (например, уникальные природные условия или место положения), технологической (на пример, установка дает лишь определенное количество продукта, и оно достаточно для удовлетворения спроса в нем) либо связанной с особенностями самого продукта (качество, марка, стиль, упаковка).
Монополия возникает и в тех случаях, когда кто-то один сосредоточивает в своих руках подавляющую часть производства продукта.
Идеальное в жизни, однако, редко встречается: ее проза обычно находится где-то в промежуточной зоне между чистой конкуренцией и чистой монополией. Истина, как говорится посередине.
При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей западного предприятия на рынке, необходимо помнить, что на Западе покупатель - хозяин положения. Как правило, он имеет возможность выбирать не только между несколькими продавцами, но и между различными товарами, составляющими косвенную конкуренцию и удовлетворяющими потребности покупателя с самых разных сторон. Последнее означает, что продавец находится в конкуренции не только со своими прямыми "коллегами", изготовителями идентичного товара, но и с производителями разнообразных его заменителей. Элементарный пример с производителями кремней для зажигалок: они конкурируют как с теми, кто выпускает кремни, так и с изготовителями электронных зажигалок, в которых нет таковых.
Одна из истин западной экономики гласит: изготавливать любой товар - это сравнительно просто, а вот продавать его - обычно сложно. Именно поэтому крупные универмаги для расширения своего ассортимента закупают товары у любого производителя - в Европе или в Азии - а продают всегда под своей маркой независимо от того, кто его сделал. Следовательно, торговые фирмы могут легко переключаться с одного поставщика на другого, если тот предлагает более выгодные условия.
Важнейший принцип выживания промышленных предприятий - произвоаить то, что можно продать, а не наоборот - продавать то, что производит предприятие.
На Западе в сфере сбыта товаров широкого потребления, включая бытовую технику, руководствуются тем, что стандарт качества изделий находится более или менее на одном уровне. Поэтому особое значение приобретают другие стороны удовлетворения желаний потребителя: хороший стайлинг, т.е. красивая форма и внешнее оформление, простота в эксплуатации, известность марки, престиж производителя, гарантийный срок, бесперебойное снабжение запасными частями, дешевый ремонт и отличное обслуживание.
Отдельные фирмы пытаются иногда привлекать новых покупателей низкими ценами на товар (например, автомашины), а компенсировать потерянную прибыль стараются за счет установления высоких цен на запасные части. Это, однако, недальновидная политика, так как покупатель обычно просчитывает все варианты своих расходов. Итак, условия успеха на рынке - это хорошее качество товара, быстрое и дешевое обслуживание, нормальный гарантийный срок, а также - и это приобретает все большее и большее значение при изобилии товаров - отличный маркетинг. Несмотря на то, что понятие маркетинг находит широкое распространение почти во всех языках и в последнее время быстро вошло в русский язык, его толкуют довольно широко и сложно.
Заключение.
Подводя итоги необходимо отметить, что возникновение и становление рынка- это следствие очень длительного исторического развития.
Рыночный механизм - это сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующую и само развивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, все производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребитель, и производители руководствуются лишь собственными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.
Любой рынок независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах:
1. Цена;
2. Спрос и предложение;
3. Конкуренция.
В состав рынка входят домашние хозяйства, фирмы и государство. Все субъекты рыночного механизма могут поочередно или одновременно выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца.
Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что производить?
2. Как производить?
3. Для кого производить?
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций. Выполняя эти функций, рынок оказывает громадное влияние на все стороны общества, включая каждого отдельно взятого человека.
Для нормального функционирования рынка формируется его инфраструктура-система институтов, призванных содействовать рыночным отношениям.
Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования, перед административной системой, однако не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства.
Мировой опыт показал, что нет, и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.
Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов.
1. Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. Экономическое управление бизнесом
2. А.С. Булатов. Экономика: учебник.
3. П.Г. Ермишин Основы экономической теории
4. Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 1997
5. Ф. Котлер. Основы маркетинга
6. Казаков. А. Школьнику о рыночной экономике. - М.: "Менеджер", 1993г
7. Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2000
8. Маркс К. КАПИТАЛ
9. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-4-е изд.-М., 2003
10. Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006. МАРКЕТИНГ:
11. Под общ. ред. М.И. Молдованова. - Киев,,Энциклопедический словарь бизнесмена: Менеджмент. Маркетинг. Информатика 1993)
12. Чепурин.М.Н. Курс экономической теории. Киров 1997.
13. Хикс Джон Р. Общее равновесие производства:
[1] П.Г. Ермишин Основы экономической теории стр. 11
[2] Адам Смит Исследование о природе и причинах богатства народов стр. 10.
[3] Энциклопедический словарь бизнесмена: Менеджмент. Маркетинг. Информатика / Под общ. ред. М.И. Молдованова.-Киев, 1993)
[4] Казаков. А. Школьнику о рыночной экономике. - М.: "Менеджер", 1993г.).
[5] Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006. МАРКЕТИНГ:
[6] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-4-е изд.-М., 2003
[7] Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 1997
[8] Корельский В.Ф., Гаврилов Р.В. Биржевой словарь: В 2 т.-М., 2000
[9] А.С. Булатов. Экономика: учебник стр 19.
[10] Общее равновесие производства: Джон Р. Хикс. Стр.55
[11] Ф. Котлер. Основы маркетинга стр 139
[12] Пол Хейне. Экономический образ мышления стр 21.
[13] Карл Маркс КАПИТАЛ стр 232
[14] Курс экономической теории стр.108.
[15] Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. Экономическое управление бизнесом
[16] Карл Маркс КАПИТАЛ стр 50