Рыночный механизм и рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить элементы рыночного механизма и установления рыночного равновесия.
Задачами работы является рассмотрение и изучение:
рыночной системы;
равновесие спроса и предложения;
эластичность спроса и предложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Рыночная система: спрос и предложение……………………………...4

1.1. Рыночная система………………………………………………………...4
1.2.Трансакционные издержки……………………………………………….5
1.3.Спрос и предложение…..…………………………………………………6

Глава 2. Равновесие спроса и предложения……………………………………12

2.1.Равновесная цена………………………………………………………...12
2.2.Дефицит и излишки……………………………………………………...16

Глава 3. Эластичность спроса и предложения…………………………………24

3.1. Эластичность спроса…………………………………………………….24
3.2. Эластичность спроса по доходу………………………………………...25
3.2. Эластичность спроса по доходу………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 756.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: « Экономическая  теория. Микроэкономика»

На тему: «Рыночный механизм и рыночное равновесие»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы

Проверил:

Преподаватель

Оценка:_______________

Подпись преподавателя:_______________

 

Москва 2011 год

 

Содержание:

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Рыночная система: спрос  и предложение……………………………...4

 

      1.1. Рыночная  система………………………………………………………...4

      1.2.Трансакционные  издержки……………………………………………….5

      1.3.Спрос  и предложение…..…………………………………………………6

 

Глава 2. Равновесие спроса и  предложения……………………………………12

 

      2.1.Равновесная  цена………………………………………………………...12

      2.2.Дефицит  и излишки……………………………………………………...16

     

Глава 3. Эластичность спроса и предложения…………………………………24

 

     3.1. Эластичность спроса…………………………………………………….24

    3.2. Эластичность спроса по доходу………………………………………...25

     3.2. Эластичность спроса по доходу………………………………………...26

 

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

Введение

 

Рынок представляет собой саморегулирующий механизм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основан на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала.

Под рыночным механизмом понимают механизм взаимосвязи и  взаимодействия основных элементов  рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции  и основных экономических законов рынка.

Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители  и потребители в своей экономической  деятельности в рыночной системе  хозяйствования.

Рыночный механизм действует на основе экономических  законов: изменения спроса, изменения  предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности) и т. д.

Актуальность темы «Рыночный механизм и рыночное равновесие»  основывается на том, что рынки находятся в центре экономической активности, и большинство из наиболее интересных вопросов и проблем экономики касаются того, как работает рынок.

Цель работы: изучить элементы рыночного механизма и установления рыночного равновесия.

Задачами работы является рассмотрение и изучение:

  1. рыночной системы;
  2. равновесие спроса и предложения;
  3. эластичность спроса и предложения.

 

 

 

 

 

Глава 1. Рыночная система: спрос и предложение.

 

1.1. Рыночная система.

Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и  покупателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось  договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности  и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности.

 Для осуществления  сделки необходимы издержки, связанные  с поиском информации, ведением  переговоров, определением качественных  и количественных характеристик  покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав  собственности, заключением контракта  и т. д. Поэтому рынок можно  определить как совокупность  трансакций (от англ. transaction — сделка). В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ.

Рынок выступает как специфическая  форма взаимосвязи между обособленными  в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых  хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск.

Общественные потребности  выявляются с помощью системы  цен. Они передают информацию, которая  служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Тем самым  рынок способствует перераспределению  доходов в пользу лучше хозяйствующих  субъектов, использующих передовую  технологию и высококачественные ресурсы.

В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой  не площадь, где случайно встретились  отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями  и потребителями экономических  благ.

Важную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении равновесных цен играют оптовые  покупатели и продавцы.

По широте охвата различаются  локальные, национальные и международные  рынки. Объектом купли-продажи могут быть потребительские товары или ресурсы.

Различаются рынки потребительских товаров и услуг и рынки ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, информации).

Наряду с товарным рынком существует денежный рынок. Цены на рынке  могут складываться как в процессе купли-продажи, так и до него. Мы чаще сталкиваемся с такими товарами и  услугами, цены на которые устанавливаются заранее. Это типично для несовершенной конкуренции. Цены на рынке могут складываться в процессе как личного, так и безличного контакта.

 

1.2. Трансакционные издержки.

Понятие трансакционных издержек было введено в экономическую теорию Р. Коузом в статье "Природа фирмы" (1937).

Трансакционные издержки включают расходы, связанные с поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению свойств товара (услуги), издержки по спецификации и защите прав собственности, а также траты, связанные с преодолением оппортунистического поведения контрагентов.

Политическая экономия XIX в. фактически абстрагировалась от трансакционных издержек. Однако в XX в. не замечать их стало просто невозможно.

В условиях рыночной экономики, где субъекты обособлены друг от друга, предпосылкой обмена выступает принадлежность благ агентам - экономических отношений. Именно собственник, вступая в рыночные отношения, определяет, как и на каких условиях, экономическое благо будет передано другому лицу, то есть, что является объектом передачи: права пользования, владения, распоряжения, управления и т. д.

Сбор необходимых данных о правомочиях продавца входит в  издержки поиска информации и ведения  переговоров. Полное право собственности  обычно включает целый набор прав: владения, пользования, распоряжения, управления, право на доход, на капитальную стоимость блага, на безопасность, на переход блага по наследству или завещанию, а также бессрочность, запрещение вредного использования, ответственность в виде взыскания и остаточный характер.

Значение трансакционных издержек для процесса обмена стало объектом широкого анализа после публикации работы Р. Коуза "Проблема социальных издержек" (1960).

Удельный вес трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности слабо распределены (специфицированы). Такие условия характерны для стран, осуществляющих переход к рыночной экономике.

Недостаточно развитая правовая сторона рыночных отношений создает  благоприятные условия для жульничества, обмана, искажения информации о потребительских  свойствах товаров и их реальной ценности.

Однако и в развитом обществе проблема минимизации трансакционных издержек по-прежнему актуальна. Это связано как с дальнейшим совершенствованием юридических норм, так и (что более важно) с укреплением этического фундамента, честности и ответственности, идеологии консенсуса в обществе. Последнее направление, как считают многие современные исследователи, ведет к созданию мягкой инфраструктуры рынка и является наиболее эффективным и экономичным способом защиты интересов всех и каждого.

 

 

 

1.3. Спрос и предложение.

Кривая спроса.

Между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос.

Обратная зависимость  между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически.

Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

В экономической теории принято  откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) — по горизонтальной оси (Рис. 1).

 

Рис. 1. Зависимость величины спроса от цены.

 

 

Функция спроса.

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от

влияющих на него различных  факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент.  Чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса.

На спрос влияют не только цены, но и другие факторы:

  • увеличение (или сокращение) доходов потребителя;
  • изменение вкусов и предпочтений;
  • ценовые и дефицитные ожидания;
  • колебание расходов на рекламу;
  • рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Важным фактором спроса является число покупателей. В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при  прочих равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса.

 

Кривая предложения.

Прямая связь между  ценой и количеством предлагаемого  продукта называется законом предложения. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически.

Кривая предложения  - кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

В экономической теории принято  откладывать независимую переменную (цену)  -  по вертикальной, а зависимую (предложение) — по горизонтальной оси  (Рис. 2).

 

Рис. 2. Зависимость величины предложения от цены.

 

Функция предложения.

Функция предложения S(p) описывает  зависимость между рыночной ценой  товара и его предложением на изолированном  рынке этого товара. Рассматриваемый продукт производится на достаточно большом количестве конкурирующих между собой предприятий.

Каждый производитель стремится к наибольшей прибыли, и его индивидуальный выпуск продукта увеличивается по мере роста цены на этот продукт.

Общее предложение товара на рынке S(p), это сумма индивидуальных выпусков, является возрастающей функцией цены, т.е. S′(p) >0.

В более специфических  ситуациях (олигополия, монополия) поведение  предприятия, необязательно определяется стремлением к максимальной прибыли; поскольку при повышении цены производитель может обеспечить себе заметный прирост прибыли и без увеличения объема выпуска (Рис. 3).

Таким образом, должны быть исследованы случаи, когда S(p) = const или даже S′(p) < 0.

Рис. 3. Возрастающая, неизменная и убывающая функции предложения.

 

На графике представлено семейство функций предложения:

  • линия AB соответствует совершенной конкуренции и стремлению производителей к получению максимальной прибыли;
  • линия AC отвечает неизменному выпуску, который, тем не менее, дает возможность вести хозяйство с приличной прибылью в условиях несовершенной конкуренции;
  • линия АD представляет снижающийся объем производства, что возможно в условиях монополии и резкого роста цен.

 

Для понимания функции  предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды (Рис. 4).

 

 

 

Рис. 4. Изменения цен и объема предложения в кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды.

В условиях кратчайшего рыночного  периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( Рис. 4а).

В условиях короткого периода  повышение спроса обусловливает  не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы  успевают изменить некоторые факторы  производства в соответствии со спросом (Рис. 4б).

Информация о работе Рыночный механизм и рыночное равновесие