Рыночный механизм и рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить элементы рыночного механизма и установления рыночного равновесия.
Задачами работы является рассмотрение и изучение:
рыночной системы;
равновесие спроса и предложения;
эластичность спроса и предложения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Рыночная система: спрос и предложение……………………………...4

1.1. Рыночная система………………………………………………………...4
1.2.Трансакционные издержки……………………………………………….5
1.3.Спрос и предложение…..…………………………………………………6

Глава 2. Равновесие спроса и предложения……………………………………12

2.1.Равновесная цена………………………………………………………...12
2.2.Дефицит и излишки……………………………………………………...16

Глава 3. Эластичность спроса и предложения…………………………………24

3.1. Эластичность спроса…………………………………………………….24
3.2. Эластичность спроса по доходу………………………………………...25
3.2. Эластичность спроса по доходу………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 756.94 Кб (Скачать файл)

В условиях длительного периода  увеличение спроса приводит к значительному  росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (Рис. 4в).

В кратчайшем периоде все  факторы производства постоянны, в  краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все  факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли  и т. д.).

 

 

 

Глава 2. Равновесие спроса и предложения.

 

2.1 Равновесная  цена.

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

Рис. 5. Цена предложения повышает цену спроса.

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (Рис. 5), а объем предложения не соответствовать объему спроса (Рис.  6).

В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недостаточно богаты, чтобы предъявить на него спрос.

 Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям невыгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.

 

Рис. 6. Цена предложения превышает объем спроса.

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (Рис. 7).

Рис. 7. Цена равновесия и отклонение от нее.

Равновесная цена - цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени.

В условиях совершенной конкуренции  происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема, предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.

Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя графически можно изобразить через площадь Рмах ЕРЕ (Рис. 8).

В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. Если Е — точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна РЕ, а объем проданного товара равен QE (Рис. 8).

Следовательно, совокупная (общая) выручка равна TR = РЕ х QE. Совокупные издержки (затраты) производителей равны площади фигуры OPmin EQЕ .

Рис. 8. Излишек потребителя, издержки и излишек производителя.

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла.

Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q2—Qx при цене Pj , то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.

Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Pj—Р2. Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены.

Короткий период лучше  характеризуется моделью Л. Вальраса. Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом "невидимой руки").

Превышение цены спроса над  ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом.

Высокие цены свидетельствуют  об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей.

Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты  которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.

 

2.2 Дефицит и излишки.

Дефицит товара является одной из самых острых проблем и продавца, и покупателя при этом в крупных магазинах наблюдается излишек товара (часто называемый "неликвид").

Часто эти явления являются следствием неправильного планирования и недостаточного контроля за запросами потребителей. И как результат, избавляясь от синдрома глобального дефицита, магазин часто приходит к избыточному товарному запасу.

Самая опасная ситуация - это иметь дефицит по одному товару и излишек по другому. И наоборот, лучше всего не иметь ни того, ни другого.

Дефицит – это превышение спроса над предложением. Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены.

Дефицит может носить временный  или постоянный характер. Но в любом  случае его последствия вполне очевидны - компания недополучает прибыль.

Если дефицит  носит постоянный затяжной характер, то последствия его могут быть:

  • недополучение прибыли по причине слишком низкой цены;
  • прямые убытки вследствие отсутствия продаж;
  • ухудшение имиджа магазина в глазах покупателей;
  • потеря потенциальных и реальных клиентов;
  • пустота на полках магазинов, незаполненные прилавки;
  • рост продаж у конкурентов, у которых есть такой товар;
  • издержки из-за действий, направленных на устранение дефицита - перемещение товара на полках, срочный поиск товара-заменителя;
  • напрасно потраченные деньги на рекламную кампанию или дегустацию;
  • стресс у сотрудников и как следствие, их демотивация.

 

Последствия дефицита больше касаются внешней среды магазина и особенно опасны для компании, которая находится в стадии роста  и развития, когда завоевание покупателей  и их лояльности является стратегической целью.

Возможные факторы, по которым мы имеем недовольных покупателей, нервных продавцов и отсутствие товара на складе:

  1. Несбалансированная цена (спрос опережает предложение). 

Обычно дефицит свидетельствует  о низком предложении, вызванном  низкой ценой. Товар уходит так быстро, что мы не успеваем за возросшим спросом. Ярким примером является товар во время распродаж. Однако не всегда только цена является причиной возникновения дефицита.

  1. Ошибки в планировании закупок и анализе продаж.

 

 Как правило, эта причина кроется  в людях, которые по каким-то причинам плохо делают свою работу. Возможно, не обучены, возможно, не видят связи  между закупленным и проданным  товаром. Так или иначе, без серьезного анализа продаж и без точного  планирования компания быстро получает несбалансированный запас. Отсутствие точных прогнозов и плановости закупок  ведет к прямой потере покупателей. Они склонны забывать о новом  товаре, если долгое время не видят  его в продаже.

  1. Изменение текущей ситуации на рынке (появление новой моды, тенденции, закона). 

Новая тенденция вести  здоровый образ жизни заставляет покупателей спрашивать, а продавцов  срочно заполнять склады товарами с  маркировкой "0 калорий" или "низкое содержание жира" или "не содержит сою". Если вчера был принят новый  закон о том, что всех детей  до 12 лет необходимо перевозить только в детском автокресле, то есть вероятность, что такие автокресла вдруг начнут пользоваться возросшим спросом. Необходимо реагировать на запросы покупателей и на новые законы своевременно, держать руку на пульсе, сделать изучение рынка своей прямой обязанностью.

  1. Активная рекламная или PR кампания. 

В нашей стране народ доверяет рекламе и активно покупает рекламируемый  товар. Поэтому такая "внезапная" атака на потребителя ни приводит, ни к чему, кроме проблем и дефицита. Необходимо воспитывать поставщиков, объясняя им, какие последствия бывают от такой деятельности. Перед любой акцией увеличивать заказы согласно планируемому росту спроса.

  1. Логистические проблемы. 

Товар может быть правильно  заказан. На него может быть установлена  правильная цена. Его правильно рекламируют. Но если он по каким-то причинам не доставлен  на склад или опаздывает в магазин, есть большая вероятность оказаться  в состоянии дефицита. Это особенно актуально для скоропортящихся  товаров (мясо, рыба, молочные продукты, хлеб), где один день задержки способен забраковать всю партию. Если груз вместо планируемых двух дней движется к магазину четыре дня, то все идеальное  планирование сходит на нет - магазин получает два дня работы с пустыми полками.

  1. Товар заказывается без учета комплексности. 

Есть товар, продажи которого влияют на продажи другого - например, шампанское и конфеты, мука и дрожжи, зеленый горошек и майонез. В  таком случае квалификация менеджера, который составляет заказ на закупку  товаров, может иметь решающее значение. Дефицит одного товара приводит к затрудненной продажи другого.

  1. Социальные и экологические факторы. 

Погода, экология, эпидемии могут спровоцировать неожиданный  высокий спрос на товар. Если лето выдалось очень жарким, то спрос  на мороженое и прохладительные  напитки может превысить предложение  в несколько раз. Неожиданное  отключение воды в районе провоцирует  спрос на воду в бутылях. Такой дефицит носит характер вспышки и заканчивается так же резко, как и начинается.

 

Излишки товара.

Излишний запас, может быть:

  • оборачиваемым, но слишком большим. Тогда имеет смысл в первую очередь снижать объем закупок этого продукта.
  • иметь медленную оборачиваемость. В таком случае более правильно сначала снизить цену и стимулировать сбыт.
  • "мертвым", то есть не продаваться совсем. В таком случае можно попытаться произвести другие действия.

Но прежде, чем необходимые  шаги будут предприняты, необходимо разобраться в причинах возникновения излишек:

  1. несбалансированная цена (цена слишком высока для данного рынка или для данного вида товара).

Никто не будет переплачивать  за товар или услугу, если цена на рынке уже установлена или  превышает разумные пределы.

  1. закончился срок годности или реализации. 

Магазин реализует продукты питания и в том числе и  скоропортящиеся товары (например, рыбу), или имеет в своем ассортименте товары с ограниченным сроком годности (бытовая химия, косметика). Непродажа его в необходимый срок приводит к образованию некондиционного товара. Он практически не подлежит дальнейшей переработке и реализации.

  1. ошибки в прогнозах продаж. 

Закупка товара на "авось" приводит к печальным результатам.

  1. избыточная закупка. 

Если мы не стимулируем  спрос на продукцию, то очень скоро окажемся в ситуации избыточного запаса продукции.

  1. товарный каннибализм (появление одного товара вытесняет продажи другого).
  2. изменение моды или вкуса потребителей. 

Появление на рынке DVD-технологий вынесло приговор видеокассетным магнитофонам. Одно время продукты из сои были очень популярны, но сейчас много  информации о том, что часто генетически  модифицированные компоненты встречаются  именно в сое. Как следствие, спрос  на сою и продукты, ее содержащие, резко упал.

  1. законодательные акты (запрещение на реализацию продукции). Запрет на реализацию мяса птицы в некоторых странах из-за угрозы эпидемии птичьего гриппа привел к тому, что миллионы тонн куриного мяса были переведены в излишки, а затем и в некондиционный товар. Введение цензуры на рекламу пива привело к спаду продаж.
  2. некомплектность товара, ошибочные пропорции при заказе комплектных товаров. 

Информация о работе Рыночный механизм и рыночное равновесие