Система государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 18:03, реферат

Краткое описание

Выявление ряд проблем развития государственной собственности в России и пути решения,а так же перспективы к дальнейшему развитию государственной собственности в нашей стране.

Вложенные файлы: 1 файл

primer.docx

— 52.33 Кб (Скачать файл)

- она позволяет государству  быть самостоятельным элементом  в экономических правоотношениях  с другими субъектами собственности  внутри страны и за рубежом,  является гарантом многих международных  и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового  права;

- государственная собственность  обеспечивает функционирование  капиталоемких отраслей, производств  и сфер экономики, имеющих высокий  уровень обобществления и требующих  таких капиталовложений, которые  не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная  информационная связь, экономическая  безопасность и т.д.);

- государство создает благоприятные  условия для развития частного  предпринимательства, принимая на  себя долю издержек в тех  сферах деятельности, которые не  выгодны последнему.

- государственная собственность  обеспечивает функционирование  некоммерческой социальной сферы  и производство общественных  благ; национальную безопасность;

- она позволяет сглаживать удары  кризисов, мобилизуя ресурсы на  быстрейший выход из них путем  снижения налогообложения и использования  государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок  товара, помогая ускорять освоение  высших технологий, национализируя  собственность обанкротившихся предприятий[1,97с].

Государственная собственность реализуется  еще в одном направлении. Обладая  экономической (и политической) властью, она директивно присваивает часть  доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы, пошлины и т. д.) и перераспределяет их.

Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения  развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние  данной формы собственности для  развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении  предприятий современными средствами производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности зависит  положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности  их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат  исторического развития. Ее формы  меняются с изменением способов производства. Причем, главной движущей силой этого  изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал Ф.Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает на первый план промышленную буржуазию.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков пере­хода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности  к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением  всего того, что отмирает, и усилением  того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В  то же время имеют место и революционные  пути смены форм собственности, когда  новые формы насильственно утверждают свое господство.

В последнее десятилетие XX в. Россия осуществляла переход от плановой экономики  к рыночной. Центральное место в этом переходе занимала трансформация общественной собственности (в форме государственной собственности). В плановой экономике наиболее распространенной формой собственности была государственная собственность. Впоследствии был проведен процесс разрушения государственной собственности (приватизация), однако данный вид собственности существует, и по сей день, причем ее роль в современной экономике, на наш взгляд, далеко немаловажная. Рыночная экономика базируется на частной собственности, поэтому весьма значимым становится вопрос о месте и роли государственной собственности в национальной экономике. Причем особую актуальность приобретает судьба государственной собственности в России[9,340с].

Роль государственной собственности  в национальной экономике весьма значительна. Даже в Западной Европе, где доля государственной собственности  невелика, ее значение для национальной экономики весьма ощутимо.

Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В  странах, где процесс национализации принимал относительной широкие  масштабы (Великобритания, Франция), приватизация проходила, например, в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ  от государственной монополии в  целях развития конкуренции. Процесс  этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая  работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп  предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий  в аренду, продажа мелких предприятий. 

Главное содержание приватизации заключается в трансформации  предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом  комплексе, в фирмы, базирующиеся на капитале. Капитал как самовозрастающая собственность несет в себе коренные изменения всех функций, жизненных  циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий. 
          Цели приватизации связаны с повышением эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики[2,184с].

Приватизация направлена на социальную защиту населения и  развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.  
Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама концепция приватизации, и понятие частной собственности было признано официально. В результате, происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление государственной собственности.

В чем состояли основные особенности процесса приватизации в России:

1. Директивность. Решение  о приватизации принималось не  трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику финансового  и технологического состояния  предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались  даже количественные масштабы  приватизации с разбивкой по  отраслям. Трудовые коллективы государственных  предприятий не имели права  выбора сроков и механизма  преобразования собственности.

2. Приоритетность одной  формы. В качестве приоритетного  направления было превращение  государственной собственности  в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

3. Приоритет социально-политических  целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизацию в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привело к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации.

4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения.

5. Форсирование развития  фондового рынка. К изменениям  в структуре собственности не  сводятся результаты приватизации  по российской модели. Поскольку  основная масса средних и крупных  предприятий директивно приватизировалась  в виде превращения государственных  предприятий в открытые акционерные  общества, сам процесс приватизации  явился сильным фактором развития  фондового рынка[7,95c].

В современной России до сих пор пожинают плоды первоначальной приватизации. Во-первых, приватизация была принудительная. Во-вторых, продажа  происходила в очень сжатые сроки (без рыночной реструктуризации). В-третьих, применялись особые квазиденьги - «ваучеры», основной капитал приватизируемых предприятий оценивался по остаточной стоимости, без учета инфляции, т.е. в десятки и сотни раз меньше их рыночной стоимости. Всего за четыре года в частные руки перешло не менее 70% собственности (без земли). В результате большинство приватизированных предприятий работают еще хуже государственных. Одним словом, возник поистине сюрреалистический рынок, на котором товары продаются, а собственность (по существу) раздается.

          Говоря об опыте приватизации в России, необходимо отметить, что приватизация проводилась и в развитых странах, где периоды огосударствления сменяются усилением частного сектора, при этом государство не уходит из экономической жизни, как это случилось в России, а изменяется регулирующая роль государства.

          Россия приступила к реформам без фундаментально проработанной государственной программы реформирования отношений собственности. Приоритеты, цели и конкретные методы регулирования приватизации постоянно менялись. Результаты оказались плачевными. Мировой опыт свидетельствует, что возможна модификация управленческой модели государственного предприятия без отчуждения имущественных прав - на основе подряда, аренды, контрактов, изменения в той или иной степени юридического или финансового статуса госпредприятия.

          В 2000 г. реально начался новый этап реформирования и структурной перестройки российской экономики, который можно назвать этапом модернизации. Его задача - обеспечить высокие устойчивые темпы экономического роста и осуществить необходимые для этого структурные и институциональные изменения.

           Приватизация уже никогда не примет столь впечатляющих масштабов, как в 1992-1994 гг., но у нее еще есть немало возможностей. В России госсектор, имея в виду предприятия в госсобственности, реально сократить на 10-15% ВВП, т.е. в 2-3 раза. Однако теперь приватизация уже не может быть самоцелью, она должна стать средством в решении более глобальной задачи. Такой задачей не может не быть получение доходов в бюджет. Денежный этап приватизации имел какой-то смысл до 2000 г., пока в бюджете зиял дефицит. Сейчас же целесообразно поставить приватизацию на службу модернизации, т.е. реконструкции и повышению эффективности российских предприятий. Это означает, прежде всего, привлечение инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       3 Проблемы и перспективы развития государственной собственности в современных условиях

Уже давно стало известным, что бюрократическая государственная  собственность является основным камнем преткновения на пути к радикальным  экономическим реформам. При этом, как правило, совершаются две  крупные ошибки:

- во-первых, государственная собственность отождествляются  с бюрократической;

- во-вторых, экономические реформы с обязательной приватизацией и переходом к частной собственности.

Между тем существуют эффективные  и более или менее демократически управляемые предприятия. Существуют и варианты экономических реформ, при которых государственная собственность остается преобладающей, а мелкий бизнес и другие формы частной собственности развиваются параллельно с ним и, что особенно важно, не как результат приватизации. Так, например, проходят реформы в Китайской Народной Республике и в ряде других юго-восточных стран, где государственная собственность играет значительную роль в экономике. Кроме того, абсолютное отрицание влияния государственной собственности на экономику страны, может повлечь тяжкие последствия, как получилось в первые годы реформ в России. Ведь известно, что базис, на котором держится экономика ведущих индустриальных стран, — это большой государственно-корпоративный сектор. В США, к примеру, его удельный вес достигает 70%, который складывается из долей государственного сектора (2%) и корпоративного (68%). Столь высокий уровень обеспеченности капиталом, за которым — значительное машинное замещение труда, немыслим без общенациональной централизации ресурсов и производственных инвестиций. Такую степень централизации и обеспечивает государственно-корпоративный сектор. Он же дает свыше 90% ресурсов накопления. Исходя из этого, легко можно понять закономерность, и необходимость существования государственной собственности в экономике.

Информация о работе Система государственного управления