Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:55, курсовая работа
Целью данной работы является определение роли налоговой системы Российской Федерации в становлении и развитии рыночной экономики на современном этапе. Следующие задачи детализируют данную цель:
1) Раскрыть сущность налоговой системы, описать способы взимания налогов, определить функции и виды налогов.
2) Объяснить сущность системы налогообложения России, её отличительные черты, и особенности.
Введение 3
Глава 1. Налоговая система 5
1.1.Общие понятия. Сущность и принципы налогообложения. 5
1.2.Элементы налога 7
1.3.Способы взимания налогов 8
1.4.Виды налоговой системы 9
1.5.Функции налогов 9
1.6.Виды налогов 12
1.7.Стабильность и подвижность налогов 14
Глава 2. Система налогообложения в России. 16
2.1.Классификация налогов в российской экономике 17
2.2.Основные налоги Российской Федерации 23
2.3.Основной вид налога 24
Заключение 30
Список использованных источников 32
Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины, акцизы, и налог на добавленную стоимость (НДС).
Налог на добавленную стоимость.3 Переход к рыночным отношениям обуславливает необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости. Таким налогом является налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства, определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.
Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.
Стоимость, добавленная в процессе работы над имеющимися предметами труда, облагается налогом с добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который приобретает потребитель. Таким образом, всю тяжесть этого налога несет конечный потребитель.
Объектами налогообложения также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.
Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации. Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.
Налог на добавленную стоимость взимается в России и во всех странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), кроме Австралии, США, Швеции. Налог на добавленную стоимость взимается с фирм-продавцов товаров и услуг в размере от 5 до 8%стоимости их товара и распространяется на наиболее "ходовые" товары и услуги. У нас он составляет 20%.
Акциз является косвенным налогом, включаемым в цену товара, и оплачиваемым покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.
Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории РФ предприятия и организации, реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость.
Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.
Поимущественные налоги, прежде всего налоги на имущество, дарения и наследство.
Налог на имущество предприятий. Важное место в налоговой системе занимает налог на имущество предприятий, который в перспективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог относится к числу республиканских и краевых налогов РФ.
Плательщиками этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные учреждения) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные объединения и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенных на территории РФ. Объектом налогообложения является имущество предприятия в стоимостном выражении, находящееся на его балансе. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятий.
Ставки налога на имущество предприятий определяются в зависимости от видов их деятельности. Однако предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% от налогооблагаемой базы. Не разрешается устанавливать ставку налога для отдельных предприятий. Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет (республики, края, области) в первоочередном порядке с отнесением на финансовые результаты деятельности предприятия.
Налог на имущество физических лиц. Плательщиками этого налога являются физические лица: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности определенное имущество, являющееся объектом налогообложения
Налог с имущества переходящего в порядке наследования или дарения. Согласно закону плательщиками являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, транспортные средства, предметы антиквариата, ювелирные изделия. Размер всех этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах налоги на имущество, дарения и наследство включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.
Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату, и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые частично осуществляются самими работающими, частично их работодателями.
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В новой налоговой
системе, исходя из Федерального устройства
России в отличие от предыдущих лет,
более четко разграничены права
и ответственность
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики крыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность
сделанного упора на чисто фискальную
функцию налоговой системы: обирая
налогоплательщика, налоги душат его,
сужая тем самым
Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.
1. Грунина Д. К., Ивченов Л. С. Основы деятельности налоговых органов. – М., Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000.
2. Скворцов О. В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред. проф.учеб. заведений/ О. В. Скворцов, Н. О. Скворцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Финансовый менеджмент. / Под
общей ред. Поляка Г.Б. Учебник. - М.: Финансы,
1997.
4. Налоги.
/ Под общей ред. Черник Д.Г. Учебное пособие.
- М.: Финансы и статистика, 1999.
5. Брызгалин А.В. Организационные принципы российской налоговой системы. Налоговый вестник. Ж. -М.: 1998, № 8, сс.33 -35.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации: В 2 ч. – М.: Кодекс, 2001.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации в схемах – М.: КОНСЭСКО-Пресс,
2001.
8. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации».
9. ЗАКОН РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-I «О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»
10. ЗАКОН РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-I «О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»
11. ЭКОНОМИКА-НАЛОГИ и НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. Принципы налогообложения. Режим доступа: World Web Wide. URL : http://www.abc-people.com
1 Налоги. / Под общей ред. Черник Д.Г. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999.
2 Налоги. / Под общей ред. Черник Д.Г. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999.
3 Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-I"О налоге на добавленную стоимость".