Совокупное предложение в макроэкономическом анализе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение места совокупного предложения в макроэкономическом анализе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
• Осветить сущность совокупного предложения и особенности кривой совокупного предложения;
• Рассмотреть шоки совокупного предложения;
• Охарактеризовать теорию экономики предложения и кривую А. Лаффера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Совокупное предложение, кривая совокупного предложения………… 4
2. Шоки совокупного предложения………………………………………... 8
3. Экономика предложения и кривая А. Лаффера………………………… 11
Заключение………………………………………………………………….. 17
Список использованных источников……………………………………… 18

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая работа 1.docx

— 76.49 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 2.2 – Позитивный шок совокупного предложения

 

 

 

 

 

 

 

3 Экономика предложения и кривая Лаффера

 

3.1 Экономика предложения

 

Наряду с монетаризмом экономическая теория предложения возникла в рамках консервативного направления экономической мысли в 1980-х гг., базирующегося на предпосылках об эффективности рынка в сфере распределения ресурсов и установления цен, о рациональности экономических субъектов и оптимизации как основе их поведения, о формировании макроэкономических зависимостей на основе простого агрегирования микрозависимостей.

Экономическая теория предложения – набор теоретических положений, возникших в 1980-х гг. на базе неоавстрийской школы, теории предельной эффективности факторов производства и монетаризма, основанных на том, что эффективное распределение и использование ресурсов является важнейшим фактором роста национального производства как в кратко, так и в долгосрочном периоде, а потому особое внимание уделяется виду и положению долгосрочной функции агрегированного предложения факторов производства.

Теория предложения изучает влияние бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение, а, следовательно, и на эффективность распределения и использования факторов производства, инфляцию, безработицу, стагфляцию, процесс накопления капитала и экономический рост.

Теоретики предложения исходят из того, что изменение уровня и структуры налогов или государственных трансфертов позволяет воздействовать на процесс распределения и использования факторов производства на микроуровне путем влияния на предложение капитала (на выбор отдельных экономических субъектов между потреблением и сбережением, между текущим и будущим потреблением) и предложение труда (на выбор отдельных экономических субъектов между трудом и досугом). Вместе с тем учитывается, что с одновременным искажающим влиянием налогов на факторные доходы, определяющие предложение факторов производства, происходит и искажающее влияние на факторные издержки, определяющие спрос на факторы производства со стороны корпораций. Возникает так называемый «налоговый клин», сокращая который, а также содействуя конкуренции, можно стимулировать совокупное предложение и таким образом решить ряд макроэкономических проблем, главными из которых являются стагфляция и замедление темпов экономического роста.

Причинами роста безработицы, с точки зрения представителей экономической теории предложения, являются: увеличение налога на заработную плату; выплата пособий по безработице или предоставление других государственных трансфертов, ослабляющих стимулы к труду у занятого населения (по сравнению с досугом) и уменьшающих стремление незанятого к поиску работы [7, с. 224 - 225].

Предложения в области налоговой политики – высокие налоги могут привести к инфляции, сдерживают инвестирование, вложение средств в новую технологию, в совершенствование производства. Экономика предложения выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказаться от системы прогрессивного налогообложения (получатели высоких доходов являются лидерами в обновлении производства и повышении производительности), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки, в результате будут расти накопления и инвестиции. Для получателей заработной платы снижения налогов увеличит привлекательность дополнительной работы и получения дополнительных заработков, возрастут стимулы к работе, увеличится предложения рабочей силы [2, с. 48].

 

В Беларуси инфляция в 2011 году составила 108, 7%, цены производителей  выросли на 149, 4 % .

В Беларуси инфляция в 2011 году составила 108,7% против 9,9% в 2010 году.

В декабре 2011 года потребительские цены выросли по сравнению с ноябрем на 2,3%, против роста на 8,1% в ноябре, 8,2% - в октябре, 13,6% - в сентябре и 8,9% - в августе. В июле прирост потребительских цен составил 3,5%, в июне - 8,6%, в мае - 13,1%, в апреле - 4,5%. В первом квартале прошедшего года сохранялась сдержанная динамика роста потребительских цен: в марте - 1,9%, в феврале - 2,7%, в январе - 1,4%.

На 2011 год правительство утверждало целевой прогноз по инфляции в пределах 7,5-8,5%. В 2011 году инфляция в Беларуси достигла своего наибольшего уровня с 2000 года, когда потребительские цены выросли на 107,5%.

Минэкономики Беларуси оценивало прирост потребительских цен в прошлом году на уровне 118%, однако правительство в ноябре- декабре ужесточило госрегулирование цен, что позволило отложить часть инфляционного потенциала на 2012 год.

Базовая инфляция (за исключением регулируемых и сезонных цен) в 2011 году составила 118,1%, в том числе в декабре - 2,1% против 6% в ноябре.

Промышленные производители в 2011 году увеличили цены на 149,4% (в декабре рост на 3,9%), в том числе на продукцию производственно- технического назначения - на 158,2% (в декабре рост на 4,2%).

Цены в строительстве за минувший год выросли на 107,5% (в декабре на 8,9%), грузоперевозки подорожали на 150,3% (в декабре снижение на 1,3%).

Как сообщалось, резкий скачок инфляции в Беларуси в 2011 году обусловлен почти трехкратной девальвацией белорусского рубля, в условиях сохраняющейся высокой импортоемкости белорусской экономики.

Согласно прогнозу социально-экономического развития на 2012 год, правительство намерено удержать инфляцию в пределах 19-22%  [11].

 

Рассмотрим динамику инфляции в Республике Беларусь за 2011 года (рисунок 3.1.1)

 

 

Рисунок 3.1.1 – Динамика инфляции Республики Беларусь

 

 

3.2 Кривая  А. Лаффера

 

Данная кривая была предложена профессором Артуром Лаффером для интерпретации взаимосвязи между ставкой налога и доходами бюджета от налогов (поступления в бюджет).

Основная идея Лаффера заключается в том, что существует связь между ставкой налога и поступлениями в бюджет от налогов; более того, изменения в ставке налога имеют два эффекта: арифметический и экономический. Арифметический эффект является простым и заключается в том, что если ставка налога понижается, то поступления в бюджет, доходы бюджета (на денежную единицу налоговой базы) будут уменьшаться в сумме уменьшения ставки. И напротив, это также действует при увеличении налоговой ставки. Графически это можно интерпретировать как линейную зависимость следующего характера (рисунок 3.2.1).

 

 

 

Рисунок 3.2.1 – Арифметический эффект поступления в бюджет при снижении налоговой ставки

 

Экономический эффект заключается в положительном воздействии того, что понижение в налоговой ставке воздействует на производство, выпуск продукции и безработицу (и таким образом на налоговую базу) путем обеспечения инициативы по увеличению экономической деятельности. Рост налоговой ставки, напротив, имеет экономический эффект «наказывать» участников экономической налогооблагаемой деятельности.

Арифметический эффект всегда работает в противоположном направлении от экономического эффекта.

Таким образом, когда арифметический и экономический эффекты  изменения в налоговой ставке сочетаются, воздействие изменения в ставке налога на общий доход не является таким очевидным [7, с. 226 - 227].

Согласно рассуждениям Лаффера чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы организаций снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера.

 

 

Рисунок 3.2.2 – Кривая А.Лаффера

 

На рисунке 3.2.2 по оси ординат отложены налоговые ставки R, по оси абсцисс – поступления в бюджет V. При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения V увеличивается. Оптимальный размер ставки R1 обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет V 1. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100 %-ном налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода. Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие и на динамику инвестиций [9, с. 557].

 

 

Рассмотрим динамику экономического развития Республики Беларусь за 2007 – 2011 годы (рисунок 3.2.3).

 

 

Рисунок 3.2.3 – Динамика экономического развития Республики Беларусь

 

Приведённые данные свидетельствуют об устойчивом экономическом развитии Республики Беларусь и успехе проводимой государственной политики [13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведённого исследования сделаем следующие выводы.

Совокупное предложение – это величина реально производимого продукта всеми производителями в экономической системе при определённом уровне цен.

В микроэкономике кривая предложения S имеет положительный наклон, свидетельствующий о том, что при повышении цен производители будут расширять производство данного товара. В макроэкономике кривая совокупного предложения AS несколько иную форму.

Объём рыночного предложения возрастает вслед за повышение цены. Чем выше цена, тем больше объём предложения. Данную зависимость следует рассматривать как базовую экономическую предпосылку для расширения производства в условиях формирующегося конкурентного рынка. Возрастание цены позволяет компенсировать рост издержек производства в условиях относительной и абсолютной ограниченности экономических ресурсов. В итоге функция предложения выступает как функция производства.

В реальной действительности предпринимательские фирмы реагируют на сигналы рынка с некоторым опозданием, прежде всего в связи со слабой мобильностью многих факторов производства. Поэтому в экономической теории принято различать мгновенный, кратковременный и длительный периоды, для которых характерно наличие разных возможностей фирмы реагировать на изменение рыночной ситуации. Реакцию производителя на изменение спроса и степень готовности поставлять на рынок определённый объём товара  в единицу времени отражает коэффициент эластичности предложения. В качестве базового показателя признается коэффициент эластичности объёма предложения по цене. Среди факторов, определяющих экономические условия хозяйствования, следует выделить взаимодействие конкурентов, изменение цен на оборудование, технологическое сырьё и энергоносители, а также уровень заработной платы и др. Особое влияние на динамику предложения оказывают государственная налоговая политика, банковский механизм кредитования реального сектора экономики.

Изменение экономических условий хозяйствование отражает сдвиг кривой предложения в ту или иную сторону. С учётом ряда конкретных обстоятельств, производители могут выразить готовность поставлять на рынок продукцию по более высокой или более низкой цене, наращивать или сокращать объём предложения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября  1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010;
  2. Булатова А.С. Экономика: Учебник / Под ред. Доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 32 с.;
  3. Васильева Е.В. Экономическая теория: конспект лекций – Москва: Институт экономики и права Ивана Кушнира, 2010. – 593 с.;
  4. Казаков А.П., Карчевский П.А. Реферат – дайджест учебника: К. Макконелла, С. Брю  «Экономикс: Принцыпы, проблемы и политика» (В 2 т.: Пер. с английского 11-го изд. – М.: Республика, 1992). – М.: «Менеджер», 1993- 176 стр., графики, табл.;
  5. Кирова И.В. Макроэкономика: курс лекций / МАДИ – ГТУ, 2007. – 190 с.;
  6. Лобкович Э.И. Экономическая теория. Системный курс: Учеб. Пособие/ Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 664с.;
  7. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова и др.; под М16 ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Тетра – Системс, 2010. – 384 с.
  8. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 512с.;
  9. Приходько А.В. Макроэкономика: самое главное – Москва: Институт экономики и права Ивана Кушнира, 2011. – 813 с.;
  10. Шевчук В.А.  Макроэкономика: конспект лекций – Москва: Институт экономики и права Ивана Кушнира, 2011. – 753 с.;
  11. Информационно- справочный портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / ИА «Интерфакс-Запад», – Режим доступа: http://www.interfax.by/news/belarus/104835. - Дата доступа: 03.09.2012.
  12. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 03.09.2012.
  13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ – Дата доступа: 05.09.2012.

 

 

 


Информация о работе Совокупное предложение в макроэкономическом анализе