Современные подходы в теории спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:07, реферат

Краткое описание

В литературе западных стран этот вопрос показан в достаточной степени. В современной казахстанской литературе спрос как таковой до начала демократических преобразований не рассматривался, поэтому казахстанских общедоступных книг по этому вопросу практически нет, что определяет актуальность выбранной темы.
Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и

Содержание

1.1Сущность спроса……………………………………..…….5
Спрос и кривая спроса…………………..….………..…7
Закон спроса……………………………..……………...8
Кривая спроса…………………………...................…..10
Факторы изменения спроса…………...........................10
1.2Предложение и кривая предложения………...…………..13
Закон предложения………………………..……..……14
Кривая предложения……………………………….…14
Факторы изменения предложения……………..….…15
1.3Предложение и спрос: рыночное равновесие…………..18
2.1Рыночное равновесие………………………….….…….20
Равновесие модели…………………….....….…….20
Равновесие модели в статистике…..………...…..20
Равновесие модели в динамике………………….24
Особые случаи рыночного равновесия………….…25
2.2Равновесие по Вальрасу………………………..……27
2.3Стабильность равновесия…………………………...…29
Паутинообразная модель поведения……………29
Заключение………………………………………...………32
Список используемой литературы…………………….…35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теории экономики.doc

— 430.00 Кб (Скачать файл)

4.Цены на  сопряженные товары. Приведет ли  изменение цены на сопряженный  товар к повышению или снижению  спроса на рассматриваемый продукт  зависит от того, является ли  этот родственный товар заменителем нашего продукта или сопутствующим ему. Так, например, сливочное масло и маргарин являются взаимозаменяемыми товарами. Когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшем количестве, а это в свою очередь, ведет к увеличению спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на сливочное

 

-12-

масло понижается, потребители покупают его в большем  количестве, вызывая уменьшение спроса на маргарин. Между тем другие пары продуктов являются взаимодополняющими, они сопутствуют друг другу в  том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно, то есть спрос на них сопряженный. Когда цена на бензин снижается, и вы в результате ездите больше, увеличенный пробег вашего автомобиля увеличит ваш спрос на моторное масло. И напротив, повышение цены на бензин сократит спрос на машинное масло. Таким образом, спрос на бензин и масло сопряжен – это дополняющие товары. То же относится к ветчине и яйцам, видеомагнитофонам и кассетам, фотоаппаратам и фотопленке и т.д. когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один и спросом на другой существует обратная связь. Разумеется, многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, самостоятельные товары.

5.Потребительские  ожидания. Потребительские ожидания  относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможного повышения цен в будущем может побудить их покупать теперь же, чтобы упредить повышение. Равным образом, ожидание увеличения дохода может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

 

-13-

Предложение и кривая предложения.

Предложение описывается  шкалой, показывающей количество продукта, которое производители готовы предлагать к продаже на рынке в течение определенного периода по каждой из возможных цен, по которой он может быть продан. Эта шкала предложения представляет ряд альтернативных возможностей, таких, какие показаны в таблице 2 для индивидуального производителя.

Цена  за тонну (руб.)

Величина  предложения в неделю

5

60

4

50

3

35

2

20

1

5


Таблица 2. Предложение пшеницы индивидуальным производителем (гипотетические данные)

Предложение показывает, какое количество продукта будет предложено к продаже по разным ценам, при том все прочие факторы остаются неизменными. В данном случае предположим, что наш производитель является фермером, выращивающим пшеницу, спрос на которую мы уже рассматривали. Определение понятия предложение показывает, что

 

-14-

предложение обычно рассматривается с точки зрения выгодности цены. Иными словами, мы считаем, что предложение указывает  на количество продукта, которое производители станут предлагать по разным возмож-ным ценам. Однако в равной мере правильно, а в некоторых случаях необходимо рассматривать предложение с точки зрения его величины. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество товара.

Закон предложения.

Закон предложения  утверждает, что, при прочих равных условиях, производители предлагают большее количество продукта по высокой  цене, чем по низкой. В результате связь между величиной предложения и ценой прямая, а кривая спроса – восходящая

Кривая  предложения.

Как и в отношении  спроса, полезно представить понятие  предложения в виде графика. Горизонтальная ось – величина предложения. Вертикальная –цена.

Рисунок 2. Изменение  величины предложения пшеницы.

 

-15-

Факторы изменения предложения.

Сдвиг кривой спроса на продукт может быть вызвано  следующими причинами:

  1. Изменение цен на ресурсы. Существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства. За дополнительные единицы продукта фирма должна устанавливать более высокую цену, поскольку производство эти дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Пример, если цены на посевной материал и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения пшеницы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.
  2. Технологии производства. Совершенствование технологий означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличатся предложение.
  3. Налоги и дотации. Предприятия рассматриваю большинство налогов, как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются налогом

 

-16-

наоборот. Когда  государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает  предложение.

  1. Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары также способно сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на рожь может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше пшеницы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на рожь может заставить фермеров сократить производство и предложение пшеницы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.
  2. Ожидания Ожидание изменения цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта. Фермеры могут задержать вывоз пшеницы текущего урожая на рынок, ожидая повышения цен на нее в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожидание существенного повышения цен на продукцию некоторой фирмы может сократить текущее предложение этой продукции. С другой сторону, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.
  3. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступление в отрасль большего количества фирм, кривая предложения станет смещаться вправо.

 

-17-

  1. Чем меньше количество фирм в отрасли, тем меньше рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Смещение кривой вправо означает увеличение объема предложение, а ее смещение влево – сокращение предложения. В противоположность этому, изменение цены данного продукта ведет к изменению величины предложения, то есть к передвижению от одной точки к другой на постоянной кривой предложения

 

 

-18-

Предложение и спрос: рыночное равновесие.

В условия конкуренции  взаимодействие рыночного спроса и  рыночного предложения корректирует цену до того момента, пока величина спроса и величина предложения не совпадут. Это равновесная цена. Соответствующее  количество (продукта) – это равновесное количество. Равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток у покупателей. Если бы конкурентные цены автоматически не согласовывали друг с другом решения о предложении и спросе, то понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы устранять или регулировать нехватки или избытки, которые в противном случае могли бы возникнуть. Способность рыночных сил, таким образом, синхронизировать решения рынка о продажах и покупках, чтобы исключались потенциальные излишки и нехватки продукта, называется "уравновешивающей функцией" цен.

Рисунок 3. Равновесная цена и количество продукта определяется рыночным спросом  и предложением.

 

-19-

Выше уже было рассмотрено, как неценовые факторы спроса и предложения влияют на равновесную цену. Теперь давайте рассмотрим, как влияет на равновесную цену взаимодействие спроса и предложения.

Изменение спроса. Вначале рассмотрим влияние изменения  спроса, приняв допущение, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос вырос. Обратимся к рисунку 3 отметим, что новая точка пересечения кривых предложения и спроса окажется выше точки пересечения показателей на осях цены и количества, мы можем заключить, что увеличение спроса, при прочих равных условиях, порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Аналогично, уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект уменьшения количества продукта. Короче, мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесных цены и количества.

Изменение предложения. Теперь проанализируем воздействие  изменения предложения, когда величина спроса остается постоянной. Когда  предложение увеличивается, новая точка пересечения предложения и спроса находится ниже прежней, но равновесное количество продукта возрастает. С другой сторону, сокращение предложения ведет к повышению цены. Короче, увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Существует обратная связь между изменением предложения и, вытекающим из этого, изменением равновесной цены. Но связь между изменением предложения и изменением количества продукта остается прямой.

 

-20-

Рыночное равновесие.

Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения

Рыночное равновесие в результате взаимодействия спроса и предложения.

равновесные модели

Экономические модели (в том числе и модели равновесия рынка) могут исследоваться с учетом или без учета фактора времени.

Если в модели фактор времени не учитывается, то данную модель называют статической. Если же фактор времени является одной из переменных, то модель называется динамической.

 

равновесные модели в статистике.

Для статических  моделей равновесия характерны следующие  моменты:

  • представление и сопоставление различных равновесных состояний рынка
  • механизм перехода от одного состояния к другому не исследуется
  • время учитывается лишь косвенным образом

 

-21-

Метод сравнительной  статики позволяет анализировать  сдвиги спроса, предложения и точек  равновесия под воздействием каких-либо экзогенных факторов.

Как правило, в  статических моделях рассматривают мгновенный, краткосрочный, долгосрочный периоды деятельности экономических субъектов.

Мгновенный  период

Мгновенный  период характеризуется следующими факторами:

  • количество произведенных ресурсов (факторов производства) не меняется, т.е. все факторы являются постоянными.
  • продавец лишен возможности приспосабливать величину предложения к объему спроса и равновесная цена определяется только кривой спроса
  • как следствие, кривая предложения, является либо строго вертикальной линией (для товаров, не подлежащих хранению), либо имеет возрастающий отрезок (для скоропортящихся товаров).

 

-22-

 

Краткосрочный период

В краткосрочном  периоде:

  • часть факторов производства является постоянной, а часть переменной. 
    Продавец может приспосабливать величину предложения в соответствии с рыночным спросом, но только в пределах производственных мощностей предприятия.
  • кривая предложения состоит из двух участков, где Q* — максимально возможный объем производства при данных мощностях.
  • рыночная цена определяется взаимодействием спроса и предложения на возрастающем отрезке кривой предложения, и только спросом — на вертикальном отрезке кривой SS.

 

-23-

Долгосрочный  период

Для долгосрочного  периода характерно то, что:

  • все факторы производства являются переменными, что предполагает возможность изменения масштабов производства.
  • в зависимости от динамики издержек (затрат) производственная кривая предложения может иметь вид: 
    горизонтальной линии — издержки являются постоянной величиной, и рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены. 
    возрастающей линии — издержки увеличиваются, например. из-за роста цен на ресурсы, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесной цены. 
    убывающей линии — издержки сокращаются, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесных цен.

Информация о работе Современные подходы в теории спроса и предложения