Современные подходы в теории спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:07, реферат

Краткое описание

В литературе западных стран этот вопрос показан в достаточной степени. В современной казахстанской литературе спрос как таковой до начала демократических преобразований не рассматривался, поэтому казахстанских общедоступных книг по этому вопросу практически нет, что определяет актуальность выбранной темы.
Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и

Содержание

1.1Сущность спроса……………………………………..…….5
Спрос и кривая спроса…………………..….………..…7
Закон спроса……………………………..……………...8
Кривая спроса…………………………...................…..10
Факторы изменения спроса…………...........................10
1.2Предложение и кривая предложения………...…………..13
Закон предложения………………………..……..……14
Кривая предложения……………………………….…14
Факторы изменения предложения……………..….…15
1.3Предложение и спрос: рыночное равновесие…………..18
2.1Рыночное равновесие………………………….….…….20
Равновесие модели…………………….....….…….20
Равновесие модели в статистике…..………...…..20
Равновесие модели в динамике………………….24
Особые случаи рыночного равновесия………….…25
2.2Равновесие по Вальрасу………………………..……27
2.3Стабильность равновесия…………………………...…29
Паутинообразная модель поведения……………29
Заключение………………………………………...………32
Список используемой литературы…………………….…35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теории экономики.doc

— 430.00 Кб (Скачать файл)

 

-24-

 

равновесные модели в динамике.

Динамические  модели непосредственно учитывают фактор времени.

Все переменные в подобных моделях являются функциями  времени (например: скорость изменения цены или скорость изменения объема).

Нащупывание равновесия по Вальрасу

Рассмотрим  динамическую модель рыночного равновесия с использованием прямых функций  спроса.

Пусть t — время, тогда процесс нащупывания или установления равновесия по Вальрасу можно записать следующим уравнением:

          • ΔQd(P) — избыток спроса при цене P
          • h — положительный коэффициент

Если величина спроса больше величины предложения, то есть избыток больше нуля (ситуация товарного дефицита), то производная  цены по времени (скорость изменения цены) будет также больше нуля и, следовательно, цена будет расти. Если же величина спроса меньше величины

 

-25-

предложения, то есть избыток спроса меньше нуля (ситуация затоваривания рынка), то производная  будет меньше нуля, и значит цена будет падать. 
Только при условии ΔQd(P) = 0 устанавливается рыночное равновесие.

Равновесие  по Маршаллу

Процесс взаимодействия спроса и предложения по Маршаллу описывается уравнением:

          • ∆P(Q) — превышение ценой спроса цены предложения при данном объеме продаж Q.

Если данное превышение есть величина положительная, то объем предложения возрастает. Если отрицательная, то объем сокращается. Условием равновесия будет равенство  ∆Qd(p)= 0.

особые случаи рыночного равновесия.

Равновесие  при нулевой цене

Случай свободных ресурсов.

Равновесие  при нулевом объеме выпуска

 

-26-

Производство  товара экономически нецелесообразно.

Не единственность равновесия

Например: рынок  труда, когда кривая предложения  имеет убывающий отрезок.

Неопределенность  равновесия

Наличие у линий спроса и предложения общего сегмента — либо горизонтального, либо вертикального.

 

-27-

Равновесие по Вальрасу.

Леон  Вальрас (1834-1910) Франко-швейцарский экономист, основатель математического направления экономического анализа.

При данном подходе рассматриваются прямые функции спроса (предложения):

Это означает исследование динамики объемов спроса и объемов  предложения при заданных ценах.

Пусть реальная рыночная цена будет выше цены равновесия , как это представлено на рисунке. 
При этой цене объем спроса составит , а объем предложения . 

Возникает избыток  предложения, и на рынке возникает  тенденция к понижению цены.

Напротив, если рыночная цена ( ) установится ниже цены равновесия, возникает дефицит товаров, и цена будет иметь тенденцию к повышению.

 

-28-

 

 

Таким образом, условие равновесия по Вальрасу, это равенство величины спроса величине предложения.

 

-29-

Стабильность равновесия.

Стабильность  равновесия означает способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к нему под влиянием лишь своих внутренних факторов.

Анализ стабильности имеет не только теоретическое, но и  практическое значение. Если рынок  обладает стабильностью равновесия, то это означает, что его дополнительное регулирование со стороны государства  необязательно, ибо рынок — это саморегулирующийся механизм. Если же рыночное равновесие нестабильно, то государственное регулирование необходимо

Паутинообразная модель поведения.

Стабильность  или нестабильность рыночного равновесия равновесия может быть проанализирована при помощи так называемой паутинообразной модели.

Данная модель преполагает слудеющие допущения:

  • величина спроса зависит от цен текущего периода, величина предложения — от цен предшествующего периода. 
     
     
    где — период времени
  • функции спроса и предложения являются линейными, 
     
     
    где — положительные коэффициенты; функции спроса и предложения не меняются во времени

 

-30-

  • функции спроса и предложения не меняются во времени

В зависимости  от соотношения абсолютной величины тангенса угла наклона кривой спроса и угла наклона кривой предложения (угол определяется по отношению к оси ОР) будет определяться стабильность или нестабильность рыночного равновесия.

Возможны три  случая:

  • если , то любое отклонение от равновесия будет вести к увеличению колебаний цен и объемов, все более удаляя исходное положение от точки равновесия.

 

 

  • если , то любое первоначальное отклонение ведет к колебаниям цен и объемов одинаковой амплитуды;

 

-31-

 

  • если  , то колебания будут постепенно затухать, а рыночное равновесие восстановится

 

 

 

-32-

Заключение.

Рыночная экономика  управляется ценами. Когда цена товара повышается, продавцам выгодно увеличивать  производство, но покупателям невыгодно  покупать слишком дорого. Когда же цены снижаются, ситуация становится противоположной. Таким образом, цены повышают "сигналы" покупателям и продавцам, обеспечивая восприимчивость экономики к колебаниям спроса и предложения.

В условиях свободной  рыночной экономики цены определяются взаимодействием спроса и предложения. Совершенной конкуренцией называется такая ситуация, при которой на рынке действует много покупателей и продавцов, хорошо осведомленных об условиях рынка и продающих одинаковые товары.

Любой рынок  состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

 

-33-

Рассмотрение  законов спроса и предложения, а  также принципа формирования равновесной  цены позволяет сделать следующие  выводы.

1. В рыночной  экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках: фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска; цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения; наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если на  рынке произойдет какое-то событие,  которое нарушит сложившееся  равновесие (например, изменение вкусов  потребителей и соответствующее изменение спроса), то фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия); начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

Также, в заключении необходимо отметить, что важнейшими категориями экономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

Рынок сводит продавцов  и покупателей; равновесная цена и объем 

 

-34-

продаж устанавливаются  в точке, где намерения продавцов  и покупателей совпадают. Изменения  в спросе или предложении, вызванные  действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.

 

-35-

Список  использованной литературы.

  1. Кэмпбелл Р. Макконел, Стенли Л. Брю. Экономикс, Баку, изд-во "Азербайджан", 1992 г., Т1.
  2. Борохов В. Б. Основы экономической теории, Москва, 2000.

3. Борисов Е.Ф.  Экономическая теория - Учебник.- М.: Юрист, 2001. - 536 с. 

4.. Булатов А.  С. Экономика/Учебник. - М.: Юрист, 2001. - 734 с. 

5.Бункина М. К., Семенов  В. А. Макроэкономика. Учебное  пособие. - М., 1995. - 424 с. 

  6.Костюк В.Н. "История экономических учений".- М.: Центр, 1998. - 315 с.

7. Курс экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Сидоровича. -.: ДиС, 1997. - 734 с.

  8. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов-на-Дону. 2002. - 544 с.

9.. Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. - СПб.: Издательство АО "Санкт-Петербург оркестр", 1999. - 326 с.

10.http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya


Информация о работе Современные подходы в теории спроса и предложения