Современные теории региональной экономики и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 16:28, доклад

Краткое описание

Игнорирование экономического пространства лишало экономические теории должной общности и гармоничности, приводило к искажающим упрощениям. Например, в исследованиях механизмов конкуренции, торговли не учитывались "монополистическая защита" расстояний и транспортных издержек, конкурентные преимущества различных мест размещения производства, немобильность природных ресурсов.
Тем не менее, исследования в сфере пространственной экономики развивались, хотя и не столь активными темпами, как, возможно, хотелось бы. В совокупности теоретических разработок прошлого сегодня выделяются два магистральных направления:
• теории, определяющие специализацию регионов в территориальном разделении труда
• теории, определяющие принципы размещения производства.

Вложенные файлы: 1 файл

теории рэ.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Одни товары и услуги (товары первой необходимости) должны предоставляться в каждом населенном пункте, другие - в средних поселениях(обычная одежда, основные бытовые услуги), третьи - только в крупных городах (театры, музеи, предметы роскоши). Каждое центральное место имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно принадлежит. Кроме продукции, необходимой для зоны своего ранга, центр производит товары и услуги, типичные для всех центров более низших рангов. Тип иерархии определяется числом центральных мест следующего, более низкого уровня иерархии, подчиненных одному центральному месту.

Кристаллером выделяется три варианта иерархии: с числом уровней (К), равным 3, 4 и 7.

К=3 (город - поселок - деревня). Это оптимальная конфигурация рыночных зон. Обслуживание территории достигается наименьшим числом центральных мест

К=4 (город - поселок - поселение - деревня). Наилучшие условия для строительства транспортных путей. Наибольшее число центральных мест будет расположено на одной трассе, соединяющей более крупные города, что обеспечивает минимальные издержки на строительство дороги.

К=7 (город - поселок - поселение - деревня). Вариант, обеспечивающий наиболее четкий административный контроль. Все центральные места, зависящие от главного, полностью входят в его зону контроля.

Из приведенных примеров видно, что функции поселений различны, каждое имеет свой радиус влияния и притяжения. В соответствии с этим возможны и разные способы территориальной организации систем расселения, при которых создаются наиболее благоприятные условия для выполнения тех или иных функций. Рассмотренные три случая можно представить как рыночную, транспортную и административную ориентации в формировании территориальной структуры расселения. Таким образом, теория центральных мест позволяет создать эталон системы расселения.

2.4. Общая теория размещения. Общая теория размещения получила развитие в XX веке. Ее автором стал польский экономист А.Леш, взгляды которого изложены в работе "Пространственная организация хозяйства", вышедшей в 1940 г. Общая теория размещения связывает частные теории Тюнена, Вебера, Кристаллера. Она расширяет предмет теории размещения, переходя от уровня предприятий и поселений к проблемам формирования экономических регионов.

Наиболее важным вкладом А. Леша считается разработка принципиальных основ теории пространственного экономического равновесия.

Состояние равновесия по А. Лешу характеризуется следующими условиями:

· местоположение каждой фирмы характеризуется максимально возможными преимуществами для потребителей и производителей;

· фирмы размещаются так, что территория используется полностью;

· существует равенство цен и издержек;

· все рыночные зоны имеют минимальный размер (в виде шестиугольников).

Особенностью мышления А. леша является высокая степень абстрагирования и теоретических обобщений при объяснении возникновения территориального разделения труда. Например, К. Маркс объяснял происхождение территориального разделения труда региональными различиями условий производства: климат, почвы, природные ресурсы и т.д. Методология Леша принципиально иная.

Вопрос ставится так: какие условия необходимы и достаточны для возникновения

территориального разделения труда? Предполагается, что территория абсолютно однородна и изначально пуста. Учитываются только два фактора: эффект концентрации производства и транспортные издержки. Для каждого вида деятельности существует свой рациональный предел концентрации, превышение которого перекрывается ростом транспортных издержек. Для разных видов производств сочетания указанных двух факторов дают разные оптимальные решения. И уже в силу этих обстоятельств возникают разные концентрации разных производств по территории, т.е. территориальное разделение труда.

Таким образом, А. Леш смог убедительно показать, что общая теория размещения не может быть выведена эмпирическим путем.

 


Информация о работе Современные теории региональной экономики и управления