Современный воспроизводственный цикл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие понятия «воспроизводственный цикл», рассмотрение основных теорий воспроизводственных циклов и анализ показателей расширенного воспроизводства в Республике Беларусь.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие воспроизводственного цикла и его основные фазы;
- рассмотреть основные теории воспроизводственного цикла;
- провести анализ особенностей современного воспроизводственного цикла на примере Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ 4
1.1 Цикличность развития и понятие цикла 4
1.2 Воспроизводственный цикл и его фазы 8
1.3 Характеристика фаз воспроизводственного цикла и их воспроизводственные функции 10
2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА 15
2.1 Множественность теорий 15
2.2 Теория недопотребления и теория перенакопления 16
2.3 Концепции монетаризма и позиции кейнсианства 17
2.4 Современная политическая концепция экономического цикла 19
2.5 Современная синтетическая теория 21
3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА 24
3.1 Кризисный спад экономики Республики Беларусь в переходный период 24
3.2. Республика Беларусь в условиях мирового финансово-экономического кризиса 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 38

Вложенные файлы: 1 файл

Цикл, воспроизводственный РБ.docx

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Одновременно в целях минимизации  негативных последствий кризиса  изыскивались новые возможности, новые  рынки, новые ниши для продвижения  нашей продукции. В условиях существенного  сужения мирового спроса необходимо было сконцентрировать деятельность маркетинговых  служб предприятий на поиске новых  рынков сбыта, проводить более агрессивную  внешнеторговую политику, использовать дополнительные возможности для  наращивания экспорта в соседние с нами Российскую Федерацию, Украину, государства Балтии, а также наладить поставки товаров и оказание услуг  в страны СНГ, Ближнего Востока, Латинской  Америки. В этих целях для отечественных  экспортеров был упрощен порядок  осуществления внешнеторговых операций.

По предложению правительства  Президентом Беларуси был введен механизм стимулирования реализации товаров, работ, услуг через поощрение  работников, занятых в маркетинговых  службах. Так, указом главы государства  от 23 января 2009 года №49 руководителям  коммерческих организаций независимо от формы собственности предоставлено  право устанавливать руководителям  и специалистам структурных подразделений, обеспечивающим поступление валютной выручки, персональные условия оплаты их труда, предусматривающие повышенные размеры окладов и выплат стимулирующего характера. При этом указанные выплаты  не были ограничены размерами, установленными действующим законодательством, и  в полном объеме стали относиться на затраты по производству и реализации продукции, учитываемые при ценообразовании  и налогообложении. Для оперативного реагирования на возможные воздействия мирового финансово-экономического кризиса на экономику и социальную сферу Беларуси  была организована соответствующая система мониторинга. Особое внимание уделялось вопросам занятости населения, недопущения массовых увольнений. Предпринималось все возможное для того, чтобы помочь национальной экономике пережить сложности современного этапа с минимальными социальными последствиями, для чего правительством принят ряд мер, касающихся сохранения и контроля рынка труда, что и было достигнуто.

Однако весной 2011 года в стране разразился новый финансовый кризис. Вызванный многолетним отрицательным  сальдо торгового баланса и издержками элементов административно-командной  системы в экономике, и обострившийся  из-за ажиотажного спроса на иностранную  валюту.

Кризис проявляется в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной  способности населения вследствие более чем 50 % девальвации белорусского рубля. Несмотря на проведение девальвации  и введение антикризисного регулирования  экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно  превысила прогнозные показатели. Кроме  того, из-за проводимого руководством страны курса возникли проблемы с  получением иностранных кредитов.

В результате кризиса установленный  Нацбанком курс доллара за 2011 год вырос с 3000 до 8500 белорусских рублей, совокупная девальвация только за десять месяцев составила 189 %. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах в марте-апреле сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей к сентябрю. Свободный курс в обменных пунктах (с 14 сентября 2011 года), по которому можно купить наличную валюту, и курс на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи удерживаются на уровне около 8500 рублей, то есть в три раза выше курса на начало года. В то же время, физические лица могут теперь покупать иностранную валюту только по паспорту  [12].

Инфляция за 2011 год составила 108,7 %, базовая инфляция (без учёта  цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за январь-октябрь – 118,1 %. Это самый  высокий показатель в Европе и  СНГ. Цены на продукты питания (в том  числе, контролируемые государством) за 2011 год выросли в среднем на 125 %, на непродовольственные товары – на 112 %, на услуги — на 64,9 %, на пассажирские перевозки — на 105,6 %. К ноябрю ставки по потребительским кредитам выросли до 120 % годовых. При этом зарплата в долларовом эквиваленте  упала с 500 долларов до 170-220 долларов, то есть ниже уровня Киргизии, Молдавии, Армении, Украины и Азербайджана (по другим данным, до 260 долларов). Уровень  доходов населения упал примерно до уровня 2005 года [12].

В начале ноября 2011 года Министерством  экономики и другими участниками  правительства был разработан ряд  предложений по изменению курса  социально-экономического развития на 2012 год. Были озвучены следующие предложения:

- выход на положительное сальдо  внешней торговли;

- сокращение эмиссионного кредитования  экономики, сокращение финансирования  госпрограмм (ориентировочно в  три раза) и проведение жёсткой  налоговой и кредитно-денежной  политики;

- активизация привлечения иностранных  инвестиций (план – $4 миллиарда);

- приватизация малоэффективных  предприятий;

- отказ от регулирования курса  белорусского рубля за исключением  резких скачков;

- рост золотовалютных резервов  на $5 миллиардов, то есть вдвое;

- отказ от приоритета роста  ВВП перед остальными макроэкономическими  показателями;

- удерживание инфляции на уровне 19 %.

Предложенный план был принят, эмиссионное  кредитование экономики было прекращено. Национальный банк контролирует, чтобы  банки не допускали больших проблемных кредитов. Проблемные кредиты сегодня  составляют 0,47 %, проблемные активы – 3,9 %.  [5].

Таким образом, в результате принятых руководством республики мер в данный момент наблюдается ослабление влияния  кризиса 2011 года на повседневную жизнь  и постепенное возвращение страны к устойчивому экономическому росту.

В условиях глобализации экономика  ни одной страны не является изолированной  от мировой. Соответственно ни одна страна не может рассчитывать на преодоление  воздействия кризисных явлений  в одиночку. Беларусь – не исключение, восстановление наших экспортных позиций  в огромной степени зависит от экономических процессов в России, Западной и Восточной Европе, СНГ, где находится основная сфера  наших национальных интересов. И, конечно, это относится, прежде всего, к состоянию  экономики Российской Федерации, которая  была и продолжает оставаться наиболее значимым экономическим партнером  Беларуси.

С учетом взаимодействия экономик Беларуси и России, необходимо объединить усилия по противодействию влиянию мирового кризиса, выработке общей стратегии  поведения и совместных механизмов решения вставших перед странами проблем. Важнейшим шагом в данном направлении является подписание главами  правительств обоих государств. Плана  совместных действий правительства  Республики Беларусь и правительства  Российской Федерации по минимизации  последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли.

Большое значение придается расширению сотрудничества с Российской Федерацией в банковской сфере, созданию системы  доверия платежей, что крайне важно  в условиях, когда мировая финансовая система потеряла свою устойчивость и все чаще стали возникать  проблемы с финансовым сопровождением внешнеторговых операций. В этой связи  правительством Беларуси были подписаны  меморандумы с российской корпорацией  «Внешэкономбанк», Росбанком и Сбербанком России. Эти соглашения нацелены на оказание финансовой поддержки и содействие экспортному потенциалу Беларуси и России, привлечение внешних инвестиций, создают возможности для использования российских кредитных ресурсов при решении проблемных вопросов развития производственной кооперации с российскими компаниями.

С целью изучения ситуации на всех уровнях – от конкретных предприятий  до подотраслей и отраслей реального сектора экономики – был утвержден график посещения валообразующих организаций высшими должностными лицами и заместителями Премьер-министра Республики Беларусь. Непосредственное общение с производственниками на местах позволяет оперативно выявлять новые проблемные вопросы и вырабатывать необходимые управленческие решения, расширяющие и дополняющие систему антикризисных мер.

Таким образом, сегодня на правительственном  уровне, в областях и на предприятиях принят комплекс антикризисных мер. Теперь важно, чтобы они эффективно работали на местах.

Можно с уверенностью сказать, что  принимаемые правительством в условиях быстро изменяющейся экономической  ситуации меры по реформированию национальной экономики, а также проводимая внешняя  и внутренняя политика позволят эффективно противодействовать негативному влиянию  финансово-экономического кризиса  и обеспечить ускоренное социально-экономическое  развитие страны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Изучение  вопросов, посвященных воспроизводственным  циклам, дает основание сделать следующие  выводы.

Воспроизводственный цикл был и остается одним из ключевых понятий макроэкономики. Он присущ всем странам с рыночной экономикой и характеризует процесс колебательного движения уровня производства, объема инвестиций, занятости и дохода, в результате чего происходит значительное расширение или сжатие деловой активности в большинстве секторов экономики. Колебание экономической динамики, ее отклонения от равновесной линии  развития (долгосрочного тренда) осуществляются в силу разных причин:

- экономическая  активность неравномерна из-за  сезонных колебаний (летом она  угасает в ряде секторов экономики  в связи с отпусками, в то  время как в сельском хозяйстве  усиливается);

- существенное  влияние на активность могут  оказывать демографические колебания,  вызванные, например, заметным падением  рождаемости или ростом смертности, в результате чего образуются  «демографические ямы», влекущие  за собой колебания в динамике  численности населения, а, следовательно, в уровне занятости с периодом 20-25 лет;

- источником  колебаний могут быть сроки  службы в период обновления  разных элементов основного капитала: производственных запасов (3-4 года); машин и оборудования (8-10 лет); зданий  и сооружений (20-25 лет). Кроме того, есть колебания, которые не  носят узкоотраслевого характера,  а проявляются во всех сферах  хозяйственной деятельности через  длительные периоды (около 50 лет). Такие колебания известны в  экономической науке как циклы  Кондратьева (названы по имени  русского экономиста Н. Кондратьева).

Несмотря  на различия в продолжительности  и интенсивности экономических  циклов, все они имеют одни и  те же фазы. Экономисты выделяют, как  правило, четыре фазы цикла: подъем (бум); кризис (спад); депрессию (дно); оживление (расширение). Фазу кризиса, продолжающуюся более полугода, принято называть экономическим спадом. Глубокие и  длительные спады, сопровождающиеся разрушительными  последствиями для экономики, часто  называют депрессиями (Великая депрессия 30-х гг.). В настоящее время понятие  депрессии вышло из употребления в развитых странах и используется только в историческом контексте. Однако для некоторых развивающихся  рынков (например, России, Беларуси и  других стран СНГ) оно вполне адекватно  отражает ситуацию последних лет.

Каждая  фаза экономического цикла выполняет  важную воспроизводственную функцию. Кризис, сопровождающийся падением производства, занятости, снижением доходов и издержками, ведет в конечном счете к удешевлению средств производства и последующему стимулированию инвестиций в новые предприятия, технологии и оборудование. В фазе депрессии производство и занятость, достигнув минимальных значений, начинают постепенно оживать на основе новых пропорций и инноваций. Фаза оживления характеризуется началом расширенного воспроизводства и ростом выпуска до уровня докризисного периода. В фазе подъема вступают в строй новые предприятия, сокращается безработица, растут заработная плата, инвестиции и объем реального капитала. Из-за быстрого расширения производства, спроса на кредит повышаются ставки ссудного процента до уровня средней нормы прибыли. Фаза подъема заканчивается бумом (высшей точкой подъема), за которым в результате возникших диспропорций начинается очередной спад.

Таким образом, несмотря на то, что кризисы (спады) приносят немалые экономические и человеческие издержки, рыночная экономика от цикла к циклу выходит на все более высокие уровни развития, совершенствуя не только материальный базис, но и организационные формы производства, распределение, обмен и потребление.

В современных  условиях содержание и общая картина  экономического цикла существенно  модифицируются. Это проявляется, во-первых, в уменьшении амплитуды колебаний  экономической активности (фазы спада  стали короче, фазы подъема —  продолжительнее; кроме того, удалось  избежать депрессии, в результате чего за спадом идет оживление и подъем); во-вторых, в уменьшении диапазона  колебаний объемов производства и уровней занятости; в-третьих, в  усилении воздействия на экономический  цикл монополистической структуры  рынков, НТП, глобализации производства, государственного регулирования экономики.

Говоря  о Республике Беларусь, следует учитывать, прежде всего, переходный период экономики. Это означает, что классические теории экономического цикла и меры по выходу из кризиса не всегда будут эффективны в условиях белорусской экономики  в силу определенных причин.

Экономика Республики Беларусь, как и большинства  стран, еще не до конца преодолела влияние мирового финансово-экономического кризиса, и руководство страны принимает  ряд мер по преодолению негативного  влияния кризиса на страну. Изучаются  ситуации на всех уровнях национальной экономики – от конкретных предприятий  до подотраслей и отраслей реального сектора экономики – что позволяет оперативно выявлять новые проблемные вопросы и вырабатывать необходимые управленческие решения, расширяющие и дополняющие систему антикризисных мер.

Информация о работе Современный воспроизводственный цикл