Содержание, значение и задачи экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

В первой части курсовой работы излагаются теоретические основы экономического анализа как системы обобщённых данных о содержании, значении, задачах, предметах и типологии видов.
Во второй части рассматривается система аналитических показателей, классификация и приемы экономического анализа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3-4
1. Содержание, значение и задачи экономического анализа………….…5-6
1.1 Предмет, объект и метод экономического анализа……………….….6-10
1.2 Типология видов экономического анализа…………………………..10-18
2. Система аналитических показателей и их классификация…..……..19-21
2.1 Приемы экономического анализа и их классификация…………......22-25
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературных источников………………………..…………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМ, АНАЛИЗ.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

      – функционально-стоимостной;

       маржинальный анализ (анализ безубыточности, CVP–анализ) – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно-следственных связей объема продаж, затрат и прибыли с учетом деления затрат на условно-переменные и условно-постоянные;

      – анализ рисков – нацелен на количественное измерение уровня неопределенности и риска хозяйственных ситуаций посредством статистических и эвристических методов анализа.

      7. По признаку времени экономический анализ подразделяется следующим образом:

      – предварительный, который проводится до проведения хозяйственной операции с целью обоснования ее экономической эффективности (к нему относят, например, инвестиционный анализ), а также с целью прогнозирования будущих тенденций развития организации (его еще называют перспективным);

      – последующий, проводимый после совершения хозяйственной операции с целью определения не использованных резервов роста эффективности. Такой анализ в зависимости от временного признака подразделяется на ретроспективный и оперативный.

      8. По объектам управления  анализ можно разделить на финансово-экономический, технико-экономический, а также:

      – аудиторский – экспертная диагностика финансового здоровья организации, проводимая аудиторами или аудиторскими фирмами;

      – социально-экономический – изучает взаимосвязь социальных и экономических условий производственного процесса, взаимного их влияния на результаты деятельности организации;

      – экономико-статистический – применяется для изучения массовых общественных явлений на различных уровнях управления: и микро, и макро;

      – экономико-экологический – исследует взаимодействие экономических процессов на предприятии, а также регионов с экологической средой их функционирования;

      – маркетинговый – предназначен для изучения внешней среды хозяйствования организаций, выбора наиболее эффективных методов их продвижения и позиционирования на рынке, изучения рынка сбыта и товароснабжения, формирования товарного предложения, ценовой политики.

      9. По степени охвата  изучаемого объекта:

      – комплексный – этот анализ охватывает изучение всех сторон деятельности конкретного объекта;

      – тематический – предполагает глубокое изучение одной стороны хозяйственной деятельности объекта исследования.

      10. По кругу изучаемых  вопросов выделяют:

       сплошной – проводится по всем подразделениям анализируемого предприятия;

       выборочный – проводится по ряду отдельных подразделений, выбор которых обусловлен целью анализа.

      11. По периодичности и времени проведения выделяют:

       единовременный анализ, который носит разовый характер, например, при смене руководства, и проводится по программе, разработанной применительно к каждой конкретной ситуации.

       периодический анализ – проводится постоянно через определенный промежуток времени по более или менее устойчивым программам и, свою очередь, подразделяется на: а) оперативный, б) ретроспективный, в) перспективный.

      12. По субъектам анализа,  т. е. в зависимости  от потребителей  его результатов анализ подразделяется на внутренний и внешний анализ.        Внутренний анализ представляет собой составную часть управленческого учета, т. е. информационно-аналитического обеспечения руководства организации на основе данных аналитического и синтетического учета.    Внешний анализ – составная часть финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информации о деятельности предприятия на основе публичной бухгалтерской отчетности.

      Следует отметить, что каждый из вышеназванных  видов экономического анализа, являясь своеобразным по содержанию, организации и методике проведения, тесно взаимосвязан с другими, дополняя их. 

2. Система аналитических показателей и их классификация 

         Узловым элементом методики экономического исследования является выбор системы показателей, через которые отражается деятельность хозяйствующего субъекта, т. е. системы количественных характеристик свойств отображаемых объектов. При этом комплексность анализа требует использование в ходе исследования целых систем показателей.

         Система показателей – это совокупность взаимосвязанных абсолютных и относительных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного объекта или явления. Любая система показателей, характеризующих деятельность организации, состоит из величин двух типов: экономические и статистические. При этом основой при построении системы аналитических показателей являются:

– цель и задачи;

– глубина  исследования и степень детализации;

– информационная база анализа.

         Экономические показатели отражают результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, а также факторы их формирования. Последние, в свою очередь, могут быть классифицированы на результативные (выручка от продажи, товарная продукция, прибыль, качество продукции (товаров, работ, услуг)) и факторные показатели, которые также подразделяются в зависимости от изучаемых результативных показателей. В частности, по этому признаку выделяют:

– факторные  показатели результатов хозяйственной  деятельности (материальные, товарные, трудовые ресурсы, материально-техническая база);

– факторные  показатели финансовых результатов (доходы и расходы по обычным видам деятельности, прочие доходы и расходы, налоговые платежи в бюджет из прибыли);

– факторные  показатели качества продукции (товаров, работ, услуг), к которым относят показатели конкурентоспособности продукции, технико-организационный уровень производства и качество производственного процесса

Кроме того, все факторные показатели подразделяются следующим образом:

– экстенсивные (оценивающие стоимость, объем и количество ресурсов, используемых организацией в процессе торгово-производственной деятельности);

– интенсивные (с точки зрения направления развития, характеризуют эффективность использования ресурсов, т. е. показывают соотношение полученного экономического эффекта (выручки от продажи, прибыли) с количеством или стоимостью произведенных затрат, а также средств, вложенных в формирование ресурсов, для его получения).

         При этом система экстенсивных и интенсивных факторных экономических показателей может быть детализирована в разрезе групп ресурсов, задействованных в торгово-экономическом процессе объекта экономического анализа.

         По своему содержанию показатели делятся на количественные (показатели, используемые для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции (товаров), др. стороны работы организации: объем реализации в руб., продажа товаров в количественном выражении (кг, шт.), процент выполнения производственной программы), структурные (или удельные, характеризующие отношение части к общему) и качественные (используют для оценки произведенной продукции и реализуемых товаров с точки зрения ее соответствия установленным требованиям, для оценки экономической эффективности: урожайность с 1 га, производительность труда)2.

По характеру  воздействия выделяют:

– прямые показатели, рост которых характеризует  или способствует улучшению результатов деятельности организации, например, прибыль, операционные доходы, материалоотдача, скорость обращения товаров, фондоотдача и т. д.;

– обратные, увеличение которых отражает или  приводит к ухудшению результатов деятельности, например, убыток, уровень расходов на продажу, операционные расходы, материалоемкость, время обращения товаров, фондоемкость и т. д.

По способу  формирования различают:

– нормативные (норма расхода энергии, топлива  и т. д.);

– плановые (данные планов);

– учетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности);

– аналитические (определяются в ходе аналитических процедур с целью оценки результатов деятельности организации).

         Статистические показатели характеризуют динамику результатов деятельности хозяйствующего субъекта и их распределение во времени и пространстве, а также количественное измерение взаимосвязи показателей.

Между показателями рассмотренной системы  существует тесная взаимосвязь, которая  может носить несколько или один из следующих характеров:

– логическая связь (проявляется между группами показателей, классифицируемым по таким признакам, как: единицы измерения, способ воздействия, содержание);

– семантическая  связь (взаимосвязь показателей  по степени охвата характеристик; данные связи выделяются и фиксируются  посредством классификаций и  номенклатур в разрезе различных  признаков);

– функциональная связь (детерминированная) и стохастическая связь (вероятностная). 
 
 

    1. Приемы  экономического анализа  и их классификация
 

         Использование адекватных методов и приемов экономического анализа, совокупность которых представляет собой его инструментарий, дает возможность объективно измерять и оценивать характер взаимосвязей, количественные параметры факторов, оказавших влияние на изменение показателей, отражающих развитие хозяйственных процессов, а на этой основе – разрабатывать и принимать экономически обоснованные управленческие решения. Для лучшего восприятия приемов их классифицируют по ряду признаков.

  1. В зависимости от момента начала применения в науке все приемы экономического анализа подразделяют на традиционные и экономико-математические методы.

      Традиционные  приемы применяют с момента возникновения  самой науки. К ним относятся: сравнение; средние и относительные  величины; группировка; ранжирование; цепные подстановки; прием балансовой увязки и индексный метод, выделение «узких мест» и «ведущих звеньев».

         С развитием вычислительной техники и проникновением математического аппарата в область экономики начали широко развиваться экономико-математические методы (метод дифференциально-интегральных исчислений, корреляционно-регрессионный анализ, дисперсионный анализ, кластерный анализ, линейное программирование, методы решения оптимизационных задач), которые позволяют: сократить сроки проведения анализа, т. е. повысить оперативность анализа; осуществлять более полный охват факторов и их влияние на результаты хозяйственной деятельности; заменить приближенные и упрощенные расчеты более точными вычислениями; решать сложные оптимизационные задачи, которые невозможно решить вручную с помощью традиционных методов. При этом все экономико-математические методы по признаку оптимальности и признаку получения точного решения делятся следующим образом:

– оптимизационные  точные методы – методы, позволяющие  искать единственно верное решение  по заданному критерию оптимальности (к ним относят методы исследования операций, методы математического программирования, методы теории оптимальных процессов);

– оптимизационные  приближенные методы – методы, позволяющие  искать решение по заданному критерию оптимальности с любой степенью точности (к ним относят методы экономической кибернетики и эвристические методы);

– неоптимизационные  точные методы – поиск решения  ведется без критерия оптимальности, но при получении единственно верного решения (это методы элементарной математики, эконометрические методы и классические методы математического анализа);

– неоптимизационные  приближенные методы – поиск решения  ведется без критерия оптимальности  с любой степенью точностью полученного  решения (в основном, это методы математической статистики).

      2. В зависимости  от степени формализуемости приемов и методов (т. е. возможности описания методов с помощью математических процедур) В.В. Ковалев и О.Н. Волкова3 выделяют формализованные (математические, количественные), применение которых основано на построении математических моделях и выражениях, строгих зависимостях и правилах, и неформализованные (качественные, логические, эвристические), которые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне на основе интуиции и человеческого опыта (например, методы экспертных оценок, методы имитационного моделирования, метод сценариев).

Информация о работе Содержание, значение и задачи экономического анализа