Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:06, курсовая работа
В первой части курсовой работы излагаются теоретические основы экономического анализа как системы обобщённых данных о содержании, значении, задачах, предметах и типологии видов.
Во второй части рассматривается система аналитических показателей, классификация и приемы экономического анализа.
Введение………………………………………………………………………....3-4
1. Содержание, значение и задачи экономического анализа………….…5-6
1.1 Предмет, объект и метод экономического анализа……………….….6-10
1.2 Типология видов экономического анализа…………………………..10-18
2. Система аналитических показателей и их классификация…..……..19-21
2.1 Приемы экономического анализа и их классификация…………......22-25
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературных источников………………………..…………………….27
– функционально-стоимостной;
– маржинальный анализ (анализ безубыточности, CVP–анализ) – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно-следственных связей объема продаж, затрат и прибыли с учетом деления затрат на условно-переменные и условно-постоянные;
– анализ рисков – нацелен на количественное измерение уровня неопределенности и риска хозяйственных ситуаций посредством статистических и эвристических методов анализа.
7. По признаку времени экономический анализ подразделяется следующим образом:
– предварительный, который проводится до проведения хозяйственной операции с целью обоснования ее экономической эффективности (к нему относят, например, инвестиционный анализ), а также с целью прогнозирования будущих тенденций развития организации (его еще называют перспективным);
– последующий, проводимый после совершения хозяйственной операции с целью определения не использованных резервов роста эффективности. Такой анализ в зависимости от временного признака подразделяется на ретроспективный и оперативный.
8. По объектам управления анализ можно разделить на финансово-экономический, технико-экономический, а также:
– аудиторский – экспертная диагностика финансового здоровья организации, проводимая аудиторами или аудиторскими фирмами;
– социально-экономический – изучает взаимосвязь социальных и экономических условий производственного процесса, взаимного их влияния на результаты деятельности организации;
– экономико-статистический – применяется для изучения массовых общественных явлений на различных уровнях управления: и микро, и макро;
– экономико-экологический – исследует взаимодействие экономических процессов на предприятии, а также регионов с экологической средой их функционирования;
– маркетинговый – предназначен для изучения внешней среды хозяйствования организаций, выбора наиболее эффективных методов их продвижения и позиционирования на рынке, изучения рынка сбыта и товароснабжения, формирования товарного предложения, ценовой политики.
9. По степени охвата изучаемого объекта:
– комплексный – этот анализ охватывает изучение всех сторон деятельности конкретного объекта;
– тематический – предполагает глубокое изучение одной стороны хозяйственной деятельности объекта исследования.
10. По кругу изучаемых вопросов выделяют:
– сплошной – проводится по всем подразделениям анализируемого предприятия;
– выборочный – проводится по ряду отдельных подразделений, выбор которых обусловлен целью анализа.
11. По периодичности и времени проведения выделяют:
– единовременный анализ, который носит разовый характер, например, при смене руководства, и проводится по программе, разработанной применительно к каждой конкретной ситуации.
– периодический анализ – проводится постоянно через определенный промежуток времени по более или менее устойчивым программам и, свою очередь, подразделяется на: а) оперативный, б) ретроспективный, в) перспективный.
12. По субъектам анализа, т. е. в зависимости от потребителей его результатов анализ подразделяется на внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ представляет собой составную часть управленческого учета, т. е. информационно-аналитического обеспечения руководства организации на основе данных аналитического и синтетического учета. Внешний анализ – составная часть финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информации о деятельности предприятия на основе публичной бухгалтерской отчетности.
Следует
отметить, что каждый из вышеназванных
видов экономического анализа, являясь
своеобразным по содержанию, организации
и методике проведения, тесно взаимосвязан
с другими, дополняя их.
2.
Система аналитических
показателей и их классификация
Узловым элементом методики экономического исследования является выбор системы показателей, через которые отражается деятельность хозяйствующего субъекта, т. е. системы количественных характеристик свойств отображаемых объектов. При этом комплексность анализа требует использование в ходе исследования целых систем показателей.
Система показателей – это совокупность взаимосвязанных абсолютных и относительных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного объекта или явления. Любая система показателей, характеризующих деятельность организации, состоит из величин двух типов: экономические и статистические. При этом основой при построении системы аналитических показателей являются:
– цель и задачи;
– глубина исследования и степень детализации;
– информационная база анализа.
Экономические показатели отражают результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, а также факторы их формирования. Последние, в свою очередь, могут быть классифицированы на результативные (выручка от продажи, товарная продукция, прибыль, качество продукции (товаров, работ, услуг)) и факторные показатели, которые также подразделяются в зависимости от изучаемых результативных показателей. В частности, по этому признаку выделяют:
– факторные показатели результатов хозяйственной деятельности (материальные, товарные, трудовые ресурсы, материально-техническая база);
– факторные показатели финансовых результатов (доходы и расходы по обычным видам деятельности, прочие доходы и расходы, налоговые платежи в бюджет из прибыли);
– факторные показатели качества продукции (товаров, работ, услуг), к которым относят показатели конкурентоспособности продукции, технико-организационный уровень производства и качество производственного процесса
Кроме того, все факторные показатели подразделяются следующим образом:
– экстенсивные (оценивающие стоимость, объем и количество ресурсов, используемых организацией в процессе торгово-производственной деятельности);
– интенсивные (с точки зрения направления развития, характеризуют эффективность использования ресурсов, т. е. показывают соотношение полученного экономического эффекта (выручки от продажи, прибыли) с количеством или стоимостью произведенных затрат, а также средств, вложенных в формирование ресурсов, для его получения).
При этом система экстенсивных и интенсивных факторных экономических показателей может быть детализирована в разрезе групп ресурсов, задействованных в торгово-экономическом процессе объекта экономического анализа.
По своему содержанию показатели делятся на количественные (показатели, используемые для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции (товаров), др. стороны работы организации: объем реализации в руб., продажа товаров в количественном выражении (кг, шт.), процент выполнения производственной программы), структурные (или удельные, характеризующие отношение части к общему) и качественные (используют для оценки произведенной продукции и реализуемых товаров с точки зрения ее соответствия установленным требованиям, для оценки экономической эффективности: урожайность с 1 га, производительность труда)2.
По характеру воздействия выделяют:
– прямые показатели, рост которых характеризует или способствует улучшению результатов деятельности организации, например, прибыль, операционные доходы, материалоотдача, скорость обращения товаров, фондоотдача и т. д.;
– обратные, увеличение которых отражает или приводит к ухудшению результатов деятельности, например, убыток, уровень расходов на продажу, операционные расходы, материалоемкость, время обращения товаров, фондоемкость и т. д.
По способу формирования различают:
– нормативные (норма расхода энергии, топлива и т. д.);
– плановые (данные планов);
– учетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности);
– аналитические (определяются в ходе аналитических процедур с целью оценки результатов деятельности организации).
Статистические показатели характеризуют динамику результатов деятельности хозяйствующего субъекта и их распределение во времени и пространстве, а также количественное измерение взаимосвязи показателей.
Между показателями рассмотренной системы существует тесная взаимосвязь, которая может носить несколько или один из следующих характеров:
– логическая связь (проявляется между группами показателей, классифицируемым по таким признакам, как: единицы измерения, способ воздействия, содержание);
– семантическая
связь (взаимосвязь показателей
по степени охвата характеристик; данные
связи выделяются и фиксируются
посредством классификаций и
номенклатур в разрезе
– функциональная
связь (детерминированная) и стохастическая
связь (вероятностная).
Использование адекватных методов и приемов экономического анализа, совокупность которых представляет собой его инструментарий, дает возможность объективно измерять и оценивать характер взаимосвязей, количественные параметры факторов, оказавших влияние на изменение показателей, отражающих развитие хозяйственных процессов, а на этой основе – разрабатывать и принимать экономически обоснованные управленческие решения. Для лучшего восприятия приемов их классифицируют по ряду признаков.
Традиционные
приемы применяют с момента
С развитием вычислительной техники и проникновением математического аппарата в область экономики начали широко развиваться экономико-математические методы (метод дифференциально-интегральных исчислений, корреляционно-регрессионный анализ, дисперсионный анализ, кластерный анализ, линейное программирование, методы решения оптимизационных задач), которые позволяют: сократить сроки проведения анализа, т. е. повысить оперативность анализа; осуществлять более полный охват факторов и их влияние на результаты хозяйственной деятельности; заменить приближенные и упрощенные расчеты более точными вычислениями; решать сложные оптимизационные задачи, которые невозможно решить вручную с помощью традиционных методов. При этом все экономико-математические методы по признаку оптимальности и признаку получения точного решения делятся следующим образом:
– оптимизационные точные методы – методы, позволяющие искать единственно верное решение по заданному критерию оптимальности (к ним относят методы исследования операций, методы математического программирования, методы теории оптимальных процессов);
– оптимизационные приближенные методы – методы, позволяющие искать решение по заданному критерию оптимальности с любой степенью точности (к ним относят методы экономической кибернетики и эвристические методы);
– неоптимизационные точные методы – поиск решения ведется без критерия оптимальности, но при получении единственно верного решения (это методы элементарной математики, эконометрические методы и классические методы математического анализа);
– неоптимизационные приближенные методы – поиск решения ведется без критерия оптимальности с любой степенью точностью полученного решения (в основном, это методы математической статистики).
2. В зависимости от степени формализуемости приемов и методов (т. е. возможности описания методов с помощью математических процедур) В.В. Ковалев и О.Н. Волкова3 выделяют формализованные (математические, количественные), применение которых основано на построении математических моделях и выражениях, строгих зависимостях и правилах, и неформализованные (качественные, логические, эвристические), которые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне на основе интуиции и человеческого опыта (например, методы экспертных оценок, методы имитационного моделирования, метод сценариев).
Информация о работе Содержание, значение и задачи экономического анализа