Социальная защита незанятых и безработных граждан как составная часть трудовых ресурсов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 21:32, контрольная работа
Краткое описание
Цель работы обусловила постановку следующих задач: определение сущности безработица и статуса безработного в современном российском обществе, описание существующих видов безработицы и выявление причин их обуславливающих, выделение социально-экономических последствий безработицы, рассмотрение механизма социальной защиты населения от безработицы в общем и на примере отдельной социально-демографической группы и т.д.
Исходя из вышесказанного, можно
сделать такой вывод: на формирование
вынужденной безработицы главное влияние
оказывает экономический фактор, естественной
– личностный, маргинальной безработицы
– социокультурный.
По социально-демографическим
группам населения:
молодежная безработица,
женская безработица и т.д.
Количественная характеристика
безработицы, или уровень безработицы,
может быть четырех видов:
естественный уровень безработицы
– от 1,5 до 4% экономически активного населения;
приемлемый уровень безработицы
– от 5 до 7% экономически активного населения;
критический уровень безработицы
– от 8 до 11% экономически активного населения;
массовый уровень безработицы
– 11% экономически активного населения
и выше.
Чтобы не допустить массовую
безработицу в стране было принято Постановление
Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. №99
«Об организации работы по содействию
занятости в условиях массового высвобождения».
В соответствии с этим постановлением
местной исполнительной власти предоставлено
право по предложению служб занятости
населения приостанавливать высвобождение
работников в регионах в зависимости от
уровня безработицы. При этом максимальный
срок приостановки высвобождения (6 месяцев)
предусмотрен при уровне безработицы,
превышающем 11%.
Негативный характер последствий
безработицы как для отдельного человека,
так и для общества в целом ни у кого не
вызывает сомнений. При исследовании этого
вопроса целесообразно вначале рассмотреть
экономические, а затем и социальные его
последствия.
1.3.1 Экономические
последствия безработицы
Экономические последствия
безработицы и их структура весьма многообразны
и сложны. При исследовании этой проблемы
считается необходимым выделить экономические
последствия безработицы на национальном
уровне и на уровне человека.
На национальном уровне безработица
прежде всего:
снижает объем производства
валового внутреннего продукта;
уменьшая ВВП, приводит к сокращению
налогов,
росту инфляции;
замедляет рост производительности
труда;
снижает гибкость рынка;
увеличивает расходы государства
по мере ее роста;
в конечном счете может привести к еще большему росту безработицы.
На уровне человека безработица:
означает потерю постоянного
и регулярно получаемого дохода;
также означает потерю квалификации;
препятствует улучшению условий
труда. Она бьет не только по тем, кто непосредственно
остался без работы, но и по работающим,
помешав их попыткам улучшить качество
рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные
блага и обеспечить другие права человека
на рабочем месте.
усиление конкуренции между
работниками на рынке труда за наиболее
престижные рабочие места;
позволяют предпринимателям
манипулировать высоким уровнем безработицы
в своих интересах (например, понизить
цену рабочей силы и др.)[9, стр. 244].
1.3.2 Социальные
последствия безработицы
При оценке последствий безработицы
надо иметь в виду, что труд для подавляющего
большинства людей рассматривается не
только источником дохода, но делом чести,
гражданской доблести. Следовательно,
лишение его возможности трудиться –
это еще и большая социальная трагедия.
Безработица, снижая доходы семей:
усиливает дифференциацию населения;
способствует росту преступности,
ухудшению здоровья, сокращению
продолжительности жизни,
росту алкоголизма,
появлению депрессий, психических
расстройств, вплоть до самоубийств;
нарастание социального
возмущения и политической нестабильности,
что в итоге может привести к социальному
взрыву. Это возможно, когда ее уровень
превысит допустимый размер[9, стр. 247].
2 МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ
Одно из направлений социальной
защиты населения – разработка комплекса
мер по обеспечению гарантий в области
занятости, т.е. защита от безработицы.
Для регулирования и организации занятости
населения на территории Российской Федерации
создана Федеральная государственная
служба занятости населения, деятельность
которой направлена на:
оценку состояния и прогноз
развития занятости населения, информирование
о положении рынка труда;
разработку и реализацию федеральной,
территориальных и других целевых программ
содействия занятости населения, особо
нуждающегося в социальной защите и испытывающих
трудности с поиском работы;
содействие гражданам в поиске
подходящей работы;
организацию при необходимости
профессиональной ориентации, профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации безработных граждан.
2.1 Социальная
поддержка безработных граждан
В соответствии с Законом РФ
«О занятости населения в РФ» (ст.30) государство
гарантирует безработному, получившему
этот статус после регистрации в службе
занятости:
выплату пособия по безработице;
выплату стипендии в период
профессиональной подготовки, переподготовки
или повышения квалификации;
возможность участия в оплачиваемых
общественных работах;
компенсацию затрат в связи
с добровольным переездом в другую местность
по предложению службы занятости;
оплату за счет средств фонда занятости периода
временной нетрудоспособности в течение 12 месяцев потерявшим работу и заработок.
Материальная поддержка безработных
осуществляется в нескольких формах, основные
из них:
пособие по безработице,
доплаты на иждивенцев,
материальная и иная помощь
безработным с низкими доходами,
компенсации работникам, высвобождаемым
из организаций.
Помощь безработным включает
также посредничество в трудоустройстве.
Государственная политика в области социальной
защиты граждан, потерявших работу, помимо
этого предусматривает предоставление
права на досрочную пенсию гражданам[4].
2.1.1 Выплата
пособий по безработице
Пособия по безработице выплачиваются
из средств Государственного фонда занятости
населения РФ безработным гражданам, зарегистрированным
в органах СЗН в целях поиска подходящей
работ. Пособие по безработице можно определить
как выплаты, предоставляемые в течение
установленного законом срока лицам, признанным
безработными в размере, пропорциональном
утраченному заработку. Решение о назначении
пособия по безработице принимается одновременно
с решением о признании гражданина безработным.
Продолжительность выплаты
пособия в каждом периоде безработицы
не может превышать, как правило, 12 месяцев
в суммарном исчислении в течение 18 календарных
месяцев.
В случае не предоставления
оплачиваемой подходящей работы по истечении
18 календарных месяцев безработицы безработный
приобретает право на повторное получение
пособия по безработице в размере минимальной
оплаты труда.
Выплата пособия производится
не реже двух раз в месяц при условии прохождения
безработным перерегистрации с той же
периодичностью в установленные службой
занятости сроки, но не реже двух раз в
месяц. Размер пособия дифференцируется
в зависимости от категории граждан, признанных
безработными. В соответствии с Законом
пособие безработным гражданам, уволенным
по различным основаниям, устанавливается
в процентном отношении к средней заработной
плате, начисленной за последние три месяца
по последнему месту работы, если они в
течение 12 месяцев, предшествовавших началу
безработицы, имели оплачиваемую работу
не менее 26 календарных недель на условиях
полного рабочего дня или на условиях
неполного рабочего дня с пересчетом на
26 календарных недель с полным рабочим
днем [10].
2.1.2 Материальная
помощь безработным
Членам семьи безработного,
находящимся на его иждивении, а также
гражданам, потерявшим право на пособие
по безработице в связи с истечением установленного
законодательством срока его выплаты,
может оказываться материальная и иная
помощь в соответствии с законодательством,
в том числе дотации за пользование:
жильем и коммунальными услугами
– если размеры занимаемой безработными
и членами их семей жилой площади не превышает
(в расчете на одного человека) норм жилой
площади, предусмотренной Жилищным кодексом
РФ (12 кв. м на человека),
общественным транспортом –
если время нахождения в пути от места
жительства безработного до СЗН превышает
величину норматива транспортной доступности,
установленного местным органом власти
на данной территории,
услугами здравоохранения –
если эти услуги не включены в территориальные
программы обязательного медицинского
страхования,
общественного питания – если
они не пользуются льготами, предоставляемыми
органами социальной защиты.
Органами СЗН могут устанавливаться
следующие сроки и периодичности выплаты
материальной помощи:
не более 6 месяцев с ежемесячной
периодичностью выплаты средств безработным
гражданам, потерявшим право на пособие
по безработице в связи с истечением установленного
законодательством срока его выплаты;
не более 12 месяцев с ежемесячной
периодичностью выплаты средств членам семьи безработного, находящимся
на его иждивении;
разовые денежные выплаты членам
семьи безработного, находящимся на его
иждивении, в период ее отпуска по беременности
и родам;
разовые денежные выплаты членам
семьи безработного, находящимся на его
иждивении, в случае смерти самого безработного
или безработному гражданину в случае
смерти члена семьи, находившегося на
его иждивении.
Размеры материальной помощи
в виде ежемесячных денежных выплат, включая
дотации за пользование жильем, коммунальными
услугами, проездом на общественном транспорте,
услугами здравоохранения и общественного
питания, не должны превышать минимального
размера оплаты труда в месяц, установленного
законодательством [10].
2.1.3 Компенсационные
выплаты безработным
Компенсационные выплаты применяются
как чрезвычайная социальная мера и предназначены
для сдерживания массовых увольнений
и частичной поддержки доходов работников
организаций, находящихся в отпусках без
сохранения заработной платы в связи с
вынужденным прекращением работы или
вынужденно работающих в режиме неполного
рабочего времени. Эти выплаты производятся
из средств Государственного фонда занятости
населения РФ. Преимущественным правом
на получение подобных выплат пользуются
работники градообразующих предприятий,
а также проживающие в кризисных регионах.
Предоставление компенсационных
выплат способствует снятию социальной
напряженности в регионах с наиболее кризисной
ситуацией на рынке труда.
2.2 Профессиональная
ориентация, профессиональное обучение
и переквалификация безработного
населения
Одним из направлений политики
в области занятости населения является
профессиональная ориентация граждан.
Основная цель профессиональной
ориентации – оказывать содействие гражданам,
обращающимся в центр занятости, в определении
подходящего места работы в соответствии
с их личными интересами, потребностями
работодателей и рынка труда путем:
профессионального информирования
и консультирования,
психологической поддержки
с целью повышения конкурентоспособности
безработных граждан на рынке труда,
групповых форм работ, направленных
на социальную адаптацию к условиям рынка
труда.
Прямым продолжением профориентационной
работы является профессиональное обучение,
переобучение и повышение квалификации
граждан.
Основная цель – повышение
конкурентоспособности безработных граждан
на рынке труда посредством широкого спектра
образовательных услуг с учетом потребностей
работодателей и прогнозов развития спроса
на рабочую силу в отраслевом и территориальном
разрезе.
Программа профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации безработных граждан в соответствии
со ст.23 Закона «О занятости» направлена
на людей:
не имеющих профессии (специальности),
для которых невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации,
для которых необходимо изменить
профессию (специальность, род занятий)
в связи с отсутствием работы, отвечающей
имеющимся у гражданина профессиональным
навыкам,
утративших способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).