Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:51, курсовая работа
Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание спроса, выявить закономерности в изменении спроса на рынке, разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе.
Задачи:
1. Определить сущность спроса.
2. Выделить признаки и факторы спроса.
Введение
4
1 Сущность спроса и его признаки. Спрос и потребности. 5
2
Виды спроса. Классификация спроса: текущий и отложенный, индивидуальный и совокупный
9
3
Закон спроса. Кривая спроса (график). Действие закона спроса.
12
4
Эластичность спроса, виды эластичности. Коэффициент эластичности спроса и его экономическое значение.
17
Заключение
24
Список использованной литературы.
25
Различают индивидуальный спрос – спрос отдельного покупателя на товар или услугу; и совокупный спрос – спрос всех покупателей на данный товар или услугу.
Совокупный спрос - сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.
По степени охвата товаров различают:
а) микроспрос, т. е. спрос на отдельные виды товаров,
б) макроспрос, т. е. спрос на более или менее крупные группы товаров.
По степени удовлетворения спроса выделяют:
а) реализованный спрос;
б) неудовлетворенный спрос, который определяется количеством денег, которые не могут быть обменяны на товары в силу их отсутствия в продаже;
в) скрытый неудовлетворенный спрос, когда вместо желаемого товара, отсутствующего в продаже, приобретаются другие товары или его вид, худший по качеству.
По характеру спроса различают следующие состояния спроса, то есть различные уровни потребительского интереса к приобретению продукции:
В зависимости от степени
удовлетворения различают реализованный
(удовлетворенный) и неудовлетворенный
спрос. Реализованный спрос
Также выделяют виды спроса по времени формирования и предъявления на рынке.
Прошлый спрос – это
спрос, реализованный или неудовлетвор
Текущий спрос - спрос в настоящий момент, знание размеров которого позволяет оперативно вносить коррективы в намеченные маркетинговые мероприятия, представляет собой элемент конъюнктуры рынка.
Будущий спрос – спрос на последующий период, необходимо прогнозировать его объем и структуру с учетом возможностей производства и рынка.
Кроме того, такие виды спроса как:
Все виды спроса можно классифицировать по ряду критериев (см. таблицу 2.1)
Таблица 2.1 – Классификация спроса
Критерии |
Виды |
По числу объектов спроса |
|
По состоянию рынка |
|
По формам образования |
|
По тенденциям |
|
По покупательским намерениям |
|
По степени удовлетворения потребности |
|
По времени формирования и предъявления на рынке |
|
Закон спроса – экономический закон, в соответствии с которым величина спроса на рыночный товар снижается с ростом его цены при прочих равных условиях (мода, доходы потребителей, цены на аналогичные товары, качество).
Величиной спроса называется количество товара, которое покупатели готовы (т. е. хотят и могут) купить при данной цене в течение определенного периода: дня, недели и тому подобное. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-заменители и взаимодополняющие товары, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений
Величина спроса находится в обратной зависимости от цены. Это соотношение называется законом спроса.
Природа закона спроса по существу проста.
Высокая цена снижает желание
и финансовые возможности потребителя
совершить покупку или получить
услугу, а низкая цена стимулирует
потребителя и позволяет
Эффект дохода – воздействие,
которое оказывает изменение
цены продукта на реальный
доход (покупательную
Эффект замещения – это
Графически закон спроса представлен в виде так называемых кривых спроса.
Кривая спроса – это представленная
в графической форме
Рисунок 3.1- Кривая спроса [5, стр34]
Кривые на графике показывают: при повышении цен платежеспособная потребность людей сокращается, и наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается.
Смещение кривых спроса происходит
под влиянием изменений доходов
людей. Когда доход возрастает, спрос
на большинство товаров
Товар Гиффена – особый товар, который называют также неполноценным, так как ценовое отношение к нему потребителей отличается от стандартного. Взаимосвязь между спросом и ценой для такого товара или услуги подчиняется эффекту Гиффена.
Цена служит самой важной детерминантом количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.
Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.
На спрос влияют следующие
показатели неценовых детерминант:
Потребительские вкусы. . Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным(во всяком случае на Западе), а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды и облегченные продукты питания.
Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Пример: бум рождаемости после второй мировой войны повысил спрос на детское питание, предметы гигиены ребенка, детский лосьон и акушерские услуги.
Доход. Воздействие спроса изменения денежного дохода более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.
Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории (этот вопрос будет рассмотрен ниже).
Пример: Увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, морепродукты, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, свекла, восстановленные шипы на колеса и ношеная одежда.
Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом; сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.
Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.
Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.
Помимо цены, предложения и спрос определяются и другими условиями. Например, количество товара, которое производители готовы продать, зависит не только от цены, но и от издержек производства. Спрос на товар зависит, как от бюджета потребителей, так и от изменения экономических условий или налоговой политики. Чтобы сделать это, мы должны понять , как сдвигаются кривые предложения и спроса в ответ на изменения ставки зарплаты, капитальных затрат и дохода.